научная статья по теме РЕЛИГИОЗНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ГОРОДА Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «РЕЛИГИОЗНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ГОРОДА»

ВЕСТНИК ЮЖНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА Том 10, № 4, 2014, стр. 80-84

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 323.37.035.4

РЕЛИГИОЗНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КРУПНОГО ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ГОРОДА

© 2014 г. Т.Т. Тарасова1

Поступила 04.07.2014

В статье на основе эмпирических материалов социологического опроса, проведенного среди студентов вузов города Ростов-на-Дону в 2014 г., и авторской методики исследования религиозности поликофессиональной среды анализируются уровень религиозности и религиозные практики православной и мусульманской студенческой молодежи, ее отношение к религиозному плюрализму, установки на межконфессиональное общение, место религиозных ценностей в системе жизненных приоритетов студентов, степень их конфессиональной толерантности/ интолерантности. Показано, что возросшие масштабы учебных миграций из республик Северного Кавказа, как и опережающий рост северокавказских диаспор, способствуют полиэтнизации ростовского студенчества и актуализируют проблему оптимизации межкультурного диалога и межконфессионального взаимодействия. Эмпирически установлено, что уровень и степень религиозности мусульман, роль религиозного фактора в их жизни заметно выше, чем у православных студентов, а религиозные ценности являются для них одним из основных жизненных приоритетов, в то время как у православных вера в Бога в рейтинге ценностей занимает одно из последних мест. Для большинства православного студенчества конфессиональное самоопределение является лишь культурной самоидентификацией, маркёром принадлежности к христианской культуре. Вместе с тем выявленные особенности религиозности православной и мусульманской студенческой молодежи не оказывают заметного влияния на межконфессиональные установки и климат кросс-культурного взаимодействия.

Ключевые слова: религиозность, православные, мусульмане, конфессиональная толерантность, студенческая молодежь, поликонфессиональный город.

Радикальные изменения в российском обществе, произошедшие в постсоветский период, оказали влияние на социально-экономическое развитие и духовную жизнь россиян, их отношение к религии и церкви. Атеизм и религиозный индифферентизм уступил место отношениям, где религиозный фактор стал рассматриваться в качестве важнейшего средства преодоления кризиса ментальности и духовно-нравственного возрождения.

Международный и российский опыт показывает, что религия все больше определяет образ жизни приверженцев ислама, а религиозный ренессанс в разных формах ощущается среди христианских и других религиозных общин. Эти же тенденции характерны и для Юга России, особенно для республик Северного Кавказа, где исламский фактор в явной или скрытой форме всегда имел существенное

1 Институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН (Institute for Social and Economic Research and Humanities of the Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences), 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Чехова, 41, e-mail: tarasova_tt@mail.ru

значение и регламентировал многие стороны социального бытия. Активизация религиозного фактора сопровождается не только оттоком русского населения из республик Северного Кавказа, но и интенсивной миграцией мусульманского населения, главным образом молодежи, в русские регионы Юга России, где культура и образ жизни сложились под влиянием христианских ценностей. В постсоветский период на Юге России (прежде всего в Ростовской области), как и в целом по стране, произошел масштабный рост численности вузовской молодежи. Наибольшая часть студенческой молодежи южного макрорегиона концентрируется в донской столице, которая среди всех крупных южных городов занимает первое место по количеству высших учебных заведений и числу студентов.

Возросшие масштабы учебных миграций из республик Северного Кавказа, как и опережающий рост северокавказских диаспор способствуют по-лиэтнизации студенчества. Анализ этнического состава студентов вузов Ростова-на-Дону показал, что этническая мозаичность среди вузовского сту-

денчества заметно выше общегородской. В частности, доля студентов, представляющих народы Северного Кавказа, в 3-4 раза превышает долю представителей северокавказских народов в составе всего населения города. Наиболее многочисленные этнические группы среди студентов - это русские и представители народов Северного Кавказа, принадлежащие к мусульманской культуре, поэтому именно они в наибольшей степени определяют климат кросскультурного взаимодействия.

Таким образом, сама социальная ситуация с неизбежностью актуализирует проблему межкультурного диалога и межконфессионального взаимодействия, учета религиозного фактора в жизни ростовского студенчества и требует ее научного исследования и осмысления. Именно эти задачи реа-лизовывались в ходе выполнения научного проекта РГНФ "Религиозный фактор в повседневном мире студенческой молодежи крупного поликонфессионального города", на некоторых результатах которого мы и остановимся в данной статье, а именно на особенностях религиозности православной и мусульманской студенческой молодежи, установках на межконфессиональное общение, степени конфе ссиональной толерантно сти/интолерантно с-ти, роли религиозного фактора в повседневной жизни студенчества.

Объектом нашего исследования является вузовская молодежь г. Ростов-на-Дону. Эмпирическую базу составляют материалы социологического опроса студентов пяти крупнейших вузов города, проведенного весной 2014 г., в ходе которого было опрошено 402 студента. Из общего массива опрошенных были сформированы две статистически значимые целевые группы студентов четвертых курсов дневного отделения гуманитарных и естественнонаучных направлений обучения, одна из которых состоит из студентов - носителей православной религиозной традиции, а другая - носителей мусульманской религиозной традиции (всего 300 человек). Отбор целевых групп по данным критериям обусловлен тем, что, как показывает педагогическая практика, именно к четвертому курсу у студентов уже достаточно четко сформированы жизненные и ценностные ориентации, в том числе и религиозные. Кроме того, как было сказано выше, наиболее многочисленные группы среди студентов - это русские и представители народов Северного Кавказа, в наибольшей степени влияющие на межконфессиональное взаимодействие и общение. В силу этого для исследования отобраны именно две эти группы студенчества.

Поставленные в нашем исследовании цели и задачи диктуют необходимость разработки способов концептуализации социологического инструмен-

тария, позволяющих изучать религиозность поликонфессиональной среды. В подавляющем большинстве современных отечественных научных исследований используются методики изучения религиозности православного населения, реже - методики для других конфессий, и лишь в отдельных работах предприняты попытки создания интегрального подхода к измерению религиозности носителей разных религиозных традиций (это, например, исследование Ю.Ю. Синелиной [1]).

Анализ научной литературы показал, что, несмотря на обилие работ, базовую методологическую основу изучения религиозности составляют концептуальные положения, разработанные И.Н. Яб-локовым, Д.М. Угриновичем, В.Ф. Чесноковой, а из зарубежных исследователей - Г. Олпортом, Ч. Гло-ком и Р. Старком. Опираясь на методологические достижения социологии религии и социологии молодежи, и прежде всего на идеи и концептуальные положения перечисленных авторов, мы разработали интегральную социологическую методику изучения религиозности полиэтничной поликофес-сиональной среды. Синтезировав предложенные Ч. Глоком и И.Н. Яблоковым пятимерные шкалы измерения религиозности, в инструментарии основное внимание мы сосредоточили на пятом измерении, а именно на влиянии религиозности на поведение индивида, повседневные взаимоотношения людей, на том, что Ч. Глок определяет как результирующее влияние религиозности на образ жизни (consequential dimension), на повседневную жизнь человека.

Одной из ключевых категорий нашего исследования является понятие "религиозность", которую мы будем рассматривать как комплексную характеристику, свойство сознания и поведения отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное, и отражающую их вовлеченность в религиозную сферу жизни. В ряде работ отечественных исследователей [1; 2] зафиксирован более высокий уровень религиозности мусульманской студенческой молодежи по сравнению с православными студентами.

Как показывают наши эмпирические данные, уровень религиозности исследуемых групп студентов также заметно различается. У студентов, идентифицировавших себя как "православные", он близок к общероссийским показателям и составляет 76,1%. Религиозность мусульман заметно выше: 85,3% отнесли себя к верующим. Кроме того, религиозное самоопределение представителей мусульманской традиции более четкое и ясное - среди них нет колеблющихся, безразлично и отрицательно относящихся к религии, а доля неверующих заметно ниже, чем у православных (табл. 1).

82

Т.Т. ТАРАСОВА

Таблица 1. Отношение студентов к религии (в % от числа ответивших, 2014 г.)

Как Вы относитесь к религии? Православные Мусульмане

1. Считаю себя верующим чело- 76,1 85,3

веком

2. Не считаю себя верующим че- 0,6 2,9

ловеком, но хотел(-а) бы быть

таковым

3. Отношусь к религии с уваже- 18,2 11,8

нием, хотя верующим себя не

считаю

4. Безразлично, не интересуюсь 0 0

религией

5. Отношусь к религии отрица- 0,6 0

тельно

6. Затрудняюсь ответить 4,5 0

Итого 100,0 100,0

Одним из важных показателей, выражающих степень религиозности, является место религиозных ценностей в системе ценностных ориентаций и жизненных приоритетов личности. Ценностные ориентации, являясь важнейшим регулятором человеческого поведения в коллективных действиях, оказывают довольно сильное влияние на выбор жизненной стратегии, понимание смысла жизни и повседневное поведение людей. В нашем исследовании для их фиксации респондентам задавался вопрос: Что для Вас сегодня наиболее значимо в жизни? Из предложенного списка ценностей необходимо было выбрать три-пять ценностей. Рейтинг наиболее значимых жизненных ц

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком