научная статья по теме РОЛЬ ОБЫЧАЯ И НОРМ ШАРИАТА В РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (XIX - НАЧАЛО XX ВВ.) Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «РОЛЬ ОБЫЧАЯ И НОРМ ШАРИАТА В РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)»

тштвмшсшштш

Арсанукаева М. С.

РОЛЬ ОБЫЧАЯ И НОРМ ШАРИАТА В РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)

Интерес специалистов (историков, этнографов, юристов) и широкой общественности к традиционной правовой культуре народов Северного Кавказа в последние десятилетия продолжает нарастать. В этой связи необходимо выявить роль правового обычая (адата у мусульман) и шариата (мусульманского права) в регулировании общественных отношений народов данного региона в прошлом и настоящем. Особое значение имеет исследование подходов кавказской администрации и местных духовных лидеров, прежде всего имамов, к решению вопроса о применении норм адата и шариата в делах с участием горцев. Начиная с конца XVIII в. в судах, вводимых для новых поданных, при разборе большинства частных споров стали применяться, главным образом, нормы адата. Действие шариата ограничивалось узкой сферой семейно-брачных отношений. Горцы, совершившие тяжкие уголовные преступления, приговаривались к наказанию по законам Российской империи.

Ключевые слова: адат, шариат, российское право, горцы, Северный Кавказ, наказание.

Arsanukaeva M. S.

THE ROLE OF TRADITION AND NORMS OF THE SHARIAH IN THE REGULATION OF THE SOCIAL RELATIONS AMONG THE PEOPLES OF THE NORTHERN CAUCASUS (19th - BEGINNING OF 20th CENTURIES)

Interest of experts (historians, anthropologists, lawyers) and the general public to the traditional legal culture of the peoples of the North Caucasus in recent decades, continues to grow. In this regard, it is necessary to reveal the role of customary law (Muslims' adat) and Sharia (Islamic law) in the regulation of social relations among the peoples of the region in past and present. Of particular importance are the research approaches of Caucasian administration and local religious leaders, especially the Imams, to the question of the application of the norm of adat and sharia in cases involving Highlanders. Since the end of the 18th century the courts imposed for the new nationals resolved the majority of private disputes using mainly adat rules. Action of Sharia was limited by the narrow sphere of family relations. Highlanders, who have committed serious crimes, were sentenced to punishment under the laws of the Russian Empire.

Keywords: adat, sharia, Russian law, the Highlanders, the North Caucasus, the punishment.

Арсанукаева М. С.

Изучение правовых обычаев, исторически существовавших у всех народов России, включая северокавказских горцев, всегда вызывало большой научный интерес и не потеряло своей актуальности в наши дни.

В научной литературе в течение многих десятилетий продолжается дискуссия по поводу основных понятий, используемых при анализе правовых обычаев отдельных народов. Одним из первых в России к этой теме обратился известный историк права Г. Ф. Шершеневич. В своем труде «Общая теория права» он писал: «Под именем правовых обычаев понимаются нормы права, которые устанавливаются самой общественной средой путем постоянного, однообразного соблюдения правил поведения»1.

Юридический быт любого народа, как отмечает известный теоретик и историк государства и права профессор И. А. Исаев, традиционно складывается из различных обычаев (ритуалов). Его важнейшей составляющей служат судебная практика и правовой обычай2. «В качестве культурного явления обычай, - пишет автор, - представляет собой порождение конкретной социальной общности, которая в виде акта его санкционирования, превращая его тем самым в правовой обычай, подчеркивает особую значимость данного вида отношений»3.

1 Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. - Т. 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.vuzlib.org/book_z1617_ page_53.html

2 Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. - С. 6.

3 Исаев И. А. «Пробелы в праве» как элемент правовой культуры // Пробелы в российском законодательстве. - 2008. - № 2. - С. 59.

В научной литературе выделяется также понятие «обычное право». «Под обычным правом, — пишет советский этнограф А. М. Ладыженский, — надо понимать совокупность правил внешнего поведения, которые: 1) рассматриваются членами социального объединения как обязательные: а) на основании либо непосредственно влияющих условий общественной жизни или б) на основании какого-либо общественного авторитета; 2) исполняются членами данного общества, а если их нарушают, то против этого борются систематически, применяя против нарушителей репрессивные меры»4.

Другой известный автор, Д. Ю. Шапсугов, находит, что подлинное понимание сущности обычного права возможно лишь в контексте правосознания и культуры народа, в рамках которых оно формируется и реализуется5. И с такой позицией нельзя не согласиться.

Некоторые современные исследователи выделяют черты, наиболее характерные для обычного права в целом. В частности, А. Ю. Коркмазов указывает, что для него характерны: 1) повторяемость; 2) спонтанность; 3) обязательность; 4) публичность (все акты совершаются при народе); 5) примитивность; 6) коллективность и др.6

4 Ладыженский А. М. Методы этнологического изучения права // Этнологическое обозрение. — 1995. — № 4. — С. 160.

5 См.: Шапсугов Д. Ю. Современные проблемы исследования обычного права народов Северного Кавказа // Обычное право народов Северного Кавказа: итоги и перспективы исследования. — Ростов-н/Д: Изд-во СКАГС, 2006. — С. 6.

6 См.: Коркмазов А. Ю. Обычное право и специфика его проявления

в условиях Северного Кавказа [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http: www.nestu.ru.

Арсанукаева М. С.

Обычное право возникло и доминировало в обществах, находившихся на стадиях образования союзов племен, фратрий, конфедераций, т. е. догосударственного периода развития определенных социальных общностей, когда происходил отбор обычаев для внутри- и межплеменного общения и регулирования7. К таковым можно отнести горские общества Северного Кавказа. Часть из них, будучи изолированной от внешнего мира, в наиболее чистом виде сохранила правовые обычаи, определилась со сферой действия конфессионального права, прежде всего шариата, и выработала механизм применения.

В результате правовые обычаи (у мусульман — адат), а с принятием ислама также шариат на протяжении длительного периода обеспечивали стабильность и правопорядок в горских обществах. Они регулировали общественные отношения на различных уровнях политической организации. Например, чеченских и ингушских обществ — «тукхумах», «тайпах», «га-рах», «некъах» и отдельных семей («дъозал»).

Адат в отличие от шариата отличался динамичностью и восприимчивостью к новым условиям существования горцев. Не прижившиеся или устаревшие нормы можно было отменить. Новые нормы адатного права обсуждались на советах авторитетных членов местных обществ, пользовавшихся признанием и уважением в народе благодаря своим знаниям и жизненному опыту. Так, издревле в Чечне существовали места, где собирались представители отдельных тукхумов и тайпов для принятия важных решений, и в том числе адатов8. Аналогичные места имелись и у других народов. В XIX в. с согласия местной администрации в Терской области проводились собрания, на которых решались наиболее злободневные вопросы, включая разработку новых, изменение или отмену существующих адатов. Например, в 1887 г. на съезде доверенных сельских обществ Большой и Малой Кабарды и пяти горских обществ вводились штрафы для организаторов и соучастников похищений женщин. Не только штрафы, но и административную ссылку потребовали для похитителей участники собраний других сельских обществ Малой Кабарды в 1889 г.9

Следует отметить, что основу традиционной нормативно-регулятивной системы народов Северного Кавказа составили не религиозные, а морально-этические нормы, действие которых обеспечивалось силой обычая и традиций10.

По мнению историка государства и права Л. Г. Свечниковой, во всех горских обществах Северного Кавказа правовые обычаи, нашедшие свое отражение в адатах, выполняли следующие функции: 1) распределение материальных и духовных благ в соответствии со сложившимися общественными отношениями; 2) закрепление экономических и других общественных отношений11.

7 См.: Мальцев Г. В. Очерк теории обычая и обычного права // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики [отв. ред.: Г. В. Мальцев, Д. Ю. Шапсугов]. — Ростов-н/Д : Изд-во СКАГС, 1999. — С. 40-41.

8 Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах : в 10 вып. Вып. 6. - Тифлис Тип. Глав. управл. наместника Кавказского, 1872. - С. 25; Россия и Кавказ. Сквозь два столетия / изд. сост. и подгот. Г. Г. Лисицына и Я. А. Гордин. - Спб. : Журнал «Звезда», 2001. - С. 9; Попов И. Ичкерия // Сборник сведений о кавказских горцах: в 10 вып. Вып. 4. -Тифлис : Тип. Глав. управл. наместника Кавказского, 1870. - С. 17 и др.

9 См.: Абазов А. Х. «Умыкание невесты» в правоприменительной практике кабардинцев в последней четверти XIX в. // В сб.: Российская гендерная история с «юга» на «запад»: прошлое определяет настоящее: мат-лы шестой междун. конф. РАИЖИ И ИЭА РАН, 3-6 окт. 2013 г. - Нальчик. - Т. 2. - Нальчик: Каб.-Балкар. ун-т, 2013. - С. 161.

10 См.: Вертий М. Ю. Обычное право народов Северного Кавказа как феномен культуры: Автореф. дис____канд. филол. н. — Ростов н/Д, 2003.—С. 9.

11 См.: Свечникова Л. Г. Обычай в праве. Правовой обычай и обычное право в теоретико-правовых исследованиях зарубежной и отечественной научной мысли // Обычное право народов Северного

Этнограф Ф. И. Леонтович, рассуждая о чеченских адатах вслед за дореволюционными авторами, имеет в виду суд «по некоторым принятым правилам или законам, установленным обычаем, освященным давностью»12.

Правовые обычаи кавказских народов вызывали интерес давно. Отдельные сведения о правовых нормах народов Северного Кавказа, в том числе чеченцев и ингушей, появляются в период Средневековья (XIV—XV вв.), а в XVШ—XIX вв. — записи адатов, составленные европейскими и российскими авторами. Первые попытки собрать и систематизировать адаты российское правительство предприняло в конце XVШ в., когда актив

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком