научная статья по теме РЕСУРСНАЯ ФУНКЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ: АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ Психология

Текст научной статьи на тему «РЕСУРСНАЯ ФУНКЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ: АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2015, том 36, № 5, с. 21-31

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

РЕСУРСНАЯ ФУНКЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ: АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ1

© 2015 г. П. А. Сабадош

Кандидат психологических наук, научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии РАН, Москва; e-mail: psabadosh@psychol.ras.ru

Расхождения в трактовке предмета психологической эстетики, препятствующие интеграции данной научной области, проанализированы с точки зрения функции эстетических переживаний. Выделены пять основных подходов к пониманию этой функции: (1) в эволюционном подходе эстетические переживания считаются ресурсом видовой адаптации; (2) в психофизическом - ресурсом психического отражения сенсорных стимулов; (3) в интуитивистском - частью особых познавательных ресурсов психики, альтернативных понятийно-логическому мышлению; (4) в психодинамическом - ресурсом интеграции конфликтующих психических импульсов; (5) в экзистенциальном - ресурсом полноты человеческого бытия, а также жизненной связи субъекта с миром. Перечисленные подходы предлагается интегрировать в модель иерархической системы эстетических ресурсов психики.

Ключевые слова: психологическая эстетика, эстетическое переживание, система ресурсов психики.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАУКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

Бурный рост за последние десятилетия числа исследований эстетических феноменов в контексте разных научных дисциплин отразился в недавнем предложении А. Шимамуры [58] вслед за уже успевшей завоевать признание ней-роэстетикой утвердить новую, более широкую междисциплинарную область - эстетическую науку (aesthetic science). К такому предложению привела насущная потребность в интеграции накопленного за полтора столетия объёма теоретического и эмпирического эстетического знания. Необходимые для этого попытки упорядочить и систематизировать имеющиеся представления предпринимаются регулярно, но обычно анализируется какое-то одно научное направление: эмпирическая эстетика [25], психоаналитическая эстетика [42], нейроэстетика [31], а предметная область ограничивается одной (как правило, визуальной) модальностью и/или восприятием искусства [39, 60]; примером такого парциального анализа могут служить и наши собственные работы, посвящённые восприятию музыки [20, 21].

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 14-28-00087), Институт психологии РАН.

Причиной такого положения дел оказывается как разнообразие эстетических переживаний, так и нехватка концептуальной основы для объединения различных исследовательских парадигм, и прежде всего - сложность определения самой категории эстетического, дополнительно возросшая в связи с кардинальными изменениями в художественной культуре за последний век. (Заметим, что систематизация накопленных в данной области знаний в свою очередь способствует проработке теоретических вопросов, востребованной при решении прикладных задач, связанных с запросами практики, такими как оценка эффективности художественного образования, диагностика индивидуального уровня эстетического развития и т.п. [22]).

Принимая широкое понимание «эстетического как любого "гедонического" отклика на сенсорное переживание» [58, с. 4] и подразумевая под откликом в т.ч. интерес, предпочтение, приближение либо избегание, Шимамура расширяет его за рамки психологии искусства и отдельных сенсорных модальностей. Вместе с тем свою статью и коллективную монографию [59] он как соредактор структурировал в соответствии с отдельными областями знаний: философией, психологией, когнитивной наукой, нейронаукой, двигаясь, таким образом, в логике этих дисциплин, а не проблематики предмета - эстетики, чем затрудни-

тельно достичь интеграции. Две следующие книги Шимамура посвятил уже междисциплинарным исследованиям отдельных видов искусства: визуального [56] и кинематографического [57], повернув к традиционной "парциальной" стратегии.

Таким образом, задача систематизации научного эстетического знания в соответствии с логикой предмета и в целях последующей интеграции остаётся открытой. Очевидно, двигаться по этому пути следует, исходя из природы центрального эстетического феномена, подразумеваемого практически всеми авторами, - эстетических переживаний. Поскольку переживание - явление психическое, то логичным представляется, что ведущей, организующей наукой в данной междисциплинарной области должна быть психология, для которой как науки о процессе базовой проблемой эстетического переживания является обнаружение его функции, т.е. ответ на вопрос: в чём его значение для субъекта? Следовательно, при систематизации представлений об эстетических переживаниях целесообразно исходить из того, как тем или иным автором решался вопрос о функции эстетического переживания, т.е. о том, какой жизненный ресурс субъекта оно представляет.

В качестве рабочего определения эстетического переживания мы можем взять вышеупомянутое "широкое понимание", имея также в виду, что существует две основные традиции в понимании содержания эстетических переживаний, соответствующие в философии категориям прекрасного и выразительного. В анализ включались наиболее актуальные классические и современные работы из области психологии, а также при необходимости из других наук: эволюционной генетики, нейронауки, этологии, антропологии; учитывался опыт предыдущих систематизаций. Подчеркнём, что названия и содержание различных подходов к пониманию эстетических переживаний как ресурса, выделяемых в ходе анализа, отражают прежде всего этот ресурсный критерий, а не научные направления, школы и парадигмы. Порядок описания подходов соответствует отнесению эстетического переживания к жизненным ресурсам определённого масштаба: от внеиндивидуального до субъектного.

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД

Естественный отбор. К. Лоренц [14, 46] утверждал, что не только организм, но и психика животного приспособлена к среде обитания: перцептивные признаки элементов обстановки, имеющих для вида жизненно важное значение,

действуют на особь как ключевой стимул, запуская врождённое аппетентное либо аверсивное поведение и соответствующие аффективные состояния. Эстетическая чувствительность человека представляет собой подобную врождённую способность распознавать образы как привлекательные или отталкивающие.

Так, у животных и человека есть врождённые предпочтения вкуса пищи (см. обзор [52]), а также её запаха, цвета и формы, места обитания (см. обзор [43]). Человеку нравится вид растений и животных [61], определённый тип пейзажа [49]. Вид быстро приближающегося объекта, направленного в упор взгляда вызывают инстинктивную реакцию избегания, переживание угрозы [27]. Согласно основной гипотезе эволюционной эстетики, все эти предрасположенности возникли как видовые адаптации в ходе естественного отбора.

Половой отбор. Ч. Дарвин [7] утверждал, что выбор полового партнёра у животных, в том числе человека, происходит на основе оценки его привлекательности посредством эстетических эмоций отвращения и влечения. Таким образом, эстетические предпочтения оказываются фактором полового отбора, приведшего, например, к появлению у самцов некоторых видов яркого окраса, пышного хвоста, брачных ритуалов в виде танцев, пения и т.п. Все эти анатомические и поведенческие признаки выполняют исключительно функцию украшения и не увеличивают шансы особи на выживание, в связи с чем Дарвин затруднялся представить половой отбор как часть механизма эволюции, а сами эстетические эмоции - как её прямой результат. В одних случаях он допускал возможность их наследования, в других считал их плодом упражнения и привычки, а совпадение отдельных эстетических предпочтений (таких, как цветовые сочетания, формы, пение) у некоторых животных и человека объяснял эволюционной общностью свойств нервных клеток у разных биологических видов.

На эволюционную полезность "половых украшений" указал Р.А. Фишер [36], предположив, что они являются не средствами приспособления к среде, а индикаторами приспособленности и здоровья особи. Он же [37] открыл вклад полового отбора в процесс эволюции: благодаря его механизму естественный отбор полезных свойств ускоряется. Соответственно, поскольку выигрыш вида в скорости адаптации зависит от эстетических предпочтений, они также оказываются эволюционно полезными и становятся не только фактором, но и продуктом отбора. Обратной же

стороной этого выигрыша является эффект неконтролируемого полового отбора - т.н. фише-ровского убегания (Fisherian runaway): благодаря положительной обратной связи между развитием предпочтений и соответствующих полезных или даже случайных признаков те и другие усиливаются всё быстрее, признаки превращаются в обременительное украшение, начинают мешать адаптации; однако их усиление не останавливается до тех пор, пока преимущества полового отбора не уравновесит снижение выживаемости особи.

Дополнительное адаптационное значение эстетической привлекательности описал А. Заха-ви [62], выдвинув принцип гандикапа (handicap principle): наличие у особи украшений, представляющих обузу для выживания, само по себе служит достоверным показателем её высокого адаптационного ресурса, защищённым от подделки благодаря своей затратности. Дж. Миллер [48] отнес к таким "честным сигналам" разнообразные виды поведения человека, в т.ч. демонстрацию интеллекта и артистическую деятельность.

Теория полового отбора первоначально проверялась на математических моделях, однако в последние десятилетия была накоплена также масса её эмпирических подтверждений [41, 48].

Групповой отбор. Идея группового отбора как эволюционного усиления социального поведения, способствующего выживанию сообщества, также принадлежит Дарвину [7]. Согласно эволюционной эстетике, различные виды такого поведения регулируются эстетическими переживаниями. К. Лоренц [46] описал т.н. младенческий тип (Kindchenschema) - характерные для детёнышей различных животных анатомические пропорции, при виде которых у взрослых особей инстинктивно запускается заботливое, родительское поведение, имеющее положительную аффективную окраску; люди та

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком