научная статья по теме РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ПОСТУЛАТОВ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПАРТИИ США:КОНСЕРВАТИВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ 2008–2011 ГГ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ПОСТУЛАТОВ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПАРТИИ США:КОНСЕРВАТИВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ 2008–2011 ГГ»

УДК 327.39; 329.11

РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ПОСТУЛАТОВ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПАРТИИ США: КОНСЕРВАТИВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ 2008-2011 гг.

© 2013 г. М.А. Алхименков*

Институт США и Канады РАН, Москва

В статье рассматривается развитие идеологической платформы Республиканской партии после 2008 г. Находясь в оппозиции к администрации Обамы и пытаясь сохранить лидерство США в мире, республиканцы всё больше обращаются к религиозному консерватизму и стремятся объединить верующую часть избирателей вокруг своей партии. Идеалом для правых политиков и их электората по-прежнему является Р. Рейган с его ультраконсервативными взглядами. Роль религии и влияние «правых христиан» внутри Республиканской партии постепенно становятся определяющими.

Ключевые слова: Республиканская партия США, «христианские правые», американский мессианизм, внешнеполитический реализм и идеализм, выборы президента США — 2012, Конгресс 112-го созыва, религиозное лобби.

Моральные ценности - неотъемлемый элемент общественной и политической жизни США. Решения политиков, отражающие национальную этику и мораль, способны гораздо быстрей завоевать сердца избирателей. При этом моральные ценности носят подчас самый различный характер, варьируясь от возведения в абсолют индивидуальной свободы человека до следования пуританской логике «града Божьего на Холме». Однако, пожалуй, главный источник национальных ценностей это религия. Политик в США не может обходить её стороной. Он должен выглядеть в глазах избирателей человеком достойным с точки зрения морали и потому, зачастую, в своей деятельности отталкивается от религиозных принципов. Особенно это важно для политиков правого политического спектра, преимущественно представителей Республиканской партии.

Отношение к религии - один из ключевых разграничителей между двумя флангами политической элиты США. Эта грань особенно актуальна сейчас. Победа Демократической партии и светского либерала Б. Обамы на президентских выборах 2008 и 2012 гг. обозначила своеобразный ценностный рубеж, разделив две главные партии не только по политическим и экономическим принципам, но и по взглядам на религию и глобальную роль Соединённых Штатов. Оба аспекта

* АЛХИМЕНКОВ Михаил Александрович - младший научный сотрудник Института США и Канады РАН. E-mail: Alkhimenkov@yandex.ru

взаимосвязаны, поскольку религиозно-мессианское обоснование первенства США в мире почти исчезло в риторике и политике демократов. Для республиканцев же религиозный компонент стал даже более значимым.

Идейное размежевание также отразилось на сфере внешней политики. Поэтому роль религии в мировосприятии стремящихся к реваншу правых, которые всё сильней заявляют о себе в стане республиканцев, требует отдельного рассмотрения.

Религия как основа идеологии современных американских правых

Интересна роль религии в формировании идеологии двух доминирующих партий и американского истеблишмента в целом. Демократы, особенно в последние десятилетия, стали менее религиозны и чаще всего отталкиваются от либеральных течений протестантизма; кроме того, исторически к ним всегда примыкали представители католической общины, а также все те, кто не разделял традиционный протестантский взгляд на мир.

Для Республиканской партии напротив, в большей степени характерен религиозный консерватизм. Республиканцы, экспериментировавшие с политическим реализмом во внешней политике в первой половине 1970-х годов, в начале 2000-х годов вернулись к религиозному мировосприятию и сегодня претендуют на то, чтобы продолжать американский исторический мессианский проект, появившийся в Северной Америке в начале XVII века, ещё с первыми кораблями переселенцев-пилигримов.

Актуальным историческим «водоразделом» для отношения партий к религии следует назвать период с середины 1970-х по начало 1980-х годов. Именно в это время сошли с политического олимпа последний видный республиканец-прогрессист президент Никсон и консервативный демократ президент Картер. В сфере внешней политики тогда же закончился период советско-американской разрядки времён прагматичного реалиста республиканца Генри Киссинджера и настроенного на доминирование США в мире демократа Збигнева Бжезинского. Параллельный рост влияния протестантов-евангелистов во главе с проповедником Джерри Фолуэллом и окончательное оформление «неоконсерватизма» как правоконсервативной идеологии, благодаря одному из его отцов-основателей Ирвингу Кристолу, быстро подтолкнули республиканцев к религиозному мессианству.

Так, они выдвинули ультраконсерватора Рональда Рейгана. Его отношение к внешнему миру пронизывала эсхатологическая, вдохновлённая апокалиптическими идеями протестантская мораль. Эпоха Рейгана закрепила консервативный, во многом фундаменталистский, политический идеал «Великой старой партии». Российский американист В.Н. Гарбузов отметил роль «новых правых христиан» в этом процессе: «Существенным идейным компонентом рейганизма было почтение (с явным оттенком популизма) к нормам морали и религии, приводившее порой к показному морализму его адептов. Источником и опорой этого морализма были так называемые новые христианские правые» [5, с. 171].

Поэтому начиная с 1980-х годов само наличие идейного акцента на религиозных ценностях является индикатором различий между двумя партиями. Если демократы в последние десятилетия твёрдо придерживаются либеральных, временами близких по духу к атеистическим, взглядов на мир (разумеется, формально не порывая с религией), то для республиканцев, особенно правых консерваторов, характерна апелляция к вопросам веры и морали. К этому добавляются их ультра-патриотичность и выраженный милитаризм. Такая тенденция гегемонизма была присуща не только Р. Рейгану и Дж. Бушу-мл. с их администрациями, но и большинству республиканских избирателей.

При этом было бы преувеличением полагать, что между политическими «правыми» (или, тем более, «правыми христианами») и Республиканской партией установился знак равенства. В партии есть и куда более умеренные в плане религиозного мессианства люди. Среди них такие разные политики, как экс-мэр Нью-Йорка бизнесмен Рудольф Джулиани, глава внешнеполитического комитета Палаты представителей Илеана Рос-Лехтинен или бывший конгрессмен от Техаса Рон Пол. Религиозность республиканцев - вещь не абсолютная и характерна она, прежде всего, для «христианских правых».

Однако важно то, что влияние последних в партии росло в течение 40 лет и ещё больше упрочилось после 2008 г. В настоящий момент именно правая идеология - главное идейное течение, своеобразный «мейнстрим» среди республиканцев, а 40-й президент США Рональд Рейган до сих пор служит образцом для партии, в том числе и в сфере внешней политики.

Поражение от демократов на выборах в обе ветви власти в 2008 г. лишь ускорило поправение республиканцев. Это неудивительно, если взглянуть на электоральную статистику. «Сторонники Республиканской партии чаще, чем демократы, посещают церковь, - согласно данным нового опроса общественного мнения, проведённого Институтом Гэллапа. - Если участие республиканцев в церковной жизни носит регулярный характер, то большинство демократов, напротив, редко или вообще никогда не ходят в церковь. В процессе проведённого социологического исследования выяснилось, что 43% тех, кто идентифицирует себя в качестве приверженцев Республиканской партии, еженедельно посещают церковные службы. Еще 20% сторонников республиканцев бывают в храме, по крайней мере, ежемесячно. Для сравнения можно привести такие цифры: 33% всех граждан США посещают церковь еженедельно и 20% -ежемесячно. Среди демократов эти показатели ниже средних для всего населения США: 27% бывают на богослужении еженедельно и 20% - ежемесячно. При этом 52% демократов (т.е. большинство) утверждают, что они крайне редко или никогда не посещают церковь» [10]. Таким образом политическое разделение основано во многом на ценностных идеалах политиков и их избирателей. Биполярное отношение к религии всё больше совпадает с биполярной партийной системой США.

Будучи в оппозиции Белому дому и играя в 2008-2010 гг. роль меньшинства в Конгрессе, республиканцы с негодованием восприняли изменения во внешней политике США. Их недовольство особенно остро проявилось на фоне финансово-экономического кризиса и угрозы доминированию доллара в каче-

стве глобальной резервной валюты, т.е. в целом положению США в роли мирового гегемона. «Перезагрузка» отношений с Россией, сворачивание гегемони-стской внешней политики «неоконов» и неготовность администрации демократов к жёстким действиям в отношении Ирана - эти и другие шаги выглядят в глазах правых проявлением слабости, постепенным демонтажем «Американского мира» и отказом от исполнения Соединёнными Штатами «назначенной им Богом миссии».

И неудивительно, ведь по взглядам правые избиратели и политики, скажем, сенаторы Джон Маккейн или Рик Санторум (уже покинувший Сенат Конгресса) - своего рода консервативные идеалисты. Для них суть того или иного государственного режима (с точки зрения не только доктрины прав человека, но и христианской этики или даже эсхатологии) имеет основополагающее значение. США в их глазах должны оставаться непререкаемым мировым лидером, преодолевающим любые трудности, в том числе военно-политическими методами.

Реализм и идеализм в современной внешней политике США в контексте религиозной идеологии

В то же время нынешняя демократическая администрация исповедует внешнеполитический реализм, пусть и в либеральном ключе. Демократы довольно скептически относятся как к религиозному мировосприятию, так и к возможности поддержания мировой гегемонии США. В значительной степени это традиционно и для американского дипломатического корпуса, в котором видную роль играет либеральная элита Восточного побережья, далёкая от христианского мессианизма. Администрация Обамы и демократы в целом, осознав ограниченность возможностей США в современном мире, выступают за постепенное сворачивание единоличного американского лидерства и перенос акцентов на многостороннюю дипломатию, укрепление партнёрства с заинтересованными государствами для со

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком