научная статья по теме РОДОМ ИЗ СКАЗКИШЕХЕРЕЗАДА ПРИГЛАШАЕТ НА НОВОГОДНИЙ БАЛ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «РОДОМ ИЗ СКАЗКИШЕХЕРЕЗАДА ПРИГЛАШАЕТ НА НОВОГОДНИЙ БАЛ»

Родом из сказк

Шехерезада приглашает на новогодний бал

В прошлом году вышла в свет книга Галины Григорьевны Симоновой «Одетые бисером» (рецензия на книгу была опубликована в нашем журнале). На тридцати страницах этого красочного издания «поселились» чудные создания — куклы Барби, одетые в роскошные бисерные костюмы. По задумке автора, каждая кукла изображала какой-нибудь сказочный, литературный персонаж в феерическом ледяном представлении: Золушку, Шехерезаду, Снежную Королеву, Кармен...

Галина Григорьевна Симонова

ВСЕ НАРЯДЫ Галина Григорьевна смоделировала и сплела из бисера сама. Сама перечитала сотни сказок народов мира в поисках интересных идей. Сама придумала сюжетную линию книги. Сама ее издала.

Мы решили узнать, каким образом бисер, куклы и сказка, сплелись в затейливых фантазиях петербурженки, став одним из главных увлечений ее жизни? Когда и как пришло к ней мастерство? Каковы ее дальнейшие творческие планы?

Так сложилось, что обстоятельства предыдущей жизни с неожиданными переменами, постоян ной уче бой и совер ше н ство ва ни ем навыков, в конце концов, и привели к появлению этих нарядных миниатюрных кукольных принцесс. Каждый поворот судьбы вносил свою крупицу знаний и опыта в будущее дело - в создание бисерной коллекции и книги.

Предоставим слово самой Галине Гри-горь ев не.

Сказки детства

Мое раннее детство прошло в военные годы, в эвакуации на Урале. Ни о каких игрушках в те годы не могло быть и речи. Может быть, это и стало причиной того, что, будучи уже взрослой, я увлеклась куклами. Я просто не доиграла в детстве.

После снятия блокады я вернулась в родной город и пошла в школу. Помню, в учебнике «Родная речь» я прочла северную сказку «Кукушка». В сказке больная мать, мучав-шаяся жаждой, не могла допроситься воды у своих занятых игрой сыновей. И тогда она превратилась в кукушку и вылетела из чума. Мальчики побежали за ней. Они плакали и просили ее вернуться. Но было поздно. Она навсегда покинула своих детей. После прочтения этой сказки моим главным увлечением в жизни стали книги.

В школьные годы я прочла множество книжек, но «Кукушку» не забывала никогда. И, мне кажется, что это повлияло на мое отношение к людям: я научилась сопереживать им.

Позже, любовь к сказкам я привила и своему маленькому сыну. В 9 лет он даже придумал собственную сказочную историю «Федя и кошки». Ее главный герой Федя заметил, что у него в доме живут очень хитрые кошки. И он подумал: «Да, с такими кошками можно обмануть какого-нибудь царя». Взяв зверей с собой, Федя пустился в дорогу -счастье искать. Кончается эта сказка тем, что он, благодаря своим кошкам, спасается от царской расправы за то, что победил барина, который был «боль шой скряга, бил лю -дей и все забирал себе».

Надо заметить, что в то время по телевидению показали передачу, участники которой вели полемику на тему: нужны ли детям сказки? Я тогда подумала, что если даже непоседливый, задиристый мальчишка написал свою сказку, значит - сказка нужна ребенку.

«Школьные годы» творчества

После окончания средней школы я поступила в Технологический институт им. Ленсовета. Затем работала на заводе, потом в научно-исследовательском институте, где создавала композиции на основе каучуков и смол. Работа была творческой, интересной. Но врачи порекомендовали мне сменить профессию химика-технолога на другую. И поскольку тогда моим увлечением было моделирование женской одежды и декоративно-прикладное искусство, я решила обучать этому мастерству девочек на школьных уроках труда.

Так я стала учителем в школе, и так начался новый этап в моей жизни.

Л . Ю #12 [36] *2005

Для творчества у преподавателя трудового обучения - большие возможности. И я стремилась их использовать.

Во времена моей работы в школе по программе требовалось проведение профориентации через предмет. Особое внимание уделялось знакомству с рабочими профессиями. Установив тесную связь с районными ПТУ, я стала приглашать на свои уроки учащихся этих учебных заведений. Так, например, отдельные уроки по кулинарии у меня проводили ученики кулинарного училища, они демонстрировали свое мастерство. Для школьников это было наглядное и интересное знакомство с профессией.

Обучение бисероплетению

В конце 1980-х в стране была принята новая реформа по трудовому обучению школьников. Она предполагала общественно-полезный и производительный труд. Эта реформа позволяла учащимся лучше узнавать профессии и обучаться прямо на рабочих местах, зарабатывая при этом деньги (пусть и небольшие).

В то время (да и сейчас тоже) к каждой школе были прикреплены дети, которые по состоянию физического здоровья не могли посещать занятия. Для них было предусмотрено домашнее обучение, но без трудового. И я подумала, что ведь именно этим детям нужны уроки труда, а также - возможность самостоятельно зарабатывать деньги. В управлении народного образования меня поддержали. И я стала заниматься с детьми на дому. Это стало новым поворотным моментом в моей работе.

Я пошла по адресам этих детей в своем районе. Родители не очень-то мне доверяли, некоторые даже принимали за мошенницу. Это был 1989 год. Они не верили, что кто-то всерьез будет заниматься с инвалидами. Но я объясняла им, что это образовательный экс-пе ри мент.

Вначале я не думала, что буду обучать детей бисероплетению. Пробовали многое: вязку, шитье, мозаику... Однако детям больше всего нравился яркий разноцветный бисер. Кроме того, выяснилось, что работа с ним хоро шо раз ви ва ет мел кую мо тори ку, а значит, и речь, и мозговые функции. Например, одна из моих учениц Женя, больная церебральным параличом, за время занятий разработала руки и стала лучше говорить. У других детей тоже наблюдался прогресс в работе, а ведь сначала многие из них не могли даже попасть иголкой в бисеринки.

В конце первой четверти мы сдали в «Ленгалантерею» первые изделия - ожерелья и серьги из бисера. Все наши украшения хорошо продавались. И день получения зарплаты стал одним из самых радостных для родителей и детей.

Постепенно количество моих учеников увеличилось, и я привлекла к работе свою сестру, имеющую опыт бисероплетения, и подругу - учительницу труда.

лись бисероплетением, я увидела куклу Бар-би в наряде невесты. Куклу девочке мама привезла из Голландии. В то время в нашей стране ничего подобного еще не было.

Рождение сказки

Потом я заболела, и мне пришлось оставить трудовое обучение. Тогда я решила заняться плетением костюмов для кукол.

Началось же все с того, что однажды у одной из своих учениц, с которой мы занима-

Кукла была изящная, красивая. И у меня появилось желание наряжать и украшать эти «неземные» создания. Вскоре Барби появились в наших магазинах. И, выйдя на пенсию, я стала заниматься куклами. В этой работе мне очень помогала сестра Ирина и несколько моих бывших учеников.

Просто так одевать кукол, конечно, не хотелось. Нужна была идея. И я решила: раз кукла - детская, значит, в поисках образов надо обратиться к сказкам, соткать для кукол наряды сказочных персонажей и объединить их сказочным сюжетом. К тому же сказками можно привлечь внимание детей к литературе.

Я много читала: заказывала книги в публичной библиотеке, покупала их в магазинах. В итоге перечитала огромное количество сказок народов мира.

Так родился замысел волшебного леса, где на каждой поляне живут сказочные героини. Однажды там появляется девочка Таня. Она путешествует по лесным опушкам в сопровождении бельчонка и встречает волшебных персонажей.

На Снежной поляне Таня знакомится с героинями зимних сказок - Снежной Королевой, Снегурочкой. На Поляне Колокольчиков - с Царевной Горошинкой, Принцессой на горо ши не и дру ги ми прин цес сами. На Земляничной поляне она встречает Золушек из сказок разных народов мира - фран-

#12 [36] *2005 Л -Ю

цу зс кую, рус скую, японс кую, аф ри кан-скую... Всего в сказке восемь полян. Эту, мою первую, книгу я назвала «Сказки, расшитые бисером». К сожалению, она пока еще не издана.

Первой же вышла в свет небольшая книга «Одетые бисером». На ее страницах куклы Барби (все куклы производства фирмы «Мат-тел») также одеты в костюмы из бисера. Обе свои книги я объединила главной героиней - Таней. В итоге одна книжка стала продолжением другой. Правда, продолжение издано раньше начала.

В «Одетых бисером» куклы предстают в образах как сказочных персонажей, так и явлений природы, например, «водопад Ниагара».

Кстати, с созданием наряда для Ниагары у меня связана удивительная история. Каким образом сделать ее костюм спереди я представила сразу: это множество нитей с на ни зан ным на них светлым, проз рач ным бисером. Они должны ассоциироваться с пенящимися, струящимися потоками воды.

Но как сделать «спинку» наряда? Я долго не могла это решить. Мне помог случай. Однажды я взяла с книжной полки один из томов Марка Твена. И вдруг вижу заголовок -«Ниагара». Открываю книгу, читаю о водопаде и. об индейских сувенирах из бисера. Все! Сразу стало ясно, что платье должно быть сделано в ярких сочных тонах, в «индейском колорите». У Марка Твена я прочла также «Дневник Евы» и «Дневник Адама». Эти рассказы помогли мне создать два костюма для Евы, украшенные цветами и листьями.

Еще одна из моих героинь - Сеси в подвенечном платье. Это персонаж из самой поэтичной сказки Р. Брэдбери «Апрельское колдовство». То, что она стала невестой, это уже моя выдумка. Так я выразила надежду на то, что в конце концов ее жизнь наладится.

Появление книги

Придумывание платьев для волшебных ге ро инь - это мое самое лю би мое за ня тие. Я ничего не рисую. Все создается в голове. Уже потом пробую, делаю, меняю.

Вообще же, создание книг оказалось трудоемким и кропотливым делом. Мне помогали мои ученики - моя «центральная лаборатория». Одни и те же образцы отделки они изготавливали в различных плетениях и техниках, пробовали разные цветовые сочетания. За кадром остались многочисленные пробы, остатки бисера и перечеркнутые стра ни цы.

В прошлом году, когда готовились к выходу «Одетые бисером», в благодарность за работу я организовала для своей помощницы и ученицы Жени Окининой (о ней говорилось выше. - При

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком