научная статья по теме РЕЦЕНЗИЯ НА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ ФОТОГРАФИЙ «РУССКО-АМЕРИКАНСКИЙ ФОТОГРАФ В СТРАНЕ ТЛИНКИТОВ. ВИНСЕНТ СОБОЛЕФФ НА АЛЯСКЕ», ПОДГОТОВЛЕННЫЙ К ПЕЧАТИ С. КАНОМ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РЕЦЕНЗИЯ НА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ АЛЬБОМ ФОТОГРАФИЙ «РУССКО-АМЕРИКАНСКИЙ ФОТОГРАФ В СТРАНЕ ТЛИНКИТОВ. ВИНСЕНТ СОБОЛЕФФ НА АЛЯСКЕ», ПОДГОТОВЛЕННЫЙ К ПЕЧАТИ С. КАНОМ»

REVIEWS OF SCIENTIFIC PUBLICATIONS / РЕЦЕНЗИИ НАУЧНЫХ ИЗДАНИЙ

ANDREY VALTEROVICH GRINYOV

Doctor of History, Professor Department of History, Institute of Humanities St. Petersburg Polytechnic State University 192238 St. Petersburg, Politekhnicheskaya St. 29 E-mail: agrinev1960@mail.ru

Review of the Fundamental Album of Photos "A Russian American Photographer in Tlingit Country: Vincent Soboleff in Alaska" edited by S. Kan

The review analyzes the contents of specific historical source: the solid album "A Russian American Photographer in Tlingit Country. Vincent Soboleff in Alaska" which was published by American scholar Dr. S.A. Kan. The old photographs made by Vincent Soboleff (Vikentii Sobolev) help for us to imagine very well the specific "spirit" of that epoch, when the Tlingit Indian society was in stage of the transformation between old tradition culture to modern American one. These unique photographs help to present the daily life of a small Alaskan settlement in the end of 19th century and in the first two decades of new 20th century.

Keywords: Tlingit Indians, Alaska, tradition indigenous culture, Russian Orthodox church, photography.

АНДРЕЙ ВАЛЬТЕРОВИЧ ГРИНЁВ

доктор исторических наук, профессор кафедры истории Гуманитарного института Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (Санкт-Петербург) Тел.: +7 (812) 430-85-72; E-mail: agrinev1960@mail.ru

В рецензии анализируется содержание специфического исторического источника: фундаментального альбома фотографий «Русско-американский фотограф в стране тлинкитов. Винсент Соболефф на Аляске», который был опубликован американским ученым доктором С. Каном. Старые фотографии, сделанные Викентием Соболевым, помогают нам хорошо представить специфический дух той эпохи, когда общество индейцев тлинкитов находилось на стадии перехода между старой традиционной культурой и современной американской. Эти уникальные фотографии отразили повседневную жизнь маленького аляскинского поселения в конце XIX в. и в первые два десятилетия нового XX в.

Ключевые слова: индейцы тлинкиты, Аляска, традиционная туземная культура, Русская православная церковь, фотография.

Рецензия на фундаментальный альбом фотографий «Русско-американский фотограф в стране тлинкитов. Винсент Соболефф на Аляске», подготовленный к печати С. Каном

В 2013 г. в специализированном издательстве Окла-хомского университета (University of Oklahoma Press) увидел свет фундаментальный, прекрасно оформленный фотоальбом «Русско-американский фотограф в стране тлинкитов. Винсент Соболефф на Аляске» [1]. Его автором является крупнейший специалист в области духовной культуры индейцев тлинкитов, населяющих Юго-Восточную Аляску, профессор престижного американского Дартмутского колледжа (Dartmouth College), наш бывший соотечественник Сергей Александрович Кан. Надо сказать, что представленный фотоальбом является далеко не первой значительной работой С.А. Кана. Ученым, занимающимся изучением коренного населения Аляски и ее истории, хорошо известны его основательные и весьма добротные монографии [2, 3] а также ряд статей, посвященных индейцам тлинкитам.

Структурно фотоальбом делится на несколько частей. Первым идет традиционный для американских монографий раздел «Благодарности» (Acknowledgments), в котором автор выражает свою признательность людям, прямо или косвенно помогавшим ему при работе над книгой (особой благодарности удостоились тлинкиты -знатоки языка и традиционной индейской культуры). Затем следует составленный автором текст обширного «Введения», занимающий несколько десятков страниц и снабженный комментариями, ссылками, картами и старинными фотографиями. Этот раздел альбома посвящен нескольким сюжетам. Естественно, что вначале речь идет о главном герое - фотографе русского происхождения Викентии Ивановиче Соболеве (1882-1950), который известен в США как «Винсент Соболефф» (р. 3-5). Его

отцом был православный священник, служивший в небольшой церкви для индейцев в селении Киллисну на маленьком одноименном острове у западного берега крупного острова Адмиралти в самом сердце архипелага Александра, расположенного у материкового побережья Юго-Восточной Аляски.

Выросший в Киллисну среди индейцев тлинкитов, креолов (метисов) и белых американцев, Викентий Соболев оставил после себя богатую коллекцию, состоящую более чем из 700 негативов, на которых изображена жизнь аляскинского поселка конца XIX - начала XX в. Правда, как отмечает С.А. Кан, став хозяином торговой лавки, Соболев все меньше времени уделял фотографии и почти полностью оставил свое хобби в 1920-х гг. В 1968 г., через 18 лет после его смерти, коллекция сделанных им фотографий была передана его родственницей в Библиотеку штата Аляска, где она хранится и поныне. До настоящего времени лишь небольшая часть ее увидела свет в различных американских изданиях.

Поскольку большинство населения Киллисну на рубеже веков составляли индейцы тлинкиты, С.А. Кан дает во «Введении» краткий, но емкий очерк традиционной этнографии этого индейского племени (р. 5-11). Далее автор крайне бегло говорит об истории Русской Америки, когда Аляска принадлежала Российской империи (вторая половина XVIII в. - 1867 г.). Основное внимание он уделяет «американской эре», наступившей после продажи Аляски США. Это была эпоха предприимчивых торговцев, рыбаков, охотников, золотоискателей, фермеров и протестантских миссионеров, чья агрессивная политика борьбы со старыми обычаями индейцев и православной церковью подтолкнула

216

Рецензии научных изданий

часть консервативно настроенных тлинкитов к сближению с последней (р. 12-13).

Далее автор альбома касается коммерческой активности и повседневной жизни обитателей Киллисну, где американские предприниматели открыли торговый пост и рыболовецкую станцию. С.А. Кан подробно описывает отрасли местного рыболовного и туристического бизнеса и вовлечение в него индейцев тлинкитов (р. 16-26). Помимо них, здесь трудились креолы в основном русского происхождения, китайцы, японцы и, конечно, американцы европейского происхождения.

Затем автор дает обзор деятельности Русской православной церкви среди тлинкитов (р. 26-32). Он сообщает любопытные подробности становления и развития в Кил-лисну православной общины, где отец Викентия Соболева начал свое служение в качестве священника построенной здесь церкви Св. Андрея в начале 1890-х гг. (р. 32-41). С.А. Кан подробно описывает жизнь и деятельность миссионера, а также проблемы семьи после его кончины в 1908 г. В результате стесненного материального положения его старший сын - Викентий Соболев - вынужден был заняться торговым бизнесом в ближнем индейском селении Ангун, где у него сложились хорошие отношения с местными жителями. Помимо торговли, Викентий пытался наладить производство своих фотографий как почтовых карточек, но не преуспел в этом деле. Заканчивается «Введение» очерком о сравнении В.И. Соболева с другими аляскинскими фотографами того времени, отобразившими жизнь Аляски в 1880-х - 1910-х гг. (р. 47-50). С.А. Кан подчеркивает, что, в отличие от своих коллег, Соболев, хорошо знавший культуру и язык тлинкитов, старался всегда точно установить личность людей на фотографиях, а не обозначать их, подобно другим аляскинским фотографам, просто как «индейский мальчик» или «старый вождь».

После пространного «Введения» составитель альбома дает обширную подборку из 105 лучших фотографий Соболева. С помощью фотокамеры тот смог запечатлеть дома, лодки, традиционную одежду индейцев тлинкитов, их повседневные занятия, предметы традиционного быта и инновации, проникающие в индейскую культуру под влиянием евро-американской капиталистической колонизации. Так, в конце XIX - начале ХХ в. индейцы уже жили в домах европейского типа, но продолжали раскрашивать их фронтоны изображениями тотемных животных и воздвигать рядом с ними тотемные столбы (см. p. 56-63, plates 1-4, см. также р. 9). Каждую фотографию С.А. Кан снабдил более или менее подробным пояснением, указав время и место съемки, идентифицируя предметы индейского быта, имена, социальный статус, родственные связи запечатленных на фотографии лиц и т.д. Это потребовало большой кропотливой работы: готовя к публикации альбом, С.А. Кан вел поиски нужной информации в архивах и библиотеках,

опрашивал индейцев, использовал собственные полевые материалы.

Отдельного внимания заслуживают фотографии, связанные с русским наследием на Аляске. На одной из фотографий (p. 72-73, plate 59) виден даже флаг Российско-американской компании, управлявшей Аляской в 1799-1867 гг. (С.А. Кан не совсем точно идентифицирует его как флаг Российской империи). Судя по кадру, этот флаг развевался на флагштоке рядом с индейскими домами в Киллисну, что само по себе является достаточно примечательным фактом, свидетельствующим о сохранении среди индейцев памяти о временах Русской Америки спустя несколько десятилетий после уступки Россией своих заморских колоний США. Но русское наследие на Аляске проявилось (и проявляется до сих пор) главным образом в деятельности среди тлинкитов Русской православной церкви, что нашло отражение в цикле фотографий В.И. Соболева (см. р. 104-113, plates 25-29 и др.).

Впрочем, в объектив его фотокамеры часто попадали также евро-американские жители Киллисну - рыбаки, фермеры, охотники, ремесленники (р. 140-169, 174-183, plates 43-57, 60-64). Кроме того, в альбоме имеются изображения фабрики по переработке рыбы, лодок, пароходов, парусников, включая даже японскую шхуну, посетившую Киллисну в 1907 г. (р. 192-205, plates 69-75). Наконец, немало фотографий Викентий Соболев посвятил своим ближайшим родственникам, их домашнему быту (р. 206-265, plates 76-105).

Заканчивается книга С.А. Кана, как и положено любой научной работе, списком использованной литературы и подробным алфавитным указателем (р. 267-272).

Подводя общие итоги, следует подчеркнуть, что фотографии, сделанные В.И. Соболевым в 1890-х - 1920-х гг., выступают своеобразными документами, навсегда запечатлевшими реалии ушедшей эпохи, когда индейское общество переживало период нелегкой транс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком