научная статья по теме РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.П.СУМАРОКОВА Науковедение

Текст научной статьи на тему «РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.П.СУМАРОКОВА»

Юй Хуэйцзюнь, старший преподаватель Педагогического университета Центрального Китая

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.П.СУМАРОКОВА

Введение

Как один из основоположников русского классицизма, создатель жанровой системы русской поэзии, «отец» национальной школы драматургии, самый плодовитый из писателей-классицистов и в области теории, и в области литературой практики, заслуги Сумарокова в русской литературе XVIII в. неоспоримы. Творчество Сумарокова изучают немало русских литературоведов: Гуковский, Берков, Благой, Бродский, Мстиславская, Кулаковая и др., но религиозно-философские взгляды Сумарокова остаются исследованными в недостаточной степени. Изучению религиозно-философских взглядов, воплощённых в творчестве этого выдающегося русского писателя посвящена эта работа.

Религиозно-философская доктрина Сумарокова

В XVIII в. Просвещение распространилось на Францию, Германнию, Россию и охватило другие страны Европы, появились много выдающих мыслителей. Их идеи оказали большое влияние на литературное творчество Сумарокова, сыграли огромную роль в формировании его мировоззрения.

Ещё в Корпусе Сумароков познакомился с философией эпохи Просвещения: там с 1734 по указу императрицы начали обучать «философии в латинском стиле, а также в современ-ном»(Мстиславская 2002, 9). Позднее в 40-50 гг. серьезно работал над трудами крупнейших западноевропейских просветительных мыслителей, стал одним из выдающихся русских просветителей. Он не только переводил их труды, но и помещает их в своих произведениях, усердно пропагандирует идеи просвещения, включая теорию государства, естественный закон, естественное право и многое другое(См.: Мстиславская 2002, 23).

Когда Сумароков начал свою литературную деятельность, для него литература является ещё «приятным упражнением»(Живов 1997, 53). При службе у графов Сумароков литература становится для него «основным занятием»(Живов 1997, 54). Увлечение литературой у Сума-рока растёт с каждым его произведением, он становится серьёзно заниматься литературной, и делает литературную деятельность своей профессией. Этот переход одновременно сопровождает формирование у него мировоззрения. Приблизительно к концу 1750-х годов миро-воззрениеего полностью оформилось, и Сумароков стал наиболее крупным литературным выразителем идеологии передового дворянства середины XVIII века.

Как идеолог Просвещения Сумароков разделяет и проповедует передовые представления о том, что искусство - один из способов общественного сознания: «Пиитические выражения и их изображение, хотя они и вымышленные, служат познанию естества, подражанию великих дел, отвращению от пороков и всему тому, что человечество к исправлению требует: и нередко больше они имеют успеха нежели проповедуемая мораль» (См.: Мстиславская 2002, 15). Литературную деятельность Сумароков воспринимает как школу, предназначенную создать нового просвещённого человека, точнее, просвещённого дворянина. Кроме того, по мнению Сумарокова, в русском государстве дворянство является основной движущей силы общественного прогресса. Именно эти мысли побуждает Сумарокова расстаться с предсказуемой дворянской карьерой и вступить на путь литературы (См.: Живов 1997, 54). Хотя профессия литератора была невиданным явлением в тогдашнем русском обществе, люди относились к литературе не только без всякого понимания, даже презирали её. В этом смысле Сумароков по праву считается начинателем новой русской литературы.

В елизаветинское царствование масонство быстро распространяется, вовлекая в свой состав и много деятелей литературы и искусства. По документам в 1756 г. в Петербурге уже существует масонская ложа, в которую входит и Сумароков(См.:Писанов 1947, 52)

Религиозно-философская доктрина русских масонов 50-60-х гг., помимо стремления к достижению высшего блага - царствия Божия на земле путём самоусовершенствования и достижения внутренней свободы личности, утверждала не только сосредоточенность на внутренней жизни, как позднее у масонов 80-90-х гг., а ещё и стремление к воплощению идеалов в реальной жизни: в общественном устройстве, - исходя из основ христианской морали (Уткина 1991, 158) Эти устремления оказывают большое влияние на творчество Сумарокова. Он воспринимает литературную деятельность как инструмент дворянского совершенствования, смотрит на своё творчество как на своеобразную школу гражданских добродетелей. Поэтому в произведениях Сумарокова на первое место выдвигаются морально-нравоучительные функции литературы.

Сумароков разделял идеи западноевропейских философов и воплощал их в произведениях различных жанров. По его мнению, эти идеи обогащали установки масонов, ориентированные на самоусовершенствование личности. Свои морально-этические идеи Сумароков осуществлял в ряде статей.

В 1759 г. Сумароков начал издавать первый частный журнал в России под названием «Трудолюбивая Пчела». Он ориентировался на дворянскую аудиторию и симпатизировал не царствовавшей императрице Елизавете Петровне и её вельможам, а малому двору - будущим монархам Петру III и Екатерине II. Основным в сатирических очерках и фельетонах журнала было обличение злоупотреблений, насилия, лихоимства и казнокрадства, процветающих в Российской империи.

Сумароков был убежденным монархистом, он считал крепостное право явлением естественным и необходимым, не сомневаясь в законности дворянских привилегий. Но он считал, что высокий пост и владение крепостными необходимо подтвердить образованием и полезной для общества службой. Дворянин не должен унижать человеческое достоинство крестьянина, отягощать его непосильными поборами.

Как выше написано, Сумароков много изучает труды крупнейших западноевропейских простветительских мыслителей XVIII века, и его философские знания уже достили до высокого уровня. Как проводник идей Просвещения, он усердно пропагандирует их передовые идеи. Знакомство с произведениями Сумарокова показывает, что много политических взгляды Сумарокова в самом деле являются конкретным воплощением этих идей. В 1774 г. Сумароков издал свою трилогию: «Оды торжественные», «Стихотворения духовные» и «Элеги любовные», знаменующая вершину литературного творчества Сумарокова. Этих три книги касаются историческо-политических, религиозных, этических проблем, отражают многолетние мышления автора об окружаюей действительности, являются обобщением политических взглядов Сумарокова на разные стороны русского общества. В этих трех книгах основная проблема - государство и личность - Сумароков пытался решить с нравственных позиций и выдвинул комплекс моральных требований, предъявляемых к идеальному монарху. Именно эта тематика соединяет три части в единство, что является важным событием общественно-политической жизни России XVIII в.

Заключение

Ещё с Корпуса Сумароков начал знакомиться с идеями западноевропейских просветительских философ и постепенно сформировалось его мировозрение. Сумароков связывает литературу и просвещение, считая, что литература предназначена просвещать, и сама оказывается основным орудием просвещения. Он воспринимает как школу, предназначенную создать нового просвещенного человека, точнее, просвещенного дворянина. Именно такая ус-

тановка пробуждает Сумарокова вступить в литературный путь. В своих произведениях Сумароков в полной мере воплощает свои религиозно-философские взгляды.

Литература

1. Березина В.Г. Журнал А. П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела» (1759) // Вопросы жур-

налистики: Межвуз. сб. ст. Л.: ЛГУ, 1960. Вып. 2. Кн. 2. С. 3-37.

2. Берков П.Н. Александр Петрович Сумароков. 1717-1777. Л.; М: Искусство, 1949. 100 с.

3. Живов В.М. Первые русские литературные биографии как социальное явление: Тре-

диаковский, Ломоносов, Сумароков // Новое литературное обозрение. М., 1997. № 25. С. 24-83.

4. Мстиславская Е. П. Жизнь и творчество А. П. Сумарокова // Александр Петрович Су-

мароков (1717-1777): Жизнь и творчество, М.: Пашков дом, 2002. С. 8-41.

5. Писанов. Масонская литература, 1947

6. Уткина Н.Ф., Ничкин В.М., Шкуринов П.С. и др. Русская мысль в век Просвещения М.: Наука, 1991. 280 с

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком