научная статья по теме Риск и социальная нестабильность Науковедение

Текст научной статьи на тему «Риск и социальная нестабильность»

Философские науки Социальная философия

Лукьянов Г.И., кандидат философских наук, доцент Волжского политехнического института Волгоградского государственного технического университета

РИСК И СОЦИАЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

Случайность всеобща, как и необходимость, и, следовательно, этот факт обусловливает всеобщность риска, который в определенных условиях может приобретать вид нестабильности, а в общем представляет выбор между стабильностью и нестабильностью. Чем могущественнее становится человек, чем большего размаха достигает овладение им средствами преобразования природы, тем легче создается иллюзия, что степень угрозы со стороны неуправляемых социальных и природных сил уменьшается. Между тем модернизационные процессы, с одной стороны, лишь несколько сглаживают зависимость человечества от стихийных бедствий, а с другой стороны, порождают новые риски, которых оно прежде не знало.

Нестабильность есть одна из форм проявления риска. Она может рассматриваться как действительность, а риск - как обуславливающий её фактор, как возможность. Таким образом, риск выступает как общая философская категория, действующая или имеющая место во всех сферах действительности. Если бы не было риска и нестабильности, то мир бы имел Птоламеевски-Лапласовскую картину, т.е. это была бы метафизическая картина мира. И если эксперименты природы могут просто не признаваться таковыми, то эксперименты в живой природе имеют широкое и ещё в полной мере неосознаннное распространение, иногда в виде мутаций, а в обществе - в виде социальных мутаций.

В истории философии догадки об универсальном характере стабильности - нестабильности вызревали ещё у древних. Причем Гераклит абсолютизировал нестабильность, а стоики -стабильность. К решению проблемы в пользу стабильности склонялось христианство. Предопределение истолковывается как детерминированность поведения человека исходящей от воли божества, отсюда вытекают возможности либо «спасения» человека, либо «осуждения» в вечности. У Экклезиаста сказано: «что было, то и будет, что творилось, то и будет твориться, и нет ничего нового под луной».

Мир существует, как основанный на абсолютных законах разума, и ничего противоречащего этому не допускается, иначе пришлось бы признавать существование вне мира и вне разума некоторой силы. Ярким представителем абсолютизации стабильности служит натурфилософия стоицизма, в которой стабильность берется в качестве краеугольного принципа. С точки зрения стоицизма, все процессы предопределены от начала и до конца, от одного цикла к другому и реализуются в вечном круговороте одних и тех же событий: «Что бы не случилось с тобой, оно от века тебе предуготовано: сплетение причинного издревле увязало и возникновение твое, и вот это событие»1. Касаясь живого, Марк Аврелий подчеркивал, что в нем господствует тот же естественный неприложный закон: «Бросил семя в лоно и отошел, а там уже другая причина берется действовать и является дитя»2.

Практика показала, что знание законов диалектики не делает человека научно более вооруженным для конкретной деятельности, т. е. принципы диалектики имеют пока только философский характер. Теория диалектики сделала попытку взорвать эту стабильность введением борьбы противоположностей, но как показало время, сделано это в самой общей форме борьбы диалектических законов и категорий.

1 Марк Аврелий Антонин. Размышления. - Л.: Наука, 1985. - С. 56.

2 Там же. - С. 73.

Понятие же риска и социальной нестабильности является конкретизацией законов диалектики и приближает теорию к решению практических вопросов в сфере теории риска или же синергетики. Эти выводы из диалектики призваны практически помогать человеку в решении духовных, социальных и мировоззренческих проблем.

Риск может быть и может не быть, или степень его может быть разной, и с этой стороны его нельзя рассматривать как наличное бытие. Но когда мы рискнули, то нет риска, а есть результат, следовательно, риск представляет собой универсальную возможность для реализации свободы выбора, что проясняет механизм этой свободы. Таким образом, философский принцип свободы выбора является так же отвлеченным и для практической реализации мало что дающим.

Этот принцип наполнится практическим смыслом, если мы реализуем его через определение степени риска, т.е. свободы выбора с учетом риска. Отметим, что в социально-философском исследовании применение понятия «риск» в самом общем виде недостаточно эффективно. Во-первых, поскольку риск - это постоянный компонент деятельности, то важно в каждом случае выяснить степень риска. Последняя может быть значительной, средней, несущественной. С точки зрения количественной оценки (критерием является количественная мера учетной неопределенности) риск предстает в нескольких видах - от минимального до максимального. Во-вторых, важно учитывать факторы риска. В самом общем виде их можно разделить на объективные и субъективные факторы. В-третьих, среди различных видов ситуаций, с которыми в реальной действительности сталкиваются субъекты (определенные, неопределенные, ситуации, в которых сочетаются необходимость и случайность), особое место занимают ситуации риска.

Другая свобода выбора не является осознанной, а лишь только статистической свободой, когда мы свою свободу выбора отдаём на волю обстоятельств, т.е. малодушно отказываемся от свободы выбора, полагаясь на бога или случай. Выбор степени есть свобода выбора, а выбор - всегда риск. Все это справедливо, если определить реальную свободу как меру дозволенного природой, обществом, самим собой и т.д. Свобода как познанная необходимость имеет философский характер, т.е. практически не реализуется, а является вечным принципом, идеалом.

Философские категории не могут быть руководством в практической деятельности, требуется их конкретизация, т.е. на базе законов, как на фундаменте, должны разрабатываться более частные философские правила, закономерности, принципы и т.д., следовательно должна осуществляться их актуализация.

Отсюда вытекает проблема анализа стабильности - нестабильности как новых категорий диалектики. Они позволяют приблизить философский анализ к решению фундаментальных, практических проблем жизни. В гегелевской системе полярных категорий нет антиномии порядка и хаоса. Как отмечает В. Бранский, «это отражало состояние науки и философии того времени, поэтому синергетика никоим образом не является простым переводом старой теории развития на новый язык, а представляет собой её далеко идущее развитие и обобщение»3.

Без такого приближения к решению практических проблем всеобщие принципы диалектики не работают, не доходят до человека, как это показала общественная практика на примере с марксизмом. Его никто не опровергал, никто не усомнился в фундаментальных философских выводах. Но они, по сути, остались гегелевскими. Поэтому марксизм, как и гегельянство, просто отодвинули в сторону теоретически более слабые, но практически более приближенные к жизни теории. Таким образом, теория риска, базирующаяся на базе категорий стабильности - нестабильности, должна стать в числе первых философских методик, которые практически помогут человеку быть в большей мере творцом самого себя.

3 Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории// Общественные науки и современность. 1999. - № 6. - С. 117.

Всё вышесказанное позволяет сделать некоторые обобщения. Стабильность есть пребывание процесса в строгих пространственно-временных рамках. Стабильность - строгий набор свойств, где малейшие колебания рассматриваются как срыв в нестабильность. Риск можно определить как балансирование между стабильностью и нестабильностью при постоянной возможности срыва в ту или другую крайность.

Риск существует повсеместно вопреки здравому смыслу. Например, трудно вообразить устойчивую систему вращающихся друг вокруг друга магнитов, хотя теоретически это возможно. Гелиоцентрическая система представляет собой именно такое образование взаимно обращающихся магнитов, которые представляют маловероятную, но весьма устойчивую систему. Другой пример, это равновесие обмена веществ в организме и т.д.

Все это убедительные примеры риска как способа балансирования между стабильностью и нестабильностью, и такие события, проходящие повсеместно распространены в мышлении, природе и обществе. Риск есть нормальное, а не исключительное состояние явлений и процессов.

Следует признать, в связи с тем, что в жизни происходят множества случайных, непредвиденных, субъективных обстоятельств, отклонений от запланированных результатов что естественный риск - это весьма устойчивое состояние социума, один из способов его изменения и развития. Он достаточно стабилен, чтобы тут же смениться нестабильностью и наоборот. А.П. Альгин в работе «Риск и его роль в общественной жизни» отмечает: «Объективное существование риска обуславливают вероятностная сущность многих природных процессов, многовариантность материальных и идеологических отношений, в которые вступают субъекты социальной жизни. Функционирование и развитие сложных систем основы-

4

ваются на вероятностных законах» .

Если бы природа обрела стабильность, то это означало и конец ее развития. Если бы она сорвалась в нестабильность, то мы имели дело с первобытным хаосом, из которого еще только предстоит дальнейшая эволюция мира. Ни одно, ни другое состояние окружающего мира нам доподлинно не известно, все это лишь гипотеза. Состояние мира - балансирование между противоположностями, которое мы называем риском - естественной формой протекания процессов. Любой прогрессивный процесс не может развиваться сам по себе, его необходимо постоянно поддерживать и направлять. В противном случае наступает застой, а затем регресс, доводящий достижение до его противоположности.

Наше столетие - это время крупных, но еще до конца не осознанных перемен. Среди признаков этих перемен и растущая неудовлетворенность теоретическими основами науки, и увлечение вненаучными способами объяснения мировых загадок. Разумеется, что деятельность каждого отдельного человека зависит от его места в обществе, от условий, в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком