научная статья по теме РОЛЬ КОНФУЦИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ОБЛИКА СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «РОЛЬ КОНФУЦИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ОБЛИКА СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

ВОСТОК lORIESSi 2005 >6 4

83

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

РОЛЬ КОНФУЦИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ОБЛИКА СОВРЕМЕННОГО КИТАЙСКОГО

РУКОВОДИТЕЛЯ

© 2005 А. В. АЛЛАБЕРТ

В настоящее время КНР вступает в новую фазу процесса модернизации, начало которому было положено в 70-х годах XX в. Этот процесс охватывает все сферы китайского общества и государства и ознаменован большими успехами. В то же время, по мере углубления реформ, страна сталкивается с немалыми трудностями. Для их преодоления руководство страны стремится привлечь базовые ценности китайской цивилизации. Пришедший из древности тезис "древность на службе современности" () необыкновенно популярен в современном Китае. И это не случайно: нормы политической культуры традиционного Китая предусматривали обращения к этим ценностям на крутых поворотах истории. Их активно использует для решения сложных проблем модернизации современное руководство КНР.

Одним из насущных вопросов для руководства Китая являются трудности, связанные с функционированием кадровой системы. Проблемы коррупции, которые в большей или меньшей степени волнуют страны всего мира и связаны со злоупотреблениями на местах, казнокрадством, круговой порукой среди современного чиновничества, - старый больной вопрос для властей КНР. Именно поэтому начиная с конца 1980-х годов широкое распространение приобрела деятельность комиссий по проверке партийной дисциплины, созданных как при ЦК КПК в Пекине, так и на местах.

В сентябре 1989 г. Министерство контроля (ЖШЙЮ по инициативе Центральной Комиссии по проверке партийной дисциплины провело первые слушания по делу о взяточничестве и коррупции среди региональных партийных руководителей. Речь шла о заместителе председателя Синьцзян-Уйгурского автономного района Тохти Сабира (ffi^Pi® -¿tli/F), обвиненного во взяточничестве [Вступление в новую эру..., 2001, с. 15]. Это было едва ли не первым случаем, когда огласке подверглась преступная деятельность лица, обладающего столь высоким статусом. Позже разоблачения коррупционеров и взяточников, занимающих достаточно высокие посты в руководстве, приобрели постоянный характер. В феврале 1994 г. состоялся III Всекитайский Съезд глав комиссий по проверке партийной дисциплины (ф^^ЩН В сво-

ем докладе, сделанном на съезде, Цзян Цзэминь, в частности, сказал: «Явления коррупции уже вошли в широкую сферу социальной жизни, а именно - вторглись во властные структуры и в ряды ганьбу. Злоупотребления служебным положением, казнокрадство, взяточничество и другие нарушения достигли невиданных масштабов. То есть, если мы не возьмемся как следует и не будем драться с коррупцией (буквально: "драться с коррупцией, взяв крепкую палку". - A.A.), - это может привести к утрате и партии и страны» [Углублять и продолжать..., 1994, с. 2]. Опасение властей КНР также связано и с потерей авторитета власти в глазах простого народа. Это под-

тверждают и материалы социологических обследований, финансируемых Государственным бюро статистики (Д МШт^Ю- Респондентам, которые являлись жителями Пекина (1000 человек), в 1991 и 1995 гг. были заданы сходные вопросы. В приведенной ниже таблице можно проследить динамику оценок власти в глазах населения:

Таблица

Вопрос анкеты Период обследования Полностью согласен, % Почти согласен, % Мне все равно, % Не совсем согласен, % Совсем не согласен, %

Все правительственные чиновники всем 1991 г. 25.5 38.6 6.8 23.5 5.6

сердцем и помыслами служат народу 1995 г. 12.4 22.0 5.1 40.7 19.8

Я горжусь моральными качествами прави- 1991 г. 22.1 34.4 17.5 19.6 6.2

тельственных чиновников 1995 г 5.0 19.8 16.6 36.1 22.5

Из приведенной выше таблицы [Шао Дашэн, 1996, с. 99] (которая, конечно, не претендует на полноту изображения всей реальной картины происходящего) видно, что авторитет власти в глазах простых граждан с 1991 г. очень упал. На второй вопрос анкеты большая часть респондентов (56.5%) в 1991 г. ответила положительно ("полностью согласен" и "почти согласен"), а в 1995 г. процент положительных ответов снизился на 31.7 процентных пункта, т.е. почти более чем вдвое. Примечательно, что в 1995 г. процент негативного отношения к власти составлял более половины опрашиваемых, тогда как в 1991 г. почти такие же цифры говорили о лояльности к властям.

Наряду с недоверием населения к деятельности современных кадровых работников большую популярность в Китае приобрели сериалы о честных чиновниках Ш"ЙТ), обличителях казнокрадов и коррупционеров. Их активно снимают телекомпании КНР. Так, в 2000-2001 гг. были показаны художественные телесериалы о жизни принципиального и честного минского сановника Хай Жуя (¡^Щ)' и Цзи Сяоланя (ЙИЙЖ) - сановника, ученого-энциклопедиста при цинском императоре Цяньлуне. Вступив в открытую борьбу с известным казнокрадом (т^ПЮ, первым министром и фаворитом императора Хэ Шэнем ), Цзи Сяолань с помощью хитроумных политических ходов разоблачил зло и одержал верх. Особый интерес у населения приобрел и такой новый жанр современной литературы, как "гуаньчан сяошо" ("¡¡Гй'ЬШ -"литература о чиновничьем мире", непосредственно касающийся жизни современного руководителя [Желоховцев, 2003].

Учитывая снижение доверия к чиновничеству, рост коррупции, руководство КНР все большее внимание уделяет морально-нравственным качествам ганьбу, считая, что от морального уровня руководителей напрямую зависит социальная стабильность в стране. Выступая по этому поводу 21 июня 1996 г. на совещании, посвященном 75-й годовщине со дня образования КПК, генсек Цзян Цзэминь отмечал: «Следует активно строить партийные ряды руководства высокого качества..., морально-нравственными критериями которых являются: неукоснительное соблюдение дисциплины и законов; принцип "честности и неподкупности"; развитие духа упорной борьбы и сознательное неучастие в коррупции и нелегальной деятельности» [Ван Ся-оси, 2001, с. 13] ]. По нашему мнению, особый интерес представляет то обстоятельство, что примерно с середины 1990-х годов в Китае был воспринят важный элемент

1 Примечательно, что после "культурной революции", которая формально началась с критики пьесы У Ханя "Разжалование Хай Жуя", это первое обращение к судьбе Хай Жуя. Выход этого фильма наглядно демонстрирует значительный пересмотр и скрытую критику периода "культурной революции", а также новые подходы ко многим историческим персонажам.

китайской конфуцианской культуры, согласно которому функционирование всего государственного аппарата и, как следствие, консолидация общества, социальный контроль, а также стабильность и процветание в стране напрямую зависят от того, какими моральными качествами обладают люди, находящиеся у власти.

Некоторые из заявленных мер по укреплению гражданской морали среди руководящих кадров теснейшим образом связаны с традиционными этическими принципами, которые на протяжении веков уверждало официальное конфуцианство. Например, было определено, что «на начальном этапе социализма в настоящее время и некоторый период времени в будущем руководящими идеями строительства гражданской морали в Китае являются: основы марксизма-ленинизма, идеи Мао Цзэдуна, теория Дэн Сяопина, важный курс товарища Цзян Цзэминя о "трех представительствах", основная линия программы партии с упором на строительстве, "человек в качестве основы" (УЛ ЛФ)---»; "-..следует во всем обществе всеми силами проводить основные моральные установки на ...четкое следование правилам поведения, искренность и доверие (ВД^ЬйЙШХ сплочение и дружественность (Щ^МШ), трудолюбие, бережливость и самоусиление (Ц)^ |=| ?§), служение своему делу (^Мк^ЙЮ..." [Программа построения..., 2003, п. 4]. Нетрудно заметить, что некоторые из перечисленных критериев гражданской морали исходят именно из конфуцианских образцов поведения и, по мнению многих исследователей, относятся к той группе ценностей, которая прочно вошла в менталитет каждого китайца, имеет непреходящий характер. По нашему мнению, весьма показательно то, как трактуют современные теоретики некоторые положения "Программы построения гражданской морали", которая была разработана в рамках более общего курса "управления страной с помощью добродетели" (Щ^йШИ). В частности, одними из приоритетных задач построения гражданской морали ее авторы видят в таких принципах, как "коллективизм" (^-(ф^^) и "служение народу" (^Х [Программа построения..., 2003, п. 12,13.]. Примечательно, что

основой этих важнейших принципов является именно конфуцианская культура, что является своего рода воплощением основного политического курса дэ чжи, столь актуального и в сфере пропаганды морального образа поведения.

К проблемам общественной морали КПК обратилась давно. Еще Мао Цзэдун в конце 1930-х годов выдвинул тезис "всем сердцем и помыслами служить народу" (^С^Ж^АйИ^)- Этот курс включал в себя ряд составляющих: 1) коллективизм; 2) сознание масс; 3) альтруизм 4) патриотизм; 5) интернационализм и

6) принцип "упорной борьбы" [Ван Сяоси, 2001, с. 13]. Одновременно для реализации данной установки и распространения ее на все административное руководство страны было сделано несколько пояснений. После Корейской войны Мао Цзэдун заявил: "Мы намерены осуществлять гуманное правление" (ШГШЙбСД&ЭД) [Избранные произведения..., 1977, с. 105]. В последовавшем за этим разъяснении данного тезиса (гуманное правление) Мао ввел понятия "малое гуманное правление" (-ф'ЁЩ) и "большое гуманное правление" (^"Щ). Целью "малого гуманного правления" была работа "для текущих интересов народа" (^АКМ^шГМ^УЙ), а "большого гуманного правления" - работа "для долговременных интересов народа" (ЛЛЙЙ^ЙСЙЙЙ) [Избранные произведения..., 1977, с. 105]. Соответственно "малое гуманное правление" подчинено "большому гуманному правлению" и не должно входить с ним в противоречие, - "это и есть осуществлять гуманное правление" [Избранные произведения. .., 1977, с. 105]. С помощью данного курса сразу после 1949 г. были организованы кампании борьбы с коррупцией, которые получили название "против трех зол" и "против пяти зол" [Ван Сяоси, 2001, с. 14]. Таким образом, ценности традиционной конфуцианской доктрины слу

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком