научная статья по теме РОЛЬ ИЗРАИЛЬСКОГО ФАКТОРА В БЛИЖНЕВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКЕ ВАШИНГТОНА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «РОЛЬ ИЗРАИЛЬСКОГО ФАКТОРА В БЛИЖНЕВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКЕ ВАШИНГТОНА»

УДК 327.8

РОЛЬ ИЗРАИЛЬСКОГО ФАКТОРА В БЛИЖНЕВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКЕ ВАШИНГТОНА

*

© 2015 г. А.И. Шумилин

Институт США и Канады РАН, г. Москва

В статье рассматриваются механизмы формирования ближневосточной политики США, в частности роль еврейских организаций и произраильских лоббистских структур. Развеивается распространённый миф о том, что произраильское лобби якобы оказывает решающее воздействие на ближневосточную политику Вашингтона.

Ключевые слова: еврейские организации, произраильское лобби, ближневосточная политика США, Израиль, арабские страны, теория заговора.

Произраильское (именно так, на наш взгляд, правильнее его именовать, а не «еврейское» или «израильское») лобби - феномен действительно во многом уникальный даже для политической жизни Соединённых Штатов, важной стороной которой всегда был политический и государственный (в пользу иностранного государства) лоббизм. Эта уникальность определяется его удивительной эффективностью, несмотря на то что произраильские настроения разделяются далеко не в полной мере даже значительной частью еврейской общины США, а в плоскости ближневосточной политики Вашингтона прагматизм (с учётом повышенного интереса к арабской нефти и геостратегическому альянсу с монархиями Персидского залива) остаётся весомым аргументом в элитных группах, да и немалой части американского общества в целом.

Объяснить эффективность произраильского лобби пытаются в США не только сторонники «теории заговора», но и серьёзные исследователи. Процитируем определение, которое дали этому феномену два американских профессора Стивен Уолт из Гарвардского университета и Джон Мирсхаймер из Чикагского университета в своей достаточно тенденциозной и спорной работе под названием «Израильское лобби и внешняя политика США» [23]. По их мнению, «израильское лобби — это не заговорщики, ставящие под контроль внешнюю политику США, а крайне мощная группа представителей интересов, состоящая как из евреев, так и не из евреев, нежёсткая коалиция отдельных лиц и организаций, без устали работающая над ориентацией внешней политики США в направлении Израиля». К этому определению уместно разве что добавить следующее: не столько коалиция, «без устали работающая над ориентацией внешней политики США в направлении Израиля» (этим занимаются избранные политики и назначенные чиновники администрации), сколько коа-

* ШУМИЛИН Александр Иванович - доктор политических наук, руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов ИСКРАН. E-mail: Mideast@mail.ru

лиция, стремящаяся идентифицировать определённые, возможно, базовые интересы США на Ближнем Востоке с фундаментальными интересами Израиля как государства, как воплощения философского концепта и как гражданского общества. Только в таком расширенном ракурсе и можно пытаться понять феномен произраильского лобби в США.

Евреи и Америка: от Христофора Колумба до Джорджа Вашингтона

Если обратиться к истокам, то и само открытие Америки, и её развитие в немалой степени подпитываются фактами или мифами, нередко связанными с историей евреев в средние века. Постараемся сосредоточиться на основных фактах. Например, 1492 год вошёл в мировую историю двумя событиями -началом массового изгнания евреев из Испании и открытием испанским мореплавателем (итальянского происхождения) Христофором Колумбом (14511506 гг.) Вест-Индии, оказавшейся вовсе не Индией, а новым материком, впоследствии названным Америкой. Жёсткие репрессии католической церкви в Испании против евреев (особенно в период господства «великого инквизитора» Торквемады с 1483 по 1498 гг.) описываются во многих источниках как апогей церковного мракобесия и гонений на это национальное и религиозное меньшинство в Европе. Этим событиям предшествовало изгнание евреев из Англии в конце XIII века, а также из важнейших торговых городов и стран Европы -Аугсбурга (1439-1440 гг.), Страсбурга (1438 г.), Эрфурта (1458 г.), Сицилии (1492 г.) и т.д. Но Торквемада остался в истории как средневековый прообраз Адольфа Гитлера, поскольку убивал евреев только за то, что они евреи. Именно ему приписывают авторство таких «популяризировавшихся» уже Гитлером устойчивых выражений, как «окончательное решение еврейского вопроса» и «чистота крови». Эти понятия во многом были определяющими для государственной политики Испании того времени.

В таком историческом контексте Колумб снаряжает свои экспедиции в поисках «Нового Света». Немало источников подсказывают, что сам мореплаватель был весьма мотивирован не столько стремлением открыть новые земли вообще, сколько найти убежище для гонимых в Европе еврейских общин, к которым он якобы принадлежал. Сторонники этой версии ссылаются на обнаруженные в последние два столетия документы, из которых следует, что происходил Христофор Колумб из семьи маранов, т.е. принявших католицизм евреев [1]. Заметим, что в те времена такого рода расставание с иудейской религией чаще всего было вынужденным шагом перед угрозой инквизиции, а потому не всегда искренним: многие мараны продолжали тайно исповедовать иудаизм, изучать иврит для чтения священных книг. Знание иврита приписывают и Христофору Колумбу. Любопытно и то, что описание своей первой экспедиции (1492-1493 гг.) Колумб начал с упоминания об изгнании евреев из Испании.

Почти все евреи, жившие на территории британских колоний в Северной Америке, приветствовали революцию и провозглашение независимости (4 июля 1776 г.), разделяя стремление большинства своих сограждан к освобождению от власти метрополии в надежде на улучшение своего положения. В то время число евреев в Америке было невелико (около 2 тыс. человек), но их вклад в

2 «США ❖ Канада», № 2

33

революцию был оценён американскими элитами как значимый. Так первый президент США Джордж Вашингтон написал 18 августа 1790 г. знаменитое письмо «К еврейской общине Ньюпорта», ставшее своего рода хартией вольности для всех американских евреев и манифестом веротерпимости в США. Среди прочего в письме говорилось: «Пусть же дети рода Авраамова, поселившиеся на этой земле, и впредь заслуженно пользуются добрым к ним отношением со стороны других жителей, когда каждый сможет сидеть безопасно под собственной виноградной лозой и смоковницей, и ничто не будет угрожать ему» [24].

Со второй четверти XIX века численность еврейского населения США росла невиданными темпами (вторая волна иммиграции): уже к 1840 г. их насчитывается 15 тыс., к 1860 г. - 150 тыс., а к 1880 г. - около 250 тыс. человек. Таким образом, еврейская община Северной Америки становится четвёртой по численности в мире (после России, Австро-Венгрии и Германии). В 80-е годы XIX века по Восточной Европе прокатилась мощная волна погромов, которая вытолкнула из этих стран свыше 2 млн. евреев, ставших беженцами (главным образом, из Польши и России). Подавляющее большинство из них направились в Соединённые Штаты. Уже к 1900 г. еврейское население там достигло 1 млн. человек; к 1915 г. - 3 млн. 250 тыс., а к 1925 г. - порядка 4,5 млн. человек (примерно 4% всего населения). Вскоре США стали страной с крупнейшим в мире еврейским населением - евреи стали там одним из самых многочисленных национальных и религиозных меньшинств. В результате в еврейской общине США сложилось большинство, которое составляли евреи-ашкеназы, потомки эмигрантов из Центральной и Восточной Европы; евреи-сефарды (происходящие из Испании, Португалии и Северной Африки) остались в меньшинстве. В религиозном плане «коренные» жители были в основном реформистами, а приезжие - хасидами и ортодоксами. Постепенно принцип «плавильного котла» начинает срабатывать и в религиозной жизни евреев: в американском иудаизме появляется объединительное течение - консерватизм, увязывающий консервативные элементы реформизма и либеральные элементы ортодоксии. Сегодня принято считать, что все три ветви иудаизма - ортодоксальная, реформистская и консервативная - представляют собой одно целое, не разделённое глубокой пропастью, как, например, в христианстве (между католичеством, протестантизмом и православием).

Евангелистский плацдарм сторонников Израиля

Проследить эти процессы в иудаизме в США представляется важным прежде всего с целью выявления отношения американского еврейства к проблеме создания государства Израиль на Ближнем Востоке. И здесь мы сталкиваемся с неким парадоксом, заключающимся в том, что эта идея - особенно в её сионистском понимании и воплощении - получает в еврейской среде в начале XX столетия отнюдь не столь мощную и вдохновенную поддержку, как... в среде «правых христиан», т.е. американских евангелистов. Вот как оценивает значимость евангелистов для идеи сионизма и израилецентричности известный американский журналист и еврейский активист Джеф Джакоби: «Хоть это и может показаться кому-то парадоксальным, но американские

христиане-евангелисты - так называемые «правые христиане» - это преданные и ис кренние друзья Израиля и еврейского народа. И не так уж редко они проявляют себя более стойкими и непоколебимыми сторонниками Израиля, чем даже сами американские евреи. Нет сомнений, израильтяне должны дорожить таким отношением и такими друзьями» [9].

Дело в том, что христиане-протестанты изначально фокусировались на идее Израиля как религиозном символе, символе спасения и благодати. Многие протестантские идеологи рассматривали свои общины в США как «Новый Израиль», избранный Богом после Второго Исхода для святости. Библейские указания, особенно ветхозаветные, возводились ими в непререкаемую истину. Именно Ветхий (дохристианский) Завет становится главной книгой для протестантов-евангелистов. Они считают безусловным завет, заключённый между Богом и Авраамом, в соответствии с которым евреи в глазах Господа - «избранный народ», которому должна принадлежать Земля обетованная - Ханаан. Евангелисты не видят в священных писаниях места, которое бы отменило обещание Всевышнего «благословить тех, кто благословляет евреев, и проклинать тех, кто проклинает евреев». И делают из этой конструкции, пожалуй, один из главных для себя выводов: если американцы хотят, чтобы Бог благословил их страну, то Америка должна благословлять евр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком