научная статья по теме РЕЦЕНЗИРУЮТСЯ : А.О. ЧУБАРЬЯН "РОССИЙСКИЙ ЕВРОПЕИЗМ"; В.И. ОНОПРИЕНКО "КИРИЛЛ ВЛАДИМИРОВИЧ СИМАКОВ. 1935-2004" Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «РЕЦЕНЗИРУЮТСЯ : А.О. ЧУБАРЬЯН "РОССИЙСКИЙ ЕВРОПЕИЗМ"; В.И. ОНОПРИЕНКО "КИРИЛЛ ВЛАДИМИРОВИЧ СИМАКОВ. 1935-2004"»

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2007, том 77, № 7, с. 651-655

В МИРЕ КНИГ

А.О. Чубарьян. Российский европеизм.

М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. 415 с.

Академик Александр Оганович Чубарьян написал книгу на ключевую для отечественной науки и мысли тему - "Россия и Европа". Вот уже более двух столетий идёт яростный спор о том, является ли Россия частью Европы или мы самостоятельная цивилизация, следующая своим, неевропейским, путем. От того или иного ответа на этот вопрос зависит и самоопределение человека и общества, и выбор курса внутренней и внешней политики.

Автор рецензируемой монографии относится к той части российских интеллектуалов, которая полагает Россию европейской страной par excellence. Вместе с тем он отдаёт себе отчёт в том, что подобная позиция, так сказать, далеко не беспроблемна. И потому в самом начале работы подчёркивает: "Одна из ключевых проблем состоит в том, насколько Россия принадлежит к Европе в реальности и как она это осознавала и воспринимала на разных этапах истории... Задача данной работы состоит в том, чтобы проанализировать, как в реальной жизни и в динамике Россия принадлежала к Европе (то приближаясь к ней, то отдаляясь от неё), в какой мере российское общество ощущало себя частью европейской цивилизации, культуры, политического и социального устройства" (с. 14).

Надо сказать, что хотя книга и называется "Российский европеизм", её тематика далеко выходит за эти рамки. И все наши российские проблемы и трудности в самоопределении и в отношениях со Старым Светом поставлены в широкий и глубокий контекст самой европейской истории, культуры и мысли. О "всеохватности" работы говорит её содержание. Помимо обязательных "Введения" и "Заключения" она состоит из пяти частей.

Первая - "Европа и Русь в древности и в Средневековье. Единство и асинхронность". В ней автор пытается "проследить предпосылки формирования европейских представлений и идей" (с. 29). Он ищет в прошлом ответы на вопросы: "откуда есть пошла Европа" и что такое Европа - географическое понятие или всё-таки некое целостное культурно-историческое явление? Подробно рассматривается ход эволюции идеологии европейского единства начиная с XIV и завершая XIX в. (проекты Пьера Дюбуа, Иржи Подебрада, Эразма Роттердамского, герцога Сюлли, Эмериха Крюсе, Яна Амоса Каменского, Гуго Гроция, Ви-

льяма Пенна, Джона Беллерса, аббата Сен-Пьера, Жан-Жака Руссо, Иммануила Канта, Иоганна Готфрида Гердера, Иоганна Фихте). Вместе с тем уделяется внимание европейскому повороту России в XVIII в., европеизму Петра Великого и Екатерины II - первых отечественных просветителей.

Вторая - "Европеизм XIX столетия. Споры в российском обществе". И здесь мы слышим голоса двух сторон: европейской и российской. А.О. Чубарьян знакомит нас с наполеоновским вариантом унификации Европы, с идеей и практикой "Священного Союза", концепцией "Молодой Европы", зарождением общеевропейского пацифистского движения и проекта "Соединённых Штатов Европы", планом Сен-Симона. Им прослеживается также эволюция российского европеизма и раскол отечественной интеллектуальной элиты на западников и славянофилов. На страницах книги появляются классики российского любомудрия П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, С.С. Уваров, И.В. Киреевский, Н.Я. Данилевский, Ф.М. Достоевский и др. Автор приходит к чрезвычайно важному для всей его книги выводу: «Анализ позиций западников и славянофилов в России XIX в. даёт основание расширить рамки сущности европеизма. В массовом сознании он ассоциируется лишь с позитивным отношением к Европе и с усвоением Россией ценностей и принципов европейской жизни. Но европеизм может включать в себя и элементы критики, и даже неприятие, что было характерным для многих славянофилов. В понятие европеизма на русской почве включались все те дискуссии, которые развертывались вокруг темы "Россия и Европа", включавшие точки зрения убеждённых сторонников европеизации России, её противников и тех (из обоих лагерей), кто склонялся к позиции синтеза и определённого концептуального компромисса» (с. 222-223).

Третья - "Панъевропейские идеи XX века и Россия". В ней анализируются такие темы: "русская идея" в начале XX столетия, евразийская идеология; большевистский, советский европеизм; Версальская система и Советский Союз; панъевропейское движение 20-30-х годов XX в.; нацизм и проекты системы европейской безопасности; фашизм и европеизм; европейские идеи движения Сопротивления. К этой части содержательно тесно примыкает четвёртая - "Европейское строительство России после Второй мировой войны". Автор исследует проходившую на

наших глазах интеграцию Западной Европы, отношение к ней СССР, "холодную войну" на континенте и Хельсинкский процесс.

Разумеется, особый интерес представляет последняя, пятая часть - "Демократическая Россия в современной Европе". Казалось бы, перемены, произошедшие в нашей стране, должны были привести к качественно более тесному, чем когда-либо, сближению России и Европы. Ведь российская трансформация конца ХХ в. шла во многом по европейским рецептам, адаптировались именно европейские политические, правовые, экономические и иные стандарты и ценности. Руководство перестроечного СССР устами М.С. Горбачёва всерьёз говорило об "общеевропейском доме", в котором и для нашей страны предполагалась "жилплощадь". Лидеры новой, постсоветской России заявляли о своей стопроцентной ориентации на Запад, то есть и на Европу, хотели действительного стратегического партнёрства с ним. Россияне впервые в своей истории получили возможность свободно посещать европейские страны, завязывать хозяйственные, научные, образовательные и прочие связи.

Однако, говорит автор, "стало ясно, что на пути сближения России с Европой было много фундаментальных препятствий" (с. 353). Обнажилось резкое экономическое отставание России, несхожесть пройденных исторических путей, обоюдное социопсихологическое недоверие. И, безусловно, новым источником напряжения между Россией и Европой стало постсоциалистическое развитие народов Центральной и Восточной Европы, включая некоторые бывшие республики Советского Союза. Кроме того, Россия по-прежнему остаётся и великой азиатской державой. Во всяком случае, большая часть её территории неевропейская; и тысячами нитей русская культура связана с цивилизациями Центральной Азии и Дальнего Востока. И это, понятно, не "работает" на наше сближение с Европой.

Иными словами, конец ХХ в. стал одновременно эпохой и новых испытаний для российского европеизма, но и новых шансов для него.

Подводя итог своему исследованию, автор ставит вопрос: "Есть ли будущее у российского европеизма?" Каковы перспективы европейской ориентации России? Ответ академика А.О. Чубарья-на, на мой взгляд, абсолютно точный. Он связан с темой самоидентификации России, то есть с тем,

кем сами россияне полагают себя. «...Один из главных вопросов состоит ныне в оценке того, насколько прочными оказались демократические преобразования, начавшиеся в России в начале 90-х годов, и не стоит ли под сомнением будущее "российского европеизма"» (с. 411). Более того, отмечает автор, "у многих приверженцев утверждения европейских ценностей в России также появились сомнения, насколько Россия в состоянии преодолеть своё наследие и прошлое и стать в один ряд со странами классической и развитой демократии. Во всяком случае, в начале XXI века на повестке дня снова оказались вопросы сущности российского европеизма, его основных компонентов прошлого и будущего" (там же).

Какой же главный вывод можно сделать по прочтении этой книги? Несмотря на все "но", все препятствия и преграды, оптимальной для России является европейская ориентация. Мы должны двигаться в сторону Европы и развивать именно европейскую составляющую нашей культуры, нашего социального и ментального бытия.

Но значение книги А.О. Чубарьяна "Российский европеизм" далеко выходит за чисто научные, профессиональные рамки. Дело в том, что Александр Оганович не просто и не только академик, профессор, директор Института всеобщей истории РАН, ректор Государственного университета гуманитарных наук РАН, член Президентского совета по науке, образованию и технологиям и пр., но и активный и влиятельный общественный деятель, чьё слово весьма важно для российской интеллигенции и политического истеблишмента, для западных партнёров и молодёжи. И он в сложные времена, которые ныне переживает страна, отдаёт свой голос в пользу европейских ценностей гуманизма и толерантности.

В заключение подчеркну: книга написана хорошим, ясным языком, прекрасно издана, снабжена содержательными фотоиллюстрациями, её тираж вызывает восхищение - 5000 экземпляров. Всё это делает её доступной не только для специалистов-историков, но и широкого круга гуманитарно мыслящей интеллигенции. Не плохо, если бы книгу прочитали и наши политики.

Ю.С. ПИВОВАРОВ,

академик

В.И. Оноприенко. Кирилл Владимирович Симаков. 1935-2004.

/ Отв. ред. Б.С. Соколов. М.: Наука, 2006. 295 с.

Книга появилась в издательстве "Наука" в серии "Научно-биографическая литература", где в последние годы В.И. Оноприенко были опубликованы такие книги, как "Флоренские", "Борис Борисович Голицын", "Александр Сергеевич Поваренных", "Владимир Иванович Лучицкий". Рецензируемая книга посвящена жизни и научной деятельности крупного российского геолога академика К.В. Симакова. Вся его научная и практическая деятельность была связана с геологией и стратиграфией северо-востока России. 14 лет жизни он отдал Сеймчанской геолого-разведочной экспедиции, где приобрёл уникальный опыт геолога-съёмщика. С 1970 г. и до конца жизни К.В. Симаков работал в Магадане в Северо-Восточном комплексном научно-исследовательском институте Дальневосточного отделения АН СССР. Автор книги, известный историк науки из Киева, доктор философских наук Валентин Иванович Оноприенко написал много работ о выдающихся учёных России и Украины. Особенность рецензируемой книги состоит в том, что автор - близкий друг академика К.В. Симакова. Совместно они написали три монографии. После смерти Кирилла Владимировича Дальневосточное отделение РАН пригласило В.И. Оноприенко в Магадан

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком