научная статья по теме РОЛЬ КАТЕГОРИИ ШИ В ТЕОРИИ КИТАЙСКОЙ КАЛЛИГРАФИИ И ЖИВОПИСИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «РОЛЬ КАТЕГОРИИ ШИ В ТЕОРИИ КИТАЙСКОЙ КАЛЛИГРАФИИ И ЖИВОПИСИ»

ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО НА ВОСТОКЕ

РОЛЬ КАТЕГОРИИ ШИ В ТЕОРИИ КИТАЙСКОЙ КАЛЛИГРАФИИ

И ЖИВОПИСИ

© 2013 В. Г. БЕЛОЗЁРОВА

В теории китайской каллиграфии и живописи широко использовались термины из других областей знания, а именно философии, медицины, военного дела, астрономии, фэншуй и др. Междисциплинарная универсальность ключевых для традиционной эстетики терминов создает значительные трудности при переводе старинных трактатов по искусству, которые связаны с пониманием китайских терминов и подбором их аналогов в европейских языках. В данной статье предпринимается попытка разобраться в значениях категории ши, часто встречающейся в трактатах по каллиграфии и живописи, но до сих пор мало изученной в современном западном искусствоведении. Стоит сразу оговорить, что исследование генезиса и исторической эволюции категории ши в теории китайского искусства является задачей весьма отдаленного будущего. Связано это в первую очередь с незначительностью числа переведенных на европейские языки трактатов по живописи и в особенности по каллиграфии.

Ключевые слова: категория ши, энергия (ци), энергопоток, принципы формообразования, взаимодействие (сян), сила нажима кисти, замысел произведения (и), энергетические каналы (цимай), динамические структуры пластических форм.

Современные китайские искусствоведы, следуя традиции, привычно используют категорию ши, оставляя ее без специальных пояснений [Ли Цзэхоу, 1988; Е Лан, 1999]. Среди западных искусствоведов исследование категории ши проводил Джон Хэй [Hay, 1993]. В публикациях П. Штурман термин ши переводится как configural force или momentum, а сама категория ши поясняется следующим образом: "Ши есть манифестация как потенциальной, так и кинетической энергии" [Sturman, 1997, p. 16]. Специальный интерес к категории ши проявляют преимущественно западные исследователи китайского происхождения, для которых осмысление разницы культурных парадигм Китая и Запада особенно актуально. Специалист по китайской эстетике Гао Цзяньпин признается, что в английском языке нет точного аналога для термина ши и что было бы лучше оставлять его без перевода [Gao Jianping, 1996, р. 93-94]. Его совету на всем протяжении диссертационного текста следует Чжу Ци [Zhu Qi, 2008]. Среди отечественных искусствоведов первой и единственной категорию ши прокомментировала Е.В. Завадская [Ши-тао, 1978].

Иероглиф ши состоит из ключа ли ("сила") и фонетика ши. Графические элементы иероглифа изображают шарообразный ком, который катится вниз по склону высокого земляного холма. В словаре И.М. Ошанина для иероглифа ши приводятся следующие русские эквиваленты: "сила", "влияние", "авторитет", "энергия" и пр. [Ошанин, 1984, № 8187]. В древних и современных китайских словарях даются десятки словосочетаний с иероглифом ши, из которых следует, что есть ши времени, звука, звезд, воды, волн, огня, ветра, почвы, горы, государства, гробниц, войск, шашек, плотничьих ин-

струментов, мужских гениталий и пр. Контекст употребления термина ши свидетельствует о том, что проявления феномена ши могут быть как созидательными, так и деструктивными, как естественными (цзыжань-чжи-ши), так и искусственными, как врожденными, так и приобретенными.

Статус феномена ши в традиционной онтологии сформулирован в параграфе 51 "Дао дэ цзина" ("Канона Пути и благодати"), где утверждается, что все сущее порождается Дао, развивается через Дэ, формируется в материи и обретает законченность благодаря ши1. Тем самым феномен ши ставится в один ряд с глобальными началами космоса. Среди современных синологов общепризнано, что китайскую модель космоса определяют континуализм, процессуализм и коррелятивизм. Субстратной основой китайского космоса является непрерывная, энергодинамическая субстанция ци. Энергия ци представляет собою сплошную среду, постоянно структурируемую Дао, дифференцируемую Дэ, сгущающуюся в формах и эволюционирующую под действием силовых векторов ши. Феномен ши может быть понят как реализация динамического потенциала универсальной энергетической среды ци. Джон Хэй так определяет категорию ши:

"Ши - один из наиболее часто употребляемых терминов в китайской онтологии, в соответствии с которым все феномены являются временными специфическими образованиями определенных состояний энергии. Ши выводит феномены из потенциальности в актуальность, задей-ствуя энергетические связи, обусловливающие идентичность феномена. В отличие от оболочки внешней формы, которая есть лишь очень ограниченный аспект идентичности феномена, ши постоянно поддерживает связь с процессами трансформации бытия, обеспечивая устойчивость динамического потока (воды в китайском пейзаже) и неустойчивость статики (горы)..." [The Century..., vol. I, 1992, p. 58].

В зависимости от сферы проявления феномена ши (философия, астрономия, медицина, социология, эстетика, военное дело, шашки, фэншуй, каллиграфия, живопись и пр.) термин ши переводится на русский язык как "позиционная/властная сила" (А.И. Кобзев) [Духовная культура..., т. 1, 2006, с. 269, 292], "стратегическая сила/мощь" (А.Г. Юркевич) [Духовная культура., т. 4, 2009, с. 740, 801], "линии сил" (Е.В. Завадская) [Ши-тао, 1978, с. 108-109], "энергия кисти" (С.Н. Соколов-Ремизов) [Соколов-Ремизов, 1985, с. 203], "фигуры/образы/силы" (В.В. Малявин) [Цай Юн, 2004, с. 266], "конфигурации силы" (В.В. Малявин) [Духовная культура., т. 4, 2009, с. 842], "энергопоток" (В.Г. Белозёрова) [Белозёрова, 2007, с. 99-100] и пр.2 Ни один из перечисленных переводов не исчерпывает значение термина ши, ибо все эти смыслы присутствуют в нем одновременно.

В теорию живописи категория ши пришла из трактатов по каллиграфии, а туда - из канонических текстов ("Као гун цзи", III в.), философских трудов ("Хань Фэй-цзы", "Сюнь-цзы", "Чжуан-цзы" - все IV-III вв. до н.э.), трактатов по военному делу ("Сунь-цзы", VI-V вв. до н.э.), астрологии и фэншуй. Использование термина в древних текстах

1 Приведем далеко не полную подборку переводов на русский язык начальных строф параграфа 51 "Дао дэ цзина": Ян Хин-шун: "Дао рождает [вещи], дэ вскармливает [их]. Вещи оформляются, формы завершаются" [Древнекитайская философия, 1972]; Кан Ю: "Дао - рождает. Дэ - вскармливает. Вещество - облекает. Условия - совершенствуют" [Кан Ю, 1991]; Б.Б. Виногродский: "Путь порождает это. Потенция накапливает это. Сущности-вещи оформляют это. Энергия-сила завершает это" [Антология..., 1994]; А. Кувшинов: "Все происходит из Дао, все растет благодаря силе Дэ, благодаря ей обретает форму, становясь вещью, благодаря ей завершает свой путь, обретая свое назначение" [Лао-цзы, 2001]; А.Е. Лукьянов: "Дао рождает их, Дэ пестует их, вещество оформляет их, условия завершают их" [Лукьянов, 2001]; Г.А. Ткаченко: "Дао рождает их, дэ их вскармливает, природное предназначение придает им форму, природные условия приводят их в завершенный вид" [Люйши чуньцю, 2001]; В.В. Малявин: "Путь рождает их, Совершенство взращивает, Вещество придает им формы, сила обстоятельств их завершает" [Дао-Дэ цзин..., 2002]; Е.А. Торчинов: "Дао-Путь все порождает. Благая Сила-Дэ все вскармливает. Вещественность все оформляет. Сила все доводит до свершения" [Торчинов, 2004].

2 Англоязычные авторы обычно переводят иероглиф ши как momentum, impetus, potency, potential, power, force, authority.

показывает, что феномен ши связывался с силовым преимуществом, проистекавшим из места индивида в структуре социума или ритуала, в ситуации военной или политической коллизии и пр. Овладение ши позволяло достигать максимальной эффективности действий в любой сфере при минимуме прилагаемых усилий или потерь3.

Распространенность термина ши дает основание считать, что он мог широко использоваться каллиграфами и живописцами на устном этапе становления теории искусства в доимперский период. Предварительные наблюдения позволяют отметить, что авторы первых трактатов по каллиграфии II-VI вв. активнее, чем их преемники, использовали термин ши в своих сочинениях, тогда как среди теоретиков живописи частота употребления термина возрастала при последних династиях. Гао Цзяньпин отмечает, что в трактатах по искусству использовались без терминологической дифференциации два вида ши: объективное ши природы (вплоть до атмосферных явлений) и субъективное ши, связанное с внутренним состоянием мастера. При этом исследователь оговаривает, что по своей сути эти два вида представляли собою два аспекта единого ши. Считалось, что при создании произведения каллиграфы и живописцы входили в контакт с общемировыми энергетическими циркуляциями и, пропуская их через себя, выражали их в своих произведениях. По мнению Гао Цзяньпина, объективный аспект ши был ярче выражен в живописи, субъективный - в каллиграфии [Gao Jianping, 1996, р. 93]. Трудно сказать, когда и в связи с чем сложилась незначительная терминологическая разница в отражении работы с феноменом ши: в трактатах по каллиграфии обычно использовалось выражение цюй ши "ухватить ши", а в трактатах по живописи преобладал термин Ээ ши "уловить ши".

Традиционно при анализе каллиграфии авторы трактатов исходили из представления о произведении как об определенной энергетической среде, структуру которой образуют энергетические циркуляции. Термин ши фиксировал конфигурации пространственного распределения энергии (ци). Считалось, что ши переводят пластические темы из потенциального состояния в актуальное и соединяют в формообразования, в которых и проявляется их образное содержание. Пластические формы точек и черт -более частный аспект этого содержания по отношению к циркуляциям всего произведения. Считалось, что каллиграфическое произведение смотрится глазами, видится сердцем, а воспринимается через эманации энергии ци. Профессиональная поговорка гласит: би цин мо цюй ("кисть чувствует, тушь увлекает"). Это значит, что кисть нащупывает ши, а тушь устремляется в ши.

Первые теоретики каллиграфии уделяли особое внимание категории ши, что следует из традиционных названий их трактатов: Цуй Юань (ок. 78-143) "Цаошу ши" ("Ши скорописи"), Цай Юн (132/133-192) трактаты "Чжуань ши" ("Ши [почерка] чжуань" и "Цзю ши" ("Девять ш

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком