научная статья по теме «РОДИЛА ОЛЕНЬКА РЕБЕНКА, БЕЗ РУК, БЕЗ НОГ - ОДНА ГОЛОВЕНКА»: ЯЙЦО В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ И МАГИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему ««РОДИЛА ОЛЕНЬКА РЕБЕНКА, БЕЗ РУК, БЕЗ НОГ - ОДНА ГОЛОВЕНКА»: ЯЙЦО В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ И МАГИИ»

Славяноведение, № 6

© 2011 г. Л.Н. ВИНОГРАДОВА

«РОДИЛА ОЛЕНЬКА РЕБЕНКА, БЕЗ РУК, БЕЗ НОГ - ОДНА ГОЛОВЕНКА»: ЯЙЦО В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ И МАГИИ

Мифологическая трактовка яйца в народной культуре оказывается чрезвычайно многогранной и противоречивой: с одной стороны, это символ постоянно возобновляющейся жизни, а с другой - предмет, требующий осторожного обращения, так как из него может вылупиться опасное демоническое существо. В статье рассматриваются славянские верования и магия, связанные с яйцом.

The mythological concept of egg in the folk culture is very diverse and controversial indeed. On the one hand, this was the symbol of permanently resurrecting life, on the other - an object, which required very cautious treatment, inasmuch as a dangerous demonic creature might come out of it. The article considers Slavic beliefs and magic rituals, connected with the egg.

Ключевые слова: народная культура, мифология, этнолингвистика, славянские верования, символика предметного мира.

Яйцо включается в ряд предметов, принадлежащих одновременно сфере природы и сфере культуры, оно используется людьми и как продукт птицеводства, и как предмет магии, народных игр, как атрибут украшения домашнего интерьера, наряда ряженых и т.п. Согласно народным верованиям, яйцо (так же, как семя и зерно) является средоточием витальной силы, символом плодородия, непрерывного воспроизводства жизни, началом всех начал. Одно из наглядных свойств яйца -превращение предмета в живое существо определяет его основную культурную семантику, связанную с оппозицией жизнь/смерть. Мотив преодоления смерти через заключенную в яйце жизнь отражается в ряде загадок (с отгадками 'яйцо' или 'наседка и яйцо'): рус. «Живое родит мертвое, а мертвое родит живое»; «Белое, круглое, долго лежало, потом затрещало, и неживое живым стало»; укр. по-лес. «Два разы родицца, один раз умирае»; болг. «Живо роди мъртво, мъртво роди живо», «Седи каня, да се кланя, чека мъртви да живею» и под. Вместе с тем, яйцо воспринимается в народной культуре и как опасный предмет, контакт с которым требует особой осторожности и соблюдения ряда запретов: например, считалось, что из него может вылупиться демоническое существо; яйцо могло использоваться во вредоносной магии; оно часто получает негативную оценку в снотолкованиях. Как некое загадочное существо «без рук, без ног» яйцо изображается в русской загадке: «Родила Оленька ребёнка: без рук, без ног - одна головёнка».

Яйцо в космогонических легендах и фольклоре. Широко известный индоевропейский мотив о творении мира из яйца не находит свое-

Виноградова Людмила Николаевна - д-р филол. наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН.

го прямого отражения в славянских этиологических преданиях, но может быть подтвержден единичными данными или реконструирован на основе некоторых фольклорных образов: например, в польских сказках о том, что земля возникла из большого яйца, лежавшего на вершине дерева [1. C. 39]; в русских волшебных сказках об утке, несущей золотые яйца, или о заморских царствах (золотом, серебряном, медном), каждое из которых было заключено тремя царевнами в три яйца и в таком виде перенесено в мир людей [2. С. 224-226]. В фольклоре южных славян сохранились представления о том, что яйцо - это миниатюрный эквивалент космоса или отдельных его частей, т.е. из яйца произошли все небесные тела: звезды, солнце, луна, земля. Ср. македонские детские припевки: «Времето е кокошка, звездите са яйцина - снесении от кокошка, цървени и шарени. Земьата е яйценце, живото е пиленце - снесено от яйценце, цървено и шарено» (Время - это курица, звезды - это яйца, снесенные курицей, красные и пестрые. Земля - это яйцо, жизнь - это цыпленок, вылупившийся из яйца, красного и пестрого) [3. С. 15]. Сближение образов небесных светил с яйцом часто встречается в болгарских игровых закличках: «Сънце ле, сънце ле / Богово яйценце» (Солнышко, солнышко, Божье яичко), а также в загадках о небе и звездах: «Пълно рашето с яйца» (Полное решето яиц), «Пълн таван сос яйца» (Чердак полный яиц). Оно выступает в роли дара-угощения солнцу в польских закличках, призванных прекратить дождь: «Swiec si?, swiec, sloneczko! Dam ci jajeczko, / Jak kureczka zniesie na d?bowym lesie. / Wezmij jajo do raju, / Niech si? dusze raduR» (Свети, свети, солнышко! Дам тебе яичко, когда курочка его снесет на дубовом лесу. Отнеси яйцо в рай, пусть души радуются) [1. С. 133].

В апокрифических легендах небо и земля уподобляются яйцу: скорлупа - это небо, пленка внутри скорлупы - облака, белок - вода, желток - земля. По некоторым демонологическим поверьям, пагубные для людей атмосферные осадки ведьмы производят, высиживая гусиные яйца, в каждом из которых заключены дождь, град, снег, непогода (карпато-укр., польск.).

О появлении людей из яйца повествуется в одной из украинских легенд, записанных в Галичине: Ева за свой грех была наказана Богом тем, что должна была после смерти на том свете ежедневно нести столько яиц, сколько умирало людей на земле за день. Эти яйца Бог разрезал надвое и бросал на землю, и тогда из одной половинки появлялись мальчики, а из другой - девочки, которые, подрастая, женились друг на друге. Если же одна из половинок пропадала (тонула в море, была съедена зверем), то партнер навсегда оставался без пары [4. С. 3].

Яйцо - это не только пространственная, но и временная модель единого целого. Об этом свидетельствуют образы мирового древа и яиц на нем в русских загадках о структуре года: «Выросло дерево от земли до неба. На этом дереве двенадцать сучков, на каждом сучке по четыре кошеля, в каждом кошеле по шесть яиц, а седьмое - красное» (разгадка: двенадцать месяцев, четыре недели, шесть дней, седьмой день - воскресенье). Либо год загадывается через образ одного яйца, снесенного множеством птиц: «Двенадцать орлов, пятьдесят две галки, триста шестьдесят пять скворцов - одно яйцо снесли».

Согласно археологическим данным, глиняные предметы в форме куриного яйца (а также яичная скорлупа) были обнаружены в могильниках XI в. (Польша, р-н Куявского воев.). Куриные яйца, а также горшки с едой и черепа животных закладывались в основу строящегося дома в качестве жертвы (р-н Гданьска, Ополя; факты датированы XII-XIII вв.). В Полесье зафиксированы современные поверья, что строители могут заложить в основу дома либо монеты - «на доброе житье», либо яйцо - «на беду хозяевам» [5].

Символика яйца, определяемая его природными свойствами. Судя по мотивировкам магических действий, ритуальным приговорам, загадкам, в качестве наиболее значимых выступают в народной культуре такие

2* 35

признаки яйца, как: шарообразная форма, цвет скорлупы или желтка, хрупкость внешней оболочки, способность катиться, заполненность неким (скрытым от взгляда) содержимым и некоторые другие. В загадках восточных славян отмечается внешний вид яйца, его непроницаемость, двусоставное содержимое: рус. «В одной дежке две приспешки», «В одной стеклянке болтается, а никак не смешается»; бел. брест. «Маленько, кругленько, у сярэдыне жоутенько»; «Полна бочечка вина - ни окошечка, ни дна»; укр. чернигов. «У беленькой бочачки два разные вина».

Признак круглый/полный часто актуализируется в скотоводческой магии: домашний скот заставляли переступить через яйцо, «каб коровка была цэлый год круглая, наедяная, як тэе яичко» [6]; «чтобы принесла такое полное вымя, как заполнено яйцо» [7]. При начале полевых работ хозяева обливали лошадей водой, в которую опускали два яйца, чтобы животные были «круглыми, как яйцо» (рус. костром) [8. С. 185]. С тем же значением (полный, упитанный) используется эпитет «гладкий»: «Будь гладка, как яичко!», - говорили хозяева, поглаживая яйцом лошадь [9. С. 466]. При первом купании новорожденного в воду опускали яйцо, чтобы младенец скорее «округлился».

Однако по этому же признаку (круглая форма) яйцо входит в ряд других круглых предметов (плодов, овощей), которым приписывается опасное свойство вызывать град либо способствовать возникновению наростов, волдырей, опухолей на теле человека и животного. Поэтому в ряде случаев к яйцу относились с опаской и настороженностью. Так, при общей практике одаривать участников летних обходов яйцами, в некоторых селах восточной Сербии хозяева избегали давать их девуш-кам-«додолам», чтобы град не побил посевов [10. С. 142]. У сербов Воеводины (р-н Сремска Рача) не принято было одаривать овчаров и свинопасов яйцами, чтобы не появлялись нарывы и шишки на теле животных [11. С. 265]. По польским поверьям, у того, кому снятся яйца, появятся на теле наросты, «Ьо 1» окг^1е» (ибо это все круглое) [12. С. 168]. Беременные женщины остерегались носить за пазухой орехи и яйца, чтобы у новорожденного не было волдырей (бел. витеб.). Появление бородавок объяснялось тем, что человек смотрел, как курица несет яйца [13. С. 216]. Болгары использовали яйцо как заменитель материнской груди, когда надо было прекращать грудное вскармливание: ребенку давали попробовать вареное яйцо, говоря при этом: «Няма вече цица, има коко» (Нет больше цицки, есть яичко) [14. С. 144]. В сходной ситуации белорусы передавали младенцу в руки через окно вареное яйцо, чтобы он забыл материнскую грудь (полес. брест.).

В соответствии с магией уподобления считалось, что белая, чистая скорлупа цельного яйца способна была обеспечить белизну льна и конопли, если его при севе закопать в поле или положить в семена. Сеятель ржи, закончив работу, выпивал взятое с собой сырое яйцо, «шоб чысто жыто було (всходы без сорняков), як яйцэ» [15]. Яйцом болгары одаривали новорожденного с приговором: «Как е бялу яйцето, така и лицето ти да е бялу...» (Пусть лицо твое будет белым, как белое яйцо) [14. С. 144]. При посадке картофеля в первую лунку закапывали яйцо, чтобы клубни выросли чистыми снаружи и белыми внутри (полес. брест.). По признаку цвета яйцо использовалось в молочной магии: у южных славян его под-кладывали под дойное ведро при первом доении овец, чтобы молоко было жирным, кремовым по цвету. Белый цвет в его негативном значении соотносился с бельмом на глазах и слепотой. В некоторых бо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком