научная статья по теме РЕЦ. НА: А.А. АСАНКАНОВ. КЫРГЫЗЫ СИНЬЦЗЯНА (КНР). БИШКЕК, 2010 История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РЕЦ. НА: А.А. АСАНКАНОВ. КЫРГЫЗЫ СИНЬЦЗЯНА (КНР). БИШКЕК, 2010»

Обзоры и рецензии

177

ЭО, 2014 г., № 4

© Ю.С. Худяков. Рец. на: А.А. Асанканов. Кыргызы Синьцзяна (КНР). Бишкек: Бийитик, 2010. 492 с.

Кыргызский этнос расселен на территории нескольких стран Центральной Азии. События его этнической истории и особенности традиционной материальной и духовной культуры, эпического творчества неоднократно становились объектом исследования кыргызских и российских исследователей. В течение последних лет были охарактеризованы культурные особенности некоторых этнических групп кыргызов, живущих за пределами Кыргызстана (Кармышева 2009). В то же время об истории и культуре тех этнических групп кыргызов, которые проживают на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, в научной литературе на русском языке до недавнего времени не было специальных монографических исследований. В настоящее время этот пробел во многом восполнен обобщающей монографией известного кыргызского ученого-этнографа член-корр. Национальной Академии наук Республики Кыргызстан Аблабека Асанканова.

В этом исследовании обобщены результаты полевых исследований международной экспедиции 2005-2007 гг., в работе которой принимали участие кыргызские, французские, узбекские и таджикских ученые, посетившие разные районы Синьцзяна и Тибета и собравшие ценные сведения о древней, средневековой и современной этнографической культуре населения этих районов.

Участникам экспедиции удалось провести этнографические исследования среди нескольких этнотерриториальных групп кыргызов, проживающих в разных в некоторых случаях весьма удаленных друг от друга районах Синьцзяна.

Одна из таких групп была обследована в Тарбагатае, где кыргызы проживают среди казахов. В прошлом об этой группе, известной также под названием "кыргыз-калмаки", было мало что известно. Высказывались предположения, что они могут быть потомками енисейских кыргызов, переселенных в начале XVIII в. с Енисея в Джунгарию (Бутанаев 1998: 42). Однако в результате проведенных полевых исследований выяснилось, что родо-племенной состав тарбагатайских кыргызов соответствует основным этническим подразделениям тянь-шаньских кыргызов. Он включает подразделения он-канат и сол-канат, т.е. правое и левое крыло, а также ичкиликов с несколькими племенными родоплеменными группами, входящими в их состав (с. 21-22). Эта группа кыргызов к настоящему времени утратила свой родной кыргызский язык, перешла на казахский, но сохранила самосознание и этноним "кыргызы". Как полагает А.А. Асанканов, это произошло благодаря тому, что данная группа кыргызов является верующими буддистами ламаистского толка, в отличие от окружающих казахов - мусульман (с. 61). Вероятно, предки тарбагатайских кыргызов приняли буддизм под влиянием джунгар и были переселены вглубь Джунгарии в XVIII в. (с. 23-24).

В книге приведены ценные сведения, касающиеся происхождения, численности, особенностей хозяйственной деятельности, административно-правового статуса и разных сторон культуры других этнотерриториальных групп кыргызов, проживающих в разных районах Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Среди этих групп описаны и кыргызы, проживающие в области Текес в долине р. Или. По материалам, собранным в ходе полевых исследований, в этом районе кыргызы осели еще в период развитого Средневековья, в то же время, что и в восточной части Иссык-Кульской котловины. Еще в середине и второй половине XIX в. кыргызов Текеса посещали научно-исследовательские экспедиции из России, в том числе Ч.Ч. Валиханов и В.В. Радлов. На этой территории представлены все три основных группы кыргызов, в том числе Он, Сол-канат и Ичкилики с их родоплеменными подразделениями. После присоединения территории современного Кыргызстана к России в XIX в. с его территории в Текес мигрировала часть кыргызов.

Еще одним районом расселения кыргызов со времени развитого Средневековья является область Ак-Суу, граничащая с бассейном оз. Иссык-Куль. Среди местных кыргызов А.А. Асан-кановым были собраны интересные сведения о жизни и деятельности легендарной правительницы кыргызского племени нойгутов Жаныл Мырзы, которая, по всей вероятности, проживала в этих землях во второй половине XVII в. Она не только управляла этим племенем, но и руко-

Юлий Сергеевич Худяков - д.и.н., главный научный сотрудник ИАЭТ СО РАН; e-mail: khudjakov@mail.ru

178

Этнографическое обозрение № 4, 2014

водила войсками, сама принимала участие в боевых действиях. Оказавшись в плену она смогла бежать и наказать своих обидчиков. По легенде, в результате этих событий нойгутам пришлось мигрировать на восток, подальше от района Ак-Суу. По мнению исследователя, эпическое сказание об этой женщине имеет историческую основу и отражает реальные исторические события (с. 34-35).

Уделено внимание в книге и изучению кыргызов из района оз. Лобнор. По мнению ученого, кыргызы оказались в окрестностях этого озера еще в конце I - начале II тыс. н.э. и в последующие столетия, придя с Енисея и Алтая, поскольку данный район находилось на миграционных и торговых путях из Саяно-Алтая. У кыргызов Лобнора, в отличие от всех других этнотеррито-риальных групп, не зафиксировано деления на правое и левое крылья и ичкиликов (с. 41). Это может свидетельствовать о формировании лобнорских кыргызов еще до сложения подобного деления у тянь-шаньских кыргызов. Объектом этнографического изучения стали и кыргызы, проживающие в автономном округе Кызыл-Суу, расположенном в западной части Синьцзяна, на границе с республикой Кыргызстан. Исследование проведено по каждому из районов этого округа, в которых проживают те же подразделения и многие родоплеменные группы, что и на территории Кыргызстана. Были обследованы и группы кыргызов, проживающие в китайской части Памира, в окрестностях города Кашгара и в горах Куэн-Луня. Большая часть этого населения принадлежит к подразделению Ичкилик (с. 45-51).

В книге подробно освещены проблемы самоидентификации разных этно-территориальных групп кыргызов Синьцзяна. Некоторые из них, например, тарбагатайские, несмотря на утрату родного языка и буддийскую религиозную принадлежность, упорно считают себя кыргызами (с. 59-63). В то же время среди групп кыргызов-мусульман, проживающих в землях, населенных уйгурами, нередки межнациональные браки с представителями уйгурской национальности и смена национальной идентичности. В отличие от национальных районов округа Кызыл-Суу, в большинстве школ Синьцзяна не ведется преподавание на кыргызском языке, не изучается кыргызская литература и эпическое творчество, что негативно сказывается на этническом самосознании. Автор отметил, что кыргызская молодежь нередко предпочитает обучение в китайских и уйгурских школах, поскольку это облегчает возможность получения высшего образования, соответствующей специальности, а затем трудоустройства в городах Синьцзяна и в других регионах Китая (с. 66-69, 78-79).

Автор монографии охрактеризовал и разные виды хозяйственной деятельности, материальной культуры, традиционной пищи и одежды, семейных отношений, религиозных культов и погребальной обрядности, духовной культуры и искусства кыргызов Синьцзяна. Рассмотрены вопросы развития образования и науки среди кыргызского населения этого региона Китая, а также современные этнокультурные процессы среди синьцзянских кыргызов. Для ученых, интересующихся историческим прошлым этого региона, должны представлять интерес сведения о некоторых археологических памятниках и музейных экспозициях, осмотренных участниками экспедиции. Книга снабжена большим количеством фотоиллюстраций, запечатлевших разные стороны жизни и традиционной культуры кыргызов, живущих в разных районах Синьцзяна. К сожалению, некоторые иллюстрации недостаточно четкие.

В целом, рецензируемая книга представляет собой ценное этнографическое исследование, посвященное одному из ведущих тюркоязычных этносов, проживающих в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Написанная в свободной очерковой манере, она должна вызвать интерес не только у специалистов (этнографов, историков и археологов), но и у широкого круга читателей, интересующихся историей и культурой народов Центральной Азии.

Литература

Бутанаев 1998 - Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов: учеб. пособие. Абакан: Изд-во

Хакас. гос. ун-та, 1998. Кармышева 2009 - Кармышева Б.Х. Каратегинские киргизы. М.: Наука, 2009.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком