научная статья по теме РИТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАГОТЫ В ЧЕШСКОЙ ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «РИТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАГОТЫ В ЧЕШСКОЙ ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ»

Славяноведение, № 6

© 2009 г. А. НАВРАТИЛОВА

РИТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НАГОТЫ В ЧЕШСКОЙ ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ

В обрядовой народной традиции особое место занимает феномен ритуальной наготы, которая состоит в намеренном обнажении человеческого тела или его частей в соединении с выполнением жизненно важных действий, способствующих благополучию.

Хотя проблематика человеческого тела и ритуальной наготы дает возможность заглянуть в мир традиционных представлений, в чешской этнологии ей до сих пор по ряду причин не было уделено специального внимания. Источники, которые мы имеем в своем распоряжении, относятся в большинстве случаев к периоду XIX и XX вв., т.е. к тому времени, когда обстоятельства возникновения и смысл многих ритуалов были уже затенены иными целями и значениями [1]. Собиратели, которые записывали отдельные обычаи, действия и поверья, часто происходили из рядов духовенства, учителей, лекарей и других образованных слоев; вероятно, именно религиозные и моральные доводы приводили их к табуизированию явлений, связанных с телесной наготой как чем-то чрезвычайно неприличным. Об этом свидетельствуют, помимо прочего, и заместительные, иногда даже поэтизированные, обозначения наготы, такие, как: «в костюме Евы», «в Адамовых одеждах», «как Господь сотворил», «без одежды», «полностью без одежды», «неодетый» и т.п.

В материалах, записанных на чешской и моравской территории, мы не найдем прямых свидетельств о существовании эротических игр и забав, при которых бы требовалось обнажение. Также нет конкретных данных о коллективном обнажении частей тела как символической угрозе буре, вихрю, тучам, граду или другим стихийным бедствиям. Обнажение тела в этих случаях было в большей степени документировано у северноевропейских народов, у южных и восточных славян, в Силезии, а также у соседних словаков1. В чешской народной культуре более всего обычаев, связанных с наготой, по свидетельству старых источников

Навратилова Александра - канд. ист. наук, д-р философии, сотрудник Института этнологии АН Чешской Республики (Брно).

Работа выполнена в рамках исследовательского проекта Института этнологии Чешской Республики AVOZ 905 805 513.

1 Славянские данные обобщены в статье [2]. Синтетический взгляд на европейский материал содержится в статье [3], где, однако, материал из Чехии и Моравии (за исключением приграничных областей, населенных немцами) не упоминается.

и отдельных записей начала XX в., сохранилось в аграрной сфере и любовной магии. Некоторые из этих свидетельств пытались интерпретировать в своих трудах классики чешской этнографии - Любомир Нидерле, Ченек Зибрт, Зикмунд Винтер и др.

Попробуем подробнее рассмотреть основные варианты обрядовой наготы, о которой можно найти лишь скудные и неполные упоминания, рассыпанные в журналах, сборниках и региональных монографиях в главах, посвященных местным поверьям и обычаям, и в текстах церковного происхождения, осуждавших (на основе не всегда заслуживающих доверия данных) «распространенные злоупотребления и предрассудки среди священников». Из этих источников можно черпать сведения, необходимые для этнологической реконструкции явления, когда полевые исследования уже невозможны. Нас будут интересовать формы и функции человеческой наготы с точки зрения ее места в чешской народной традиции2, а также возможности сравнительного изучения этого явления [4].

Нагое тело занимало особое место в магических действиях, в обрядовых развлечениях и играх, а также при разрешении конфликтов, при этом отдельные части тела становились знаками пренебрежения, оскорбления, протеста, насмешки, угрозы. Нагота использовалась, прежде всего, в ситуациях, где речь шла о репродукции природных сил как условии жизни общества, и в этом значении мы находим ее в чешском и европейском культурном пространстве. Ритуальная нагота является устойчивым атрибутом ритуалов, выполняемых с профилактической целью и с целью обеспечения процветания: она оберегает от болезней, эпидемий, стихийных бедствий, повышает способность отгонять зло и несчастье, обеспечивает благополучие, крепкое здоровье и красоту. Нагота используется в аграрных обычаях, в гаданиях и магии, в народной медицине, в социально-юридических обрядах. Значительную роль она играет в любовной магии и эротических играх и развлечениях молодежи, в некоторых календарных и семейных обычаях, допускающих свободное поведение и разгульные забавы, на свадебном пиру или во время угощения по случаю «введения» роженицы, т.е. окончания периода ее изоляции. В Чехии обнажение тела в этих обычаях сохранилось уже только как забава с сексуальным подтекстом, и только косвенно оно отражает традиционные магические ритуалы, направленные на обеспечение урожая, плодовитости и поддержание витальной силы.

Обнажение тела или его частей (чаще всего груди, гениталий, задницы) совершалось установленным традицией способом, на людях или интимно, в группах или индивидуально. Оно происходило в определенное время года или суток (в полночь, перед восходом солнца, в полдень и т.п.), в календарные праздники (в канун Рождества, на Новый год, в Великую пятницу, в праздник Иоанна Крестителя, св. Андрея и т.п.) или же было связано с окказиональной ритуальной ситуацией (сев, первый выгон скота, изгнание паразитов из дома, сбивание масла, любовная магия и т.п.). Обнажение было приурочено также к определенному месту - оно совершалось на открытом пространстве (на перекрестках, при слиянии рек, около источника, на борозде, на грядке) или в доме (на пороге, около очага, под трубой, на чердаке). Несоблюдение условий могло ослабить совершаемое действие или вообще свести его на нет. Характерной чертой обрядовой наготы является ее связь с некоторыми архетипиче-

2 Когда я говорю о чешской традиции, я имею в виду распространение явления на государственной чешской территории, населенной чехами, мораванами, силезцами, немцами и евреями с широкой шкалой различных культурных элементов.

скими действиями, такими, как заключение магического круга, тройной обход, стегание прутом, обрядовое молчание, запрет оглядываться и т.п., а также с вульгаризированными церковно-религиозными элементами (осенение крестом, использование освященных предметов, литургических текстов, предметов и жестов при заговорах и заклинаниях).

Ритуальная нагота имела несколько значений: в связи с девушкой (девственностью) она символизировала нетронутость и чистоту, в то время как в связи со взрослой женщиной она ассоциировалась с плодоносной, жизнепорождающей силой, особенно когда речь шла о беременной женщине или многодетной матери. Бездетные женщины, согласно народным представлениям, были лишены этой силы.

В земледельческом хозяйстве обнаженное тело должно было усилить действенность труда крестьянина, благоприятно повлиять на его результаты и содействовать получению хорошего урожая. Нагота как магическое средство использовалась при начале полевых работ, пахоте и подготовке почвы, при севе и посадке зерновых, овощей и фруктов, при жатве, при разведении скота и птицы, при доении коровы и сбивании масла. При севе зерновых или посадке фруктовых деревьев и овощей нагота на основе гомеопатической магии должна была стимулировать оплодотворение и будущий рост. При севе огурцов и тыквы человек должен был быть голым или хотя бы как можно менее одетым, чтобы шкурка плодов не была толстой. Для получения крупных и обильных плодов садились или ложились в борозду, катались по полю и грядкам при севе и посадке. Из разных областей имеется информация разного времени об обрядовом катании обнаженных или частично одетых людей по полю и лугу, в основном в канун праздника св. Йиржи (Юрия) и в святоянскую ночь (ночь перед Иваном Купалой). В Чехии молодые женщины и девушки в канун праздника св. Яна Крестителя катались по конопле, а утром гадали, выйдут ли они замуж (по тому, как быстро растения выпрямятся) [5. Б. 229]; в других местах валялись по земле при посадке огурцов, капусты, картошки, при прополке мака. Чтобы картофель уродился крупным, в южной Чехии (в Нездржеве) женщины старались повалять в борозде мужчин, а мужчины женщин [6. Б. 395]. В Словакии женщины катались по озимым, в Силезии, Польше, Германии и Чехии - также по льну и луку. Передачу плодовитости обеспечивали совместно катающиеся по земле супружеские пары, которые должны были симуляцией соития провоцировать природу к более высокому урожаю. В большей мере, чем в чешских и моравских регионах, эти и подобные обычаи сохранились в Словакии и особенно у восточных и южных славян. Магия плодородия применялась и в запретах - в традиции некоторых неевропейских народов в течение нескольких дней перед засеванием практиковалось воздержание в еде и половом общении [7. Б. 61].

В чешской традиции такие обычаи сохранились лишь как реликты: еще в конце первой половины XIX в. было отмечено представление, что у крестьянина, который во время сева пшеницы дотронулся до жены в постели, хлеба будут поражены головней. По другим данным, хозяин не смел по той же причине при севе пшеницы даже думать о жене [8. Б. 539]. Было широко распространено убеждение, что добрый хозяин не должен допустить, чтобы жена сеяла или волочила пшеницу, иначе бы пшеница болела головней. Отрицательное воздействие самого присутствия женщины (особенно во время менструации, после родов) на качество посеянных и посаженных плодов отмечено в свидетельствах из разных концов мира. Запреты подобного рода связаны с религиозными представлениями

(известными в христианском, еврейском и исламском мире) о нечистоте женщины в этот период3.

Особенно насыщены магией обнажения обряды сева льна. В западной Чехии перед восходом солнца женщины садились обнаженной задницей на льняное семя [10. Б. 196]. У восточных славян хозяин должен был сеять, и не только лен, но также и хлеб, обнаженным и на голодный желудок. Магической силой наделялись детали одежды, которые соприкасались с детородными органами, на основе контактной магии эта сила должна была переходить на все, чего они касались. На западе Чехии в с. Плане был записан обычай, согласно которому сеятельница при первом севе ль

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком