научная статья по теме Религиозное образование в России (правовые проблемы государственного контроля за обеспечением свободы совести в сфере образования) Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Религиозное образование в России (правовые проблемы государственного контроля за обеспечением свободы совести в сфере образования)»

религиозное образование в России (правовые проблемы государственного контроля за обеспечением свободы совести в сфере образования)

Ф.А. Куприянов, заведующий кафедрой Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Можно ли преподавать религию в школах в светском государстве? Да или нет? Этот вопрос настолько сложен в современной России, что Министерство образования и науки РФ само не в силах его разрешить. Поэтому министр образования Андрей Фурсенко обратился в Общественную палату с просьбой вынести свои рекомендации по изучению одного из религиозных предметов «Основы православной культуры». 27 ноября 2006 г. после совместного заседания трех комиссий Общественной палаты были утверждены рекомендации по вопросам изучения религиозной культуры: предмет «Основы православной культуры» должен быть исключен из школьной программы и заменен на универсальный курс религиоведения.

Общей тенденцией, наблюдаемой сегодня во многих странах мира, является секуляризация образования. При этом имеется в виду не столько исключение религии из сферы образования, сколько перераспределение ответственности за образовательные процессы. В современных условиях именно государство несет главную ответственность за вопросы образования.

Одно из проявлений такой секуляризации заключается в усилении контрольных и надзорных функций государства, в том числе в негосударс-

твенном образовательном секторе, подчинении религиозных организаций государственным стандартам и требованиям, касающимся образовательной деятельности [1].

Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отраженного в науках о природе, об-

ществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями.

Также определяется, что образование есть необходимое условие подготовки к жизни и труду и основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею.

Право на образование закреплено в Конституции РФ 1993 г. в ст. 43. Помимо Конституции РФ данную сферу общественных отношений регулирует и Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266 «Об образовании».

В соответствии с указанным законом и Национальной доктриной образования в Российской Федерации принципами государственной политики РФ в сфере образования являются:

• уважение к правам и свободам человека;

• единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

• общедоступность образования;

• свобода и плюрализм в образовании;

• демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений;

• светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Последний принцип указывает на светский характер образования, но одновременно с этим светское образование должно выполнять свои цели по

передаче духовных богатств и культурных ценностей. Насколько возможно последнее без религиозного, этического или религиоведческого компонента образования? В советский период этот вопрос решался просто: все, что было до октября 1917 г. - это «мракобесие» и «буржуйская культура прихвостней царизма». Впоследствии, правда, пришлось отказаться от подобной идеологии, процветавшей в 20-е годы ХХ столетия, и частично признать достижения русской культуры, литературы, искусства, но большинство тех духовных ценностей, что укрепляли сознание людей до революции, было «с позором» изгнано из учебных программ.

Система образования претерпела серьезные изменения. В середине XIX - начале ХХ в. в структуре Русской православной церкви была создана система религиозных учебных заведений, охватившая все уровни образования. В 1884 г. было законодательно оформлено создание церковно-приходских школ, т. е. начальных общеобразовательных учебных заведений, и к 1905 г. действовало 42 696 церковно-приходских школ и школ грамоты, в которых обучалось 1 983 817 учащихся [2, с. 105]. Причем выпускники церковно-приходских школ могли продолжить свое образование в создававшихся с 1884 г. церков-но-учительских и с 1895 г. - второклассных учительских школах, также подведомственных Священному Синоду. Эти учебные заведения осуществляли подготовку педагогических кадров для начальных церковных школ. Причем даже несмотря на узкопрофессиональную направленность учительских школ, получаемое образование позволяло их

выпускникам не только заниматься педагогической деятельностью, но и поступать в высшие учебные заведения, в том числе и светские.

Для получения духовного образования мужчины могли поступать в семинарии, а затем в академии, уровень которых в то время был вполне сравним с университетским.

Не были лишены возможности получить образование и женщины. С 1868 г. начинают складываться в стройную организацию епархиальные женские училища, которые по уровню образования приближались к женским гимназиям. В 1914 г. система религиозного образования получила свое структурное завершение: при московском Скорбященс-ком монастыре был открыт Женский богословско-педагогический институт, который стал третьим государственным высшим женским учебным заведением.

В таком виде система церковных учебных заведений просуществовала до Февральской революции 1917 г., после которой Временное правительство законом от 20 июня 1917 г. передало в ведение Министерства народного просвещения все школы, финансируемые за счет средств государства, в том числе церковно-приходские школы, второклассные и церковно-учительские. Если при Временном правительстве речь шла лишь о передаче государству церковноприходских и церковно-учительских школ, финансируемых из государственного бюджета, то Советская власть поставила вопрос вообще о передаче дела образования и воспитания из духовного ведомства в ведение Наркомпроса, которому постановлением Совнаркома

от 11 декабря 1917 г. переподчинялись все духовно-учебные заведения, в том числе епархиальные женские училища [3].

Изданный 23 января 1918 г. декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в законодательном порядке прекратил существование церковной системы народного образования.

Все образование стало светским. Поменялась сама методика преподавания, все «поповское» и «царское» было удалено из общеобразовательных предметов, к примеру, из истории России и из литературы!

Впоследствии вся система образования была пропитана материалистической идеологией марксизма.

Такая ситуация просуществовала вплоть до конца ХХ в., когда после принятия Конституции РФ 1993 г. основные свободы и права граждан перестали быть просто лозунгами. Отразилось это и на деятельности религиозных объединений.

В современном российском общественном сознании активность религиозных организаций связана преимущественно с коллективным отправлением культа, богослужений и ни с чем более. Это обусловлено сохраняющимися советскими традициями, при которых религиозные организации, согласно принципу отделения церкви от государства, находились на обочине социальной жизни, что привело к слабости (финансовой, кадровой, организационной) самих религиозных структур. Такая ситуация отличает нашу страну от других, где религиозные организации помимо непосредственно культовой

активности занимаются и другими видами деятельности: благотворительной, просветительской, попечительской, издательской, коммерческой и т. д. Одним из таких видов является образовательная деятельность [1].

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» позволил законно действовать на территории РФ многим религиозным объединениям. Это способствовало развитию и религиозного образования.

Необходимо определить, как соотносятся понятия «светское образование», «духовное образование» и «религиозное образование».

Духовное образование, по мнению преподавателя Белгородского государственного университета К.В. Козлова, - это иерархично структурированная система профессиональных (средне-специальных и высших) учебных заведений, образовательная деятельность которых направлена на подготовку священно- и церковнослужителей, и в которых религиозная компонента содержания образования является доминирующей. Система духовного образования Русской православной церкви включает духовные училища, семинарии и академии.

Религиозное (церковное, церковно-гражданское, конфессиональное) образование понимается как промежуточный между духовным и светским тип образования, содержание которого включает наряду с общеобразовательной (или профессиональной) компонентой и религиозную (теоретическое изучение основ вероучения и построенную на религиозных ценностях систему вос-

питания), реализующуюся в учебно-воспитательной деятельности церковных образовательных учреждений. В структуре Русской православной церкви это православные гимназии, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Православный университет св. Иоанна Богослова и др. Данные учебные заведения не являются ориентированными на профессиональную подготовку священнослужителей, скорее наоборот, их выпускники — во-церковленные миряне [3].

Религиозные организации во многих странах не ограничиваются только религиозным образованием. Они владеют общеобразовательными школами, светскими колледжами и университетами. К примеру, в Нидерландах в государственных школах религия не преподается с начала ХХ в., но одновременно с этим больше половины, а то и 2/3 всех учебных заведений - католические и протестантские с конфессиональным образованием [4].

Причем данные учебные заведения, несмотря на аффилированность с религиозными структурами, предоставляют общее светское образование, в связи с чем можно разделить образовательную деятельность религиозных организаций и религиозное образование. В данном контексте образовательная деятельность — более широкое понятие, чем религиоз

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком