научная статья по теме РОЛЬ КИЛИКИЙСКОЙ АРМЕНИИ В ЛАТИНО-МОНГОЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ И ПРОЕКТ СОВМЕСТНОГО КРЕСТОВОГО ПОХОДАХ (1247-1307 ГГ.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РОЛЬ КИЛИКИЙСКОЙ АРМЕНИИ В ЛАТИНО-МОНГОЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ И ПРОЕКТ СОВМЕСТНОГО КРЕСТОВОГО ПОХОДАХ (1247-1307 ГГ.)»

АЛ. Осипян

РОЛЬ КИЛИКИЙСКОЙ АРМЕНИИ В ЛАТИНО-МОНГОЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ И ПРОЕКТ СОВМЕСТНОГО КРЕСТОВОГО ПОХОДАХ

(1247-1307 гг.)

На протяжении всей своей истории государства крестоносцев на Востоке были самым тесным образом связаны с Армянским Киликийским королевством (также известным как Малая Армения). Возникновение этого государства в определенной степени является следствием упадка государственности в Великой Армении, в которой правила династия Багратидов. В 1021 г. византийский император Василий II захватил значительную часть Армении, а в 1045 г. под давлением Византии армянский царь Гагик II был вынужден отречься от престола. В правление императора Константина Мономаха многие армяне были принуждены переселиться в соседние восточные провинции империи - Каппа-докию и Киликию. Последняя с севера, запада и востока была ограждена горами Тавра, а с юга ее омывало Средиземное море. В 1064 г. Армения была завоевана турками-сельджуками, в результате чего многие армяне бежали в Киликию. После поражения под Манцикертом в 1071 г. Византия потеряла не только Армению, но и большую часть своих владений в Малой Азии. В этой ситуации несколько армянских феодалов основывают самостоятельные княжества в Киликии. В 1091 г. Рубен, вассал царя Гагика II, создает свое небольшое владение, которое и стало ядром формирования государства Рубенидов.1

В 1097-1098 гг. через Киликию проходили отряды участников Первого крестового похода, направлявшиеся к Антиохии. Многие армянские владетели оказали им существенную помощь. Один из предводителей крестоносцев, впоследствии король Иерусалимский Балдуин I (1100-1118), взял в жены племянницу князя Константина, сына Рубена. Со временем браки между представителями высшей знати армян и крестоносцев стали обычным делом несмотря на определенные отличия между армянской и католической церквами. Постоянная угроза со сто-

1 Boase T.S.R. The History of the Kingdom // The Cilician Kingdom of Armenia / Ed. T.S.R. Boase. - N.Y.: St. Martin's Press, 1978. P. 1-3.

5. Средние века. Вып. 68(1)

роны мусульман еще больше сблизила армян и франков. Госпитальеры, тамплиеры и тевтонские рыцари получили в свое распоряжение замки и владения в основном в приграничных районах Киликии, для защиты ее от вторжений противника2. 6 января 1198 г., в присутствии имперского канцлера Конрада Гильдес-геймского и папского легата Конрада Майнцского, был коронован правитель Киликии Левон II, что означало признание полной независимости государства3.

С пресечением дома Рубенидов власть перешла к дочери Левона I, а затем к ее мужу Гетуму I (1226-1270), основателю династии Гетумидов. Дальновидный политик, Гетум II наблюдал неуклонный упадок государств франков на Востоке и несостоятельность крестоносцев в оказании помощи своим единоверцам. Пятый (1215-1219 гг.) и Шестой (1226-1229 гг.) крестовые походы не достигли каких-либо существенных успехов, а Седьмой (1248-1254 гг.) закончился полным провалом. Поэтому армянский король обращает свои взоры на восток, где неожиданно возникла и стремительно достигла пика своего могущества новая сила - монголы.

Интерес к монголам не был случайным. Уже в 1220-1221 гг. и 1236-1239 гг. Великая Армения подверглась монгольскому нашествию. Несмотря на многочисленные жертвы и разрушения, последовавшее затем владычество монголов, придерживавшихся принципа веротерпимости, воспринималось армянским духовенством и многими князьями как меньшее зло в сравнении с предыдущим господством мусульман. В 1243-1244 гг. армянские князья со своими отрядами принимали участие в походах монгольского полководца Байджу-нойона в Малую Азию против Иконийского (Румского) султана Гияс-ад-Дина-Кей-Хосрова. Сельджуки потерпели полное поражение и были обязаны выплачивать монголам дань4. Узнав о поражении своего злейшего врага (а может быть, справедливо предполагая, что вскоре очередь может дойти и до его собственного королевства), Гетум I отправил послов с богатыми подарками в Табриз к Байджу-нойону, чтобы заключить мир и изъявить свою покорность. Киликийским послам были оказаны всяческие почести. Как писал современник этих событий, армянский летописец Киракос Гандзакеци, монголы:

2 Riley-Smith J.S.C. The Templars and the Theutonic Knights in Cilician Armenia // The Cilician Kingdom of Armenia. P. 92-117; Luttrell A.T. The Hospitallers' Interventions in Cilician Armenia: 1291-1375 // Ibid. P. 118-144.

3 Boase T.S.R. Op. cit. P. 19.

4 Киракос Гандзакеци. История Армении. М., 1976. С. 177.

"заключили с царем союз и, по обычаю своему, дали грамоту, называемую эль-тамгой"5.

Торжественное избрание великим ханом Гуюка (ноябрь

1246 г.) после затянувшегося междуцарствия (1241-1246 гг.) требовало признания киликийцами монгольского сюзеренитета на более высоком уровне, нежели посольство к Байджу. Гетум I в

1247 г. отправил к Гуюку своего старшего брата - коннетабля (спарапета) Смбата. Вполне возможно, что братьям было известно о готовящемся крестовом походе и они намеревались попытаться подключить монголов к анти-мусульманской коалиции. Как будет показано ниже, имелись все предпосылки считать, что это вполне реальное предприятие, поскольку уже было известно, что среди представителей монгольской верхушки получило распространение христианство несторианского толка. Также не следует забывать и о поездке в Монголию папского посла Джован-ни дель Плано Карпини в 1246-1247 гг. Возможно, что папская курия намеревалась не только собрать информацию о грозном противнике, опустошившем страны Центральной Европы в 1241-1242 гг., но и прозондировать почву относительно возможного привлечения монголов к борьбе против сарацин. Карпини вернулся в ноябре 1247 г., поэтому результаты его поездки, возможно, стали известны Людовику IX, возглавившему новый крестовый поход. (До своего отплытия из Франции 25 августа

1248 г., Людовик имел встречу в Лионе с Иннокентием IV, от которого получил благословение.)

Еще ранее поездку в Каракорум, ко двору великого хана, совершил французский рыцарь Балдуин Гэно, находившийся на службе в Константинополе у латинского императора Балдуина II (1228-1261) и с 1240 г. женатый на дочери половецкого князя Сорония ^огошш). Посланцу Людовика IX Гильому Рубруку, предпринявшему вояж в Монголию в 1253-1255 гг., уже были известны результаты миссии Балдуина Гэно, с которым он встречался в Константинополе в начале своего путешествия6.

Между тем, 17 сентября 1248 г. на Кипре высадились крестоносцы во главе с королем Франции Людовиком IX (1226-1270).

5 Там же. С. 179.

6 Гилъом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны. (Далее: Гильом де Руб-рук.) // Джованни дель Плано Карпини. История монгалов; Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны; Книга Марко Поло / Вступ. ст., коммент. М.Б. Горнунга. М.: Мысль, 1997. С. 150. Подробнее о поездке Балдуина Гэно см.: Richard J. A propos de la mission de Baudouin de Hainaut: l'empire latin de Constantinople et les Mongols // Journal des savants. 1996. P. 115-121.

Король Кипра Генрих I (дядя Смбата по материнской линии) показал Людовику письмо, полученное им от Смбата и написанное 7 февраля 1248 г. в Самарканде (судя по контексту, по дороге в Монголию)7. Анализ содержания письма позволяет нам выдвинуть предположение, что оно адресовано не столько родственнику, королю Генриху I, сколько всем христианским правителям, и в первую очередь Людовику IX, о намерении которого выступить в крестовый поход в Киликии, возможно, стало известно еще до отъезда Смбата. Последний преследовал несколько весьма конкретных целей. Во-первых, оправдать признание Киликийской Арменией сюзеренитета монголов в глазах западных христиан: "Я пустился в это путешествие во славу Божию на благо всего христианства"8. Во-вторых, продемонстрировать военную мощь и непобедимость монголов: "Что касается татар, да будет вам известно, что они так многочисленны, что их невозможно сосчитать. Они прекрасные стрелки, страшного вида и различны между собой"9. Более того, оказывается именно монголам христиане, и в первую очередь жившие в Святой Земле крестоносцы, обязаны своим спасением от сарацинской угрозы: "Я увидел там (т.е. в бывшем государстве Хорезмшахов. - А.О.) несколько городов, разрушенных татарами, величие и богатство которых неоценимы. Я видел некоторые из них за три дня пути и несколько удивительных гор, состоящих из груды костей тех, кого умертвили татары. И нам казалось, что, если бы Господь распорядился иначе и татары, которые таким образом уничтожили язычников (les paiens; в данном случае речь все-таки идет о мусульманах-хорезмийцах. - А.О.), не пришли сюда, все эти народы (т.е. мусульмане. - А.О.) были бы способны завоевать и заселить эти земли"10. Таким образом, если бы не монгольское нашествие (осуществленное по воле Господа), уничтожившее могуществен-

7 "Около восьми месяцев путешествуем мы день и ночь, и, по слухам, мы находимся только на полпути между нашей страной и той, где хан, их император, устроил свою резиденцию". См.: Письмо Смбата Спарапета из Самарканда кипрскому королю Генри Лузиньяну (Далее: Письмо Смбата Спарапета...) // Армянские источники о монголах. Извлечения из рукописей XIII-XIV вв. / Пер. с древнеарм., предисл. и примеч. А.Г. Галстяна. М.: Наука, 1962. С. 65. Нами также был использован оригинал послания Смбата на старофранцузском, опубл. в: Cathay and the Way Thither. Being Collection of Medieval Notices of China / Ed. H.Yule; rev. edn. by H. Cordier. L.: Hakluyt Society, 1915. Vol. 1. P. 262-263.

8 Письмо Смбата Спарапета... С. 65.

9 Там же.

10 Там же.

ное государство Хорезмшахов, то мусульмане-хорезмийцы уже давно уничтожили бы остатки государств крестоносцев на берегу Средиземного моря. Данный тезис Смбата подтверждался также и тем известным на Западе фактом, что всего четыре года назад, в 1244 г. хорезмшах Джелаль-ад-Дин, изгнанный монголами из своих владений в Средней Азии, выбил крестоносцев из Иерусалима и разграбил город и христианские святыни11. С другой стороны, между строк можно увидеть намек Смбата на то, как хорошо, что монголы еще не добрались до христиан, и пока этого не случилось

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком