научная статья по теме РЕЛИГИОЗНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО КАК ПУТЬ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «РЕЛИГИОЗНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО КАК ПУТЬ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

Современные гуманитарные исследования, № 5, ------------------2006------------------

Религиоведение, философская антропология, философия культуры

Романова Н.В., соискатель Муромского института Владимирского государственного университета

РЕЛИГИОЗНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО КАК ПУТЬ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

В августе 2006 года Муромский Спасский монастырь, один из старейших на Руси, отмечает серьезную дату: 910 лет со дня основания. Ожидается приезд высших церковных сановников и большой наплыв религиозных паломников. В связи с этим вызывает интерес само явление религиозного паломничества.

Этот древний христианский обычай путешествия по святым местам возродился в последние десятилетие, в связи с возрождением церквей и монастырей.

Паломничество известно еще с глубокой древности и основано, как утверждает автор соответствующей статьи в Полном православном богословском энциклопедическом словаре (репринтное издание 1992 года), на веровании, что молитва более действенна в определенных местностях. Паломничества совершали еще древние дохристианские народы. В христианское время паломничество входит в обыкновение в IV веке по примеру св. Елены, которая отправилась на поклонение в те земли, где проходила земная жизнь Спасителя, и воздвигла там Крест Господень. На русской земле паломничество известно уже с XI века, и первым русским паломником история называет Дмитриевского игумена Варлаама. Ради спасения души, паломники совершали длительные путешествия к Иерусалиму, Константинополю, на Афон, а также по отечественным святыням. Западные паломники назывались пилигримами, они имели свой особый костюм, который у них заимствовали древнерусские паломники -главными принадлежностями пилигримов были посох и сума, а также сандалии - калиги. У русских паломников были сумы, сумочки, подсумки, а также клюки, посохи, лапти, шляпы. Проходя через многие земли и страны, паломники слушали и запоминали различные легенды и предания, которые нашли отражение в описаниях совершенных путешествий - «хождениях». Первым примером литературы подобного характера можно считать «Хождения игумена Даниила», датируемые XII веком1. Много описаний паломнических путешествий создано в XVIII, а также в XIX веке2.

XX в. - время массовых паломничеств по святым местам России.

А что представляет собой религиозное паломничество в наше время?

Религиозное паломничество, в отличие от культурно-религиозных познавательных, (а часто и развлекательных) или культурно-исторических путешествий, имеет свои основные цели, адекватные устоям, столпам, догмам и канонам религии, традиции, сложившиеся веками, и несет определенный верованием глубоко духовный смысл совершения обряда. Религиозным паломничеством исторически занимались и занимаются в настоящее время специальные паломнические службы, создаваемые религиозными центрами той или иной конфессии. Религиозное паломничество как вид особой деятельности регулируется прежде всего, религиозными правовыми нормами, поскольку по существу духовного содержания это религиозный обряд. Одновременно такое паломничество - это и путешествие, часто доста-

1 Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2-х т. Репр. М., 1992. Т. 2. - С. 1751.

2 Подмосковье как историко-культурный регион России. - М.: Государственная академия славянской культуры, 2000. - 24 стр.

Современные гуманитарные исследования, № 5,

------------------2006------------------

точно дальнее, возможно в чужеземные страны, и сам паломник и организаторы паломничества руководствуются и обязаны соблюдать правовые нормы и правила бытия, как данного государства, так и международные и национальные (других государств), если это путешествие связано с посещением святынь в других странах, пересечением государственных гра-

3

ниц .

Однако вера, любовь, как известно, не поддаются рациональному анализу, а главным и достойным уважения побудительным мотивом паломничества является именно желание проявить любовь. Православные идут к святыням, ищут душевного приюта и утешения. Многие находят выход из тяжелого душевного состояния именно в паломничестве. Иногда в паломничество отправляются «в покаяние», чтобы подвигом паломничество «потрудившись ради Бога», очиститься от греха. Часто русские люди предпринимали обетные паломничества - по обету, данному Богу в болезни или скорби житейской. Еще чаще к святыням шли (или их везли близкие) болящие, чающие исцеления от телесно или душевной немощи через прикосновение к святыне. Русские монастыри, особенно древние и прославленные, где почивали мощи святых, всегда были переполнены болящими и убогими.

Отрадно, что значение монастыря, как обителя очищения, покаяния, смирения не утрачивается, а приобретает все большую популярность.

Восстановление храмов - дело святое, и не только восстают из руин, в материальном и духовном значениях этого слова, величайшие памятники культуры и архитектуры. Происходит нечто, более значительное и важное. Воссоздается духовность русского народа.

Август Блаженный писал, что пребывание в храме «... прибавляет Веру, Надежду, Любовь: яко солнце просвещает, яко вода очищает, яко огонь опаляет; яко елей умащает; дьявола постыдевает; Бога показует; похоти телесные угашает; и елей милосердия есть, жребий веселия. свирепство изгоняет, и всякую ярость утишает; гнев сокрушает; всякий грех отгоняет; союз любве содружает, вся преходит, вся научает, вся показует; душу вели-чит, уста очищает, сердце веселит. человека просвещает.всякое зло убивает. Тишина ума есть и возвестник мира... светлость истины показует; старцем утеха есть, юношам украшение.».4

3 Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебник. - Издание 8-е переработанное и дополненное. - СПб.: «Издательский дом Герда, 2006 г.

4 Беспалов Н. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX веков. Очерк. - Ярославль: Верхнее-Волжское книжное издательство, 1971. Герасименко Н. Храм - небо на земле.

Купряшина Т. Троицкий монастырь. Летопись славы и утрат // «Муромский рабочий». 1991. 10 августа. Маурова Л. Первый женский монастырь // «Призыв», 1991, 13 июля. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XX столетия: Краткие исторические сведения с приложением описей сохраняющихся в них древних предметов // Под редакцией действительного члена Владимирской Ученой Архивной Комиссии протоиерея В.В. Косаткина. - Владимир, 1996. Церковно-приходская летопись Владимирской Епархии Муромского Троицкого женского монастыря (1755-1921) / Научный архив Муромского историко-художественного музея. Рукопись.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком