научная статья по теме ROBERT G. OUSTERHOUT. A BYZANTINE SETTLEMENT IN CAPPADOCIA (DUMBARTON OAKS STUDIES, XLII). DUMBARTON OAKS RESEARCH LIBRARY AND COLLECTION. WASHINGTON, D.C., 2005. ISBN 0-88402-310-9. 474 P., INCLUDED BIBLIOGRAPHICAL REFERENCES, INDEX, 19 COLOR PL., 271 ILL. AND 6 AP История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ROBERT G. OUSTERHOUT. A BYZANTINE SETTLEMENT IN CAPPADOCIA (DUMBARTON OAKS STUDIES, XLII). DUMBARTON OAKS RESEARCH LIBRARY AND COLLECTION. WASHINGTON, D.C., 2005. ISBN 0-88402-310-9. 474 P., INCLUDED BIBLIOGRAPHICAL REFERENCES, INDEX, 19 COLOR PL., 271 ILL. AND 6 AP»

Robert G. Ousterhout. A BYZANTINE SETTLEMENT IN CAPPADOCIA

167

ном рассказе Геродота о судьбе Скила. Он вполне мог быть правителем некой локальной группы скифов, кочевавших в Днепровском Надпорожье, где он и нашел свой последний приют. Местоположение его захоронения в северо-степном районе, вне нижнеднепровского Герроса, с большой долей вероятности указывает на то, что он, скорее всего, не был верховным царем всех скифов (таковым, по-видимому, оставался его старший брат Октамасад).

Учитывая неполноту археологических данных, можно принимать или не принимать предложенную авторами идентификацию, которая представляется мне весьма обоснованной и правдоподобной. В любом случае - это серьезный вклад исследователей в решение проблемы соотнесения элитных скифских курганов с местами захоронения конкретных представителей скифской правящей династии.

Воронежский государственный университет

В заключительной части рецензируемой публикации еще раз проявился высочайший профессиональный уровень В.А. Ромашко и С.А. Скорого, который наряду с опубликованным ярким скифским комплексом позволит ей стать одной из выдающихся работ по современной скифологии. Следует также отметить высокое качество иллюстративного материала публикации, представленного как традиционной археологической графикой, так и хорошими цветными фотографиями. Издание дополняют ценные приложения, содержащие заключения известных специалистов по антропологии, палеозоологии и археологической органике, полученные из кургана Близ-нец-2. Думаю, что книга В.А. Ромашко и С.А. Скорого станет не только настольной для скифологов, но будет интересна и специалистам по античному искусству.

А.П. Медведев

Robert G. Ousterhout. A BYZANTINE SETTLEMENT IN CAPPADOCIA (Dumbarton Oaks Studies, XLII). Dumbarton Oaks Research Library and Collection. Washington, D.C., 2005. ISBN 0-88402-310-9. 474 p., included bibliographical references, index, 19 color pl., 271 ill. and 6 ap.

Рецензируемая книга "Византийское поселение в Каппа-докии" принадлежит одному из ведущих мировых специалистов по архитектуре средневизантийского периода, профессору истории искусства в Penn University (университет Пенсильвании) Р. Оустерхауту (см.: Ousterhout, 1987; 1999; 2002; Ousterhout, Klein, 2004; Оустерхаут, 2005). Внушительный, хорошо иллюстрированный том описывает результаты первого систематического изучения автором поселения Чанли Килиси (£anli Kilise) у горы Хасан Даг в Западной Каппадо-кии (Турция). За четыре сезона (с 1994 г.) участки поселения были обмерены, описаны и нанесены на топографический план; собран подъемный материал.

Обратить внимание на результат сравнительно скромных по размаху полевых исследований нас заставляет прежде всего их включенность в общий фронт работы по созданию новой версии истории византийской архитектуры, строительства, искусства и, отчасти, археологии, над которой уже несколько десятилетий бьются (иначе не скажешь) автор и ряд его коллег, искусствоведов-византинистов (Р. Нельсон, М. Джексон и др.; см., например, Ousterhout, 1996; Nelson, 1996). Работы Р. Оустерхаута вошли в наш научный оборот, благодаря русским переводам (2005), но исследователь постоянно готовит новые труды по архитектуре Каппадокии и переиздает старые (в их числе классическая "Тысяча и одна церковь" У. Рамсея и Г. Белл: Ramsay, Bell, 2008).

Для нас работа P. Оустерхаута имеет и узкий практический интерес, ведь изучение скальных (пещерных) поселений и церквей - одно из важных направлений археологии в Крыму, на Дону и в других местах. Столь же важна книга методически для исследования монастырей Руси, особенно ранних, связанных тысячами нитей с византийской традицией (проблема их функционального определения методами археологии стоит остро).

Наконец, книга о Чанли Килиси - важный шаг в критике одной из базовых научных мифологем XVIII-XX вв., на разбор которой Р. Оустерхаут (отличающийся взвешенным, рационально-критическим подходом и к материалу, и к гипотезам) потратил немало усилий. Речь идет о традиционной точке зрения, согласно которой все скальные поселения Каппадокии в прошлом были монастырями (см. ниже).

Обратимся к содержанию труда. Книга состоит из введения, двух основных частей (первая посвящена церкви, вторая -окружающему поселению и проблеме его функций), обширного альбома иллюстраций и шести приложений (представлены: мраморы, дендрохронология, красители, керамика, монеты и отчет о спасательных работах 1994 г.).

Книгу открывает очерк Каппадокии. Эта римская провинция, упомянутая в посланиях апостола Петра, рано узнала христианство. К III в. она стала центром теологии, в IV - дала миру трех отцов Церкви: Григория Назианзина, Григория Нисского и Василия Великого (один из основателей православного монашества, он принес сюда понятие о нем). В VI-VII вв. в Каппадокию вторглись арабы, и борьба за нее продолжалась в VIII-IX вв. Это совпало с внутренним кризисом Византии, вызванным иконоборчеством. Преодолев его к середине IX в., империя отвоевала Центральную Анатолию. Пришло столетие процветания, когда было построено большинство памятников Каппадокии. Приход турок-сельджуков, разгромивших византийцев при Манцикерте (1071 г.) и захвативших Малую Азию, христианские общины пережили (скальные церкви возникали даже в XIII в.), но приток архитектурных и художественных идей из Константинополя прекратился.

Природные условия Каппадокии позволяли не столько строить здания, сколько высекать их в скалах. Частые извержения вулканов Ерциес Даг и Хасан Даг в третичный период породили здесь "лунные ландшафты" со столбами сложных форм из спрессованного вулканического пепла ("камины фей" в долине Гёреме) и подверженные обвалам и землетрясениям скальные выходы. Сохранялась и римско-византийская архитектурная традиция, изучение которой начали Г. Бэлл и У. Рамсей в местности Бинбиркилиси ("Тысяча и одна церковь"), где, как всюду в Анатолии, церкви были сложены из хорошо отесанного камня.

Скальные храмы обычно имитируют выстроенные, но у первых купол без светового барабана, он ниже и более плоский, поэтому акцент при росписи смещается на апсиды, а их иконография в скальных церквях очень отличается от остальных храмов Византии. Скальная архитектура имеет налет провинциализма, которого обычно нет в других храмах Каппа-докии, чью технику отличает высокое качество, необычайная

утонченность проекта и глубокая связь с Константинополем, а в организации пространства и внутреннего оформления -с Кавказом. Правители провинций и крупные военные ежегодно бывали в Константинополе, что обеспечивало культурный обмен с метрополией, и архитектура как бы отразила эти передвижения заказчиков и мастеров.

Огромное скальное поселение Чанли Килиси ("Церковь с колоколом"), врезанное в южный и западный склоны плато, сочетает пещерные комплексы и возведенные постройки. Его размещение логически обосновано с точки зрения историко-географического контекста Западной Каппадокии, системы ее городов и дорог.

Чанли Килиси открыли в конце XIX - начале XX в. Его храм сразу стал одним из образцов византийской архитектуры: изысканный, столичный облик здания напоминал о Константинополе. Для Каппадокии он был необычен и в глухой, труднодоступной местности поражал исследователя. Й. Стржиговски, по описанию Я.И. Смирнова, отнес церковь к Х-К1 вв.; Х. Ротт, считавший поселение огромным монастырским комплексом, затерявшимся в горной глуши, акцентировал внимание на первоклассной строительной технике, иконографии росписи и декоративных деталях; он уделил много сил обмеру и фотосъемке. В 1907 г. Г. Бэлл, придя в восторг от церкви, за 3 часа успела описать памятник, снять план (им все еще пользуются) и сделать два десятка фотографий (часть из них Р. Оустерхаут публикует). Она определила кирпичную кладку как "восточную", поддержав датировку Я.И. Смирнова, а все поселение привычно атрибутировала как монастырь.

Церковь долго была в превосходном состоянии, и византинисты (Р. Краутхаймер и др.) охотно писали о ее константинопольских истоках, но никто не изучал подробно: не была измерена высота (купол еще стоял); не была отмечена уникальная ориентация окон апсиды; в описаниях допускались ошибки. Даже фрески не были полностью зафиксированы. Датировали храм, приблизительно и суммарно, XI в.

Р. Оустерхауту, прежде чем интерпретировать архитектуру и декор храма в контексте поселения, пришлось в Части I заняться восстановлением строительной истории и детальным архитектурно-строительным анализом, приемами которого он владеет как немногие. Познакомимся с ним.

Были выделены основные фазы строительства: на первой возведен наос, на второй - двухэтажный нартекс с запада, вытянутый к северу; на третьей - пареклесия (погребальный притвор) к северу от наоса. Здание строили как самостоятельный объем, а со скалой его позже соединил нартекс (даже после постройки притвора между ним и скалой остался промежуток).

Наос (фаза I) отличает сочетание кирпича с камнем (местный вулканический туф) и стройные аркады фасада. План относится к типу вписанного в квадрат креста с четырьмя квадратными опорами (сохранилась одна) и девятью сводчатыми ячейками (длина внутри без апсид - около 9.2 м, внутренний диаметр купола близок 3.95 м; ширина стен - чуть более 1).

Ступенчатый стилобат храма врезан в скальную породу и сложен из тесаного камня. Над ним по фасаду идет аркатура с пилястрами и полуколоннами. Стены из камня и кирпича с забутовкой булыжником на растворе. Камни уложены с подбором (высота ряда 32-40 см), слой белого известкового раствора, по твердости близкого бетону, тонкий. В нижней части фасада два ряда камня чередуются с четырьмя рядами типично византийских кирпичей (сторона - 31-34 см, толщина - 3.5-4.5; четыре ряда кирпича с четырьмя рядами раствора

составляют 36-39 см). Выше кирпич в основном использован как облицовка выступающих частей фасада и множества узких (20-25 см), но высоких окон (иногда их арки вытесаны в камне; в главных окнах апсиды применены оба приема). Три окна центральной апсиды прорезаны радиально и обеспечивают стоящему перед алтарем полный обзор - уникальное д

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком