научная статья по теме РЕЦ. НА: U. KOCKEL. RE-VISIONING EUROPE: FRONTIERS, PLACE IDENTITIES AND JOURNEYS IN DEBATABLE LANDS. HOUNDMILLS; NEW YORK, 2010 История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РЕЦ. НА: U. KOCKEL. RE-VISIONING EUROPE: FRONTIERS, PLACE IDENTITIES AND JOURNEYS IN DEBATABLE LANDS. HOUNDMILLS; NEW YORK, 2010»

ЭО, 2015 г., № 2

© Л.В. Дериглазова. Рец. на: U. Kockel. Re-visioning Europe: Frontiers, Place Identities and Journeys in Debatable Lands. Houndmills; New York: Palgrave Macmillan, 2010. 225 p.*

Тема европейской идентичности продолжает привлекать внимание исследователей современной Европы. Этот интерес во многом объясняется продолжающимся процессом европейской интеграции и усилением наднациональных институтов. Сегодня Европейский союз объединяет 28 стран, и более 10 стран хотели бы присоединиться к союзу. ЕС имеет важные атрибуты национального государства: единую валюту, безвизовое пространство, общее гражданство, наднациональные институты законодательной, исполнительной и судебной власти, единый внутренний рынок, хотя все еще не обладает той степенью единства, которая позволила бы причислить его к федеративному государству. Европейский союз - это объективная реальность, которая оказывает влияние на жизнь более 500 млн европейцев, живущих в его границах.

Дополнительный стимул изучения того, что такое Европа, дает сам объект исследования -Европейский союз, который активно участвует в формировании "европейской идентичности", нередко претендуя на то, что "идентичность ЕС" и есть та самая наднациональная, общая идентичность жителей Европы, которая создает новую реальность - гражданскую нацию европейцев (Fligstein 2010). Европейский союз щедро финансирует мероприятия и различные виды деятельности в области культуры, образования, политики, которые призваны усилить положительный образ объединенной Европы (Della Sala 2010). Кроме того, ЕС поддерживает исследования проблем европейской интеграции, и некоторые европейские ученые даже отказываются от участия в грантовых программах ЕС ради сохранения независимости в своих оценках объекта исследования.

Книга известного немецкого этнографа и антрополога Ульриха Коккеля является примечательным текстом, который обращен к выяснению того, что из себя представляет "Европа" по мнению ее жителей, существует ли она на самом деле, и как это знание и понимание Европы ее рядовыми гражданами соотносится с пониманием Европы учеными и политиками. Книга представляет собой сплав научной и личной рефлексии на тему Европы и источников европейской идентичности. В своем исследовании автор использует метод включенного наблюдения, сопоставляет теоретические обобщения и реальный опыт людей, с которыми он встречался как антрополог. Не усложняя и не упрощая, а, напротив, высвечивая противоречивость и нелинейность "Европы", показывая богатство и сложность европейской идентичности, Коккель не боится давать оценки, спорить и быть субъективным.

Книга является академически насыщенной теоретическим и методологическим материалом на заданную тему. Еще одна неоспоримая ее ценность как текста - образный и метафоричный язык, которым она написана, со множеством обращений к различным сюжетам европейской истории, культуры, философии, литературы, а также щедрыми включениями "микроисторий" рядовых европейцев. Книга постоянно напоминает нам о том, что такое Европа как культурный феномен, какие политические и экономические особенности ее развития и существования влияют на восприятие ее целостности или дробности.

Идея книги заключается в изучении идентичности у народов, история которых сопряжена с периодической сменой, разрушением или отторжением формальных рамок национальной идентичности в её современном формате национального государства с очерченными границами и выраженными символами национальной идентичности (культура, в том числе религия, традиции, образ жизни, язык) и фиксацией этих символов как важных атрибутов принадлежности к национальному государству и гражданства. Книга является результатом почти двадцатилетних полевых исследований и размышлений на тему европейской идентичности с особым вниманием к ее проявлениям в фольклоре и традициях у народов, которые живут на пересечении границ национальных государств.

Сам автор является в некотором роде носителем "текучести" и изменчивости идентичности по своему национальному происхождению и опыту профессионального бытования

Лариса Валериевна Дериглазова - д.и.н., профессор Национального исследовательского Томского государственного университета; e-mail: dlarisa@inbox.ru

* Рецензия подготовлена в рамках работ по проекту "Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности" (грант Правительства РФ № 14.B25.31.0009).

Рецензии

195

вне страны рождения. Выходец из Германии, большую часть своей профессиональной жизни У. Коккель работает в разных частях Великобритании (Шотландии и Северной Ирландии) и в Ирландии, где ярко выражена местная идентичность. Особое внимание в работе уделено выяснению идентичности у двух европейских народов, у которых она является наиболее комплексной и "вненациональной": немцев и британцев. Для Германии усиление европейской идентичности в послевоенный период стало "рецептом" преодоления националистических идей предшествующего периода нацизма. Для Великобритании - это опыт империи и ее трансформации.

Автор использует идею "путешествия" как физического акта и как метафоры для понимания природы и изменчивости национальной идентичности, что отражает, по его мнению, ключевые аспекты современной Европы, ее будущее развитие, а также междисциплинарный характер исследования. Автор использует методы этнологии, культурной антропологии, географии человека и политэкономии. Пять глав книги представляют развитие тезисов автора о проблеме идентичности в форме пяти путешествий и путевых заметок к ним.

Книга начинается как сказка: «Давным-давно, хотя и не так давно, существовало место под названием "Европа", которое некоторые из нас все еще помнят. Как и в других частях мира, здесь были кое-какие проблемы, но многие люди здесь, тем не менее, были достаточно счастливы, в то время как много других людей отовсюду на протяжении многих лет стремились переехать в Европу, несмотря на то, что, как нам говорят, очень может быть, такого места вовсе и нет на свете, или даже никогда и не было. Хотя не так давно всем казалось совершенно очевидным, где находится Европа и что она такое» (р. 1). В этом шутливом и провокационном начале отражен главный посыл книги: поиск смысла, который вкладывают в понятие Европы ученые и народы, живущие или не живущие в Европе. Главным источником споров является проект "объединенной Европы" в рамках Европейского союза, который, по справедливому заключению автора книги, не исчерпывает понимание "европейский", хотя настойчиво претендует на это (р. 2).

Коккель анализирует различные представления об идентичности, которые по-разному соотносят три источника принадлежности: антропос (человек), этнос (народ) и топос (место) (р. 182). Автор анализирует природу идентичности на примере народов в условиях их передвижения в пространстве, а также изменения границ территорий, которые определяют содержание идентичности. Он предлагает четыре варианта соотношения национальности, гражданства и индивидуальной идентичности человека: 1) сторонников европейской интеграции, 2) оседлых европейцев, 3) мигрантов из неевропейских стран и 4) "внутренних мигрантов". Четвертый, идеальный тип представляет, по мнению Коккеля, "личность отчужденную" - это состояние "внутриевропейского мигранта" или гражданина ЕС, который живет вне страны своего происхождения (р. 22-25). Именно для преодоления "отчуждения" личности Европейский союз стремится сформировать гражданство ЕС с упором на культурное гражданство. Экономическая интеграция в Европе, ставшая способом преодоления опасных националистических тенденций, создает, по мнению Коккеля, "основополагающий парадокс", который разрушает современное государство и создает многочисленный класс "отчужденных мобильных граждан" Европы (р. 120). Авторская саморефлексия "типичного случайного эмигранта" (р. 53) вносит дополнительные оттенки личного опыта европейца-мигранта.

Важное место в книге занимает тема фронтира, как точки соприкосновения собственного пространства и другого, открытого, но знакомого, что позволяет рассматривать его как основу для принадлежности. Коккель полагает, что настоящая Европа может быть найдена только на этнических фронтирах с особым вниманием к "траекториям и культурным пересечениям" и осознанием изменчивости ситуации (р. 188). Основным посылом книги можно считать слова автора о необходимости "возвращения домой" современной антропологии, отхода от изучения народов бывших колоний европейских стран, и обращения пристального взгляда на себя, на народы, живущие в Европе (р. 196). Именно современная антропология должна, по его мнению, выполнять важную функцию поиска и понимания того, что значит быть европейцем, не принимая на веру действия и построения экономических и политических элит, которым кажется, что именно они создают настоящую Европу.

Можно соглашаться или не соглашаться с авторскими оценками, с эпиграфом к книге из сатирического стихотворения немецкого поэта-антифашиста Курта Тухольского "Европа": "Итак, Европа перед нами. Как выглядит она? Как ярко выкрашенный дурдом". Однако очевидно, что книга может быть полезной не только ученому. Это захватывающий текст для заин-

тересованного читателя, далекого от научных дебатов, которого волнуют насущные проблемы в политике и повседневности современной Европы. Актуальность идеи книги, как мне видится, усиливают события на Украине, которая нередко рассматривается европейскими исследователями как "последний фронтир" между Россией и ЕС (Schmidtke, Yekelchyk 2008).

Научная литература

Delia Sala 2010 - Delia Sala V. Political Myth, Mythology and the European Union // Journal of

Common Market Studies. 2010. Vol. 6. № 1. P. 1-19. Fligsteins 2010 - Fligsteins N. The EU, European Identity, and the Future Europe. Oxford: Oxford Univ. Press, 2010.

Schmidtke, Yekelchyk 2008 - Europe's last frontier? Belarus, Moldova, and Ukraine between Russia and the European Union / Eds. O. Schmidtke, S. Yekelchyk. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2008.

ЭО, 2015 г., № 2

© И.Ю. Заринов. Рец. на: Z. Jasiewicz. Poczatkipolskiej etnologii i a

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком