научная статья по теме РИТУАЛ БРОСАНИЯ ЧЕТЫРЕХ ШАРОВ ИЗ ГЛИНЫ В КОНТЕКСТЕ ЕГИПЕТСКОЙ РИТУАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «РИТУАЛ БРОСАНИЯ ЧЕТЫРЕХ ШАРОВ ИЗ ГЛИНЫ В КОНТЕКСТЕ ЕГИПЕТСКОЙ РИТУАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ»

ВОСТОК (ORIENS) 2015 № 3

5

СТАТЬИ

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

РИТУАЛ БРОСАНИЯ ЧЕТЫРЕХ ШАРОВ ИЗ ГЛИНЫ В КОНТЕКСТЕ ЕГИПЕТСКОЙ РИТУАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

© 2015 К. Ф. КАРЛОВА

Статья посвящена анализу древнеегипетского ритуала бросания четырех шаров в контексте египетской ритуальной практики. Прослеживаются генезис и развитие этого ритуала на основе различных источников, а также рассматриваются его роль и значение в рамках египетской магической традиции.

Ключевые слова: четыре шара из глины, ритуал, защита, магический, папирус, Сет, последователи, Тахарка, Хибис, Гелиополь.

Важной особенностью древнеегипетских защитных магических ритуалов было использование различных предметов, необходимых для действенности ритуала. Одним из важных атрибутов магической практики были глиняные шары или шаровидные предметы. В 1975 г. Ж.-К. Гойон опубликовал нью-йоркский папирус 35.9.21 из коллекции Метрополитен-музея (MMA 35.9.21) [Goyon, 1975], где описывается магическая практика, необходимая для отражения врагов. "Открытие тайны четырех шаров из глины" (nA wpwt StAw n 4.t bnnwt n(t) sin) [Goyon, 1975, p. 189-190] - такими словами начинается магический ритуал, где главным предметом были шары. В этой публикации Гойон собрал различные версии ритуала четырех шаров, которые коррелируют с наиболее полной версией, зафиксированной в папирусе MMA 35.9.21 (см. табл. 1):

Таблица 1

Текст Датировка Местонахождение Владелец

рСЬе$1ег-ВеаИу XI XIX династия Дейр-эль-Медина

Храм Тахарки, Карнак, комната Е, XXV династия Тахарка

восточная стена

Храм Хибиса, зал 2, северная, восточ- Поздний период in situ Дарий I

ная и западная стены

Фрагмент двери В 8, музей Гиме, инв. XXX династия anX-@rw-si-ist

№ 14730

Фрагмент надписи, Пушкинский музей, XXX династия

инв. 1.1.Ь.1022

рММА 35.9.21, 26-32 ок. 320 г. до н.э. Меир rIi-m-Htp

рВгоок1уп ок. 320 г. до н.э. фиванский

47.218.138, 12, 1-16

рВМ 10288 I, 1-7 310 г. до н.э. Pi-wrm

рВегНп 3037 птолемеевский фиванский Ns-pi-ntr-Raw

pLouvre Е 3237, 1-21 птолемеевский

pLouvre Е 3239, 1-23 птолемеевский

Проследить генезис этого ритуала довольно сложно, но, по-видимому, его прототипы могли появиться в глубокой древности. Возможно, один из таких ритуалов был зафиксирован уже в эпоху I династии, во время правления царя Джера [Vikentiev, 1954, p. 146]. На деревянной табличке из Саккары (Cairo JdE 70114) [Emery, 1938, p. 35, fig. 8] помещено изображение ритуального характера, разделенное на три регистра. В центре первого регистра помещен знак глагола ms - 'рождаться', 'появляться' [Erman, Grapow, 1940-1959, Bd. II, S. 137]. Слева изображен серех1 царя Джера, к которому движется процессия служителей культа, несущих ритуальные предметы: лестницу, мумиевидную статую, фигуры рыбы и пеликана и остроконечное навершие. Справа надпись Smrw TA-mhw ("Верхний и Нижний Египет") и изображение двух людей, выполняющих действие, назначение которого установить довольно сложно. Во втором регистре с левой стороны также помещен знак глагола ms, а служители несут штандарт быка и серех. Один из служителей держит два шара, третий шар лежит на полу, а четвертый держит птица, которую В. Хельк считает птицей, обозначающейся термином bdi [Erman, Grapow, 1940-1959, Bd. I, S. 488], а сами шары - термином bd ('шар', 'мяч') [Erman, Grapow, 1940-1959, Bd. I, S. 488, (8)] [Helck, 1987, S. 154]. В~этом регистре изображены две фигуры на возвышении. Определить контекст изображенного действия трудно. В. Хельк считает его очень древним ритуалом [Helck, 1987, S. 154]. Можно предположить, что здесь представлена процессия посвящения или освящения культовой статуи [Wilkinson, 1999, p. 231]. На это указывает глагол ms, который в данном случае может означать оживление статуи [Wilkinson, 1999, p. 231]. Обращает на себя внимание большое количество ритуальных атрибутов, среди которых четыре шара. Их роль в ритуале неясна, но представляется важной.

Наиболее раннее письменное упоминание ритуала четырех шаров встречается в папирусе Chester-Beatty XI времени XIX династии, содержащем магические тексты [Gardiner, 1935(2), Pl. 66, F, x+2]. Текст папируса фрагментирован, поэтому точно ритуал восстановить нельзя. Но сохранилась следующая запись: "говорится для этого над четырьмя шарами" - dd.tw r pn Hr 4.t bnnwt. Возможно, этот ритуал был частью магических действий, направленных против змей, поскольку описанные в папирусе ритуалы, где главным действующим лицом выступала богиня Исида, были направлены на отражение змей и скорпионов [Gardiner, 1935(1), p. 118-119].

Следующее упоминание ритуала четырех шаров относится ко времени XXV династии. Он зафиксирован в храме царя XXV нубийской династии Тахарки (690-664 гг. до н.э.) в Карнаке, на проеме двери восточной стены в комнате "E". Разбивание четырех шаров входит в контекст ритуала защиты кенотафа Тахарки в Ком-Джеме. В центре стены над проходом изображено дерево акации над гробницей Осириса. С левой стороны от могилы помещена верховная жрица с луком в руках, целящаяся в символическое изображение стран - противников Египта. С правой стороны находится царь с булавой, кидающий четыре шара. Рядом располагается сильно фрагментированная надпись: [///] <wAt> [///] Hr imnt-"[///] <путь>[///] на запад [///]". Это единственное известное изображение, на котором запечатлен обряд бросания шаров. Вероятно, здесь оно связано с укреплением царской власти и овладением или захватом царем земли [Helck, Otto, 1975, S. 609], что было особенно актуально в связи с противостоянием нубийских правителей Египта Ассирии [Kitchen, 1996, p. 391-393]. Описание обряда бросания четырех шаров начинается на стене слева от прохода и продолжается справа. Текст разделен на пять колонок в каждой части и предназначен для защиты гробницы Осириса.

Наиболее полный и расширенный вариант ритуала представлен в папирусе MMA 35.9.21 (столбцы XXVI-XXXII) [Goyon, 1975; Goyon, 1999]. Владелец папируса -

1 Серех - прямоугольник, изображающий фасад дворца, на котором восседает сокол - символ бога Хора. Древнейшее царское имя.

жрец Имхотеп, вероятное место происхождения - некрополь среднеегипетского города Меир. Вопрос точной датировки папируса довольно спорен, но на основании палеографических данных исследователи датируют папирус птолемеевским временем [Kamal, 1915, p. 199-206] либо временем между вторым персидским владычеством (342-332) и правлением Аргеадов (332-305 гг. до н.э.) [Schmidt, 1919, S. 220-226]. Ритуал "открытия тайны четырех шаров" согласуется с другими ритуалами, зафиксированными в папирусе и входящими в культовые действия, которые совершались в храмах в честь богов Осириса и Сокара. Текст ритуала бросания четырех шаров направлен на защиту Осириса при помощи магических заклинаний, призванных уничтожить врага. В тексте указывается, что для осуществления ритуала по отражению врага необходимо бросить четыре глиняных шара на юг, север, запад и восток (hAc iw rsyt mhyt imnt iAbt - "брось (на) юг, север, запад и восток"). По своей структуре ритуал делится на несколько частей: первая часть подразделяется на четыре "главы" по количеству шаров (hwt mht) и направлена на отражение и уничтожение Сета; вторая часть вводится выражением "произнесение слов над четырьмя шарами из глины" (dd mdw hr bnnwt nt sint) и направлена на защиту Осириса; третья часть содержит молитвенное обращение к шарам - "молитвы (над) четырьмя шарами из глины" (dwA bnnwt nt sint), которое необходимо для защиты Осириса; четвертая часть вводится выражением "другое изречение" (ky r dd mdw) и направлена на отражение Сета, что фиксируется рефренным выражением "назад, Сет!" (hA.k Sts).

Существует несколько версий ритуала, коррелирующих с версией папируса MMA 35.9.21. Наиболее ранней является версия в храме Хибис в оазисе Харга, возведенном в эпоху первого персидского владычества, при Дарии I (522-486 гг. до н.э.), на северной и восточной стенах зала "H 2" [Davies, 1953, pl. 20]. Изображения на его стенах размещены в три регистра. В первом регистре северной стены центральное место занимает лежащая мумия Осириса, по сторонам от которой стоят Исида и Нефтида и бог (его можно предположительно определить как Ра) [Davies, 1953, p. 20]. BA2 Осириса в облике сокола подает ему знак жизни - cnh. В правой части регистра Осирис стоит перед богиней, вероятнее всего Исидой [Davies, 1953, p. 20]. В левой части регистра Осирис в итифаллическом образе лежит в гробничной нише, окруженной змеей. Слева стоят две фигуры с согнутыми руками, над нишей - две другие фигуры, осуществляющие ритуал. Справа от ниши находится обелиск. Во втором регистре Исида и Нефтида производят действия, направленные на воскрешение Осириса, чья итифаллическая фигура помещена в центре регистра. Гимн над ним провозглашает, что он должен жить миллионы лет, душа его должна соединиться с душой Ра, а сам он является солнцем днем и луной ночью [Davies, 1953, p. 20]. В правой части регистра изображены бог-сокол Сокар в ладье и бык Апис, несущий мумию на спине. В левой части регистра сидит богиня Хекет, "владычица Абидоса". В третьем регистре центральными фигурами выступают Нефтида, Исида и итифаллический бог, обозначенный как "тот, кто из Коптоса" (Gbtyw), т.е. Мин [Erman, Grapow, 1940-1959, Bd. V, S. 163]. Они стоят с правой стороны от гробницы, где помещен бог Мин под эпитетом "Мин, владыка Коптоса" (Mnw nb Gbtw) в виде фигуры мумии. В данном случае он может отождествляться с Осирисом [Davies, 1953, p. 20]. В центре помещен фетиш из Абидоса. Текст ритуала начинается в третьем регистре северной стены и соотносится со второй и третьей главами ритуала папируса MMA 35.9.21.

В первом регистре восточной стены справа налево изображены боги-защитники, охраняющие Осириса: змееголовый Анурис-Шу (In-hrt 5w) в короне из перьев и с копьем, львиноголовая Тефнут, "дочь Ра", с луком и оком уджат на голове, Исида с локоном из Коптоса, кормящая ребенка, коленопреклоненная Исида из абидосского нома TA-wr, сокол на штандарте - Hrw-Mhnty-n-irty [Leitz, 2002, Bd. III, S. 394]. Во

2 Можно перевести как "душа" [Erman, Grapow, 1940-1959, Bd. I, S.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком