научная статья по теме РОМАН М. ШЕЛЛИ «ФРАНКЕНШТЕЙН, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПРОМЕТЕЙ» В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «РОМАН М. ШЕЛЛИ «ФРАНКЕНШТЕЙН, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПРОМЕТЕЙ» В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

Философские науки

История философии

Матвейчев О.А., кандидат философских наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

РОМАН М. ШЕЛЛИ «ФРАНКЕНШТЕЙН, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПРОМЕТЕЙ» В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Эстетика романа «Франкенштейн, или современный Прометей».

Вряд ли найдется хоть один литературный критик, просто ценитель, который отнес бы «Франкенштейна...» М. Шелли к классическим произведениям мировой литературы, а саму писательницу зачислил бы в разряд классиков. И это вовсе не потому, что М. Шелли не написала стотомное собрание сочинений. Э. По написал не так уж много, но он несомненно классик. Более того, ценитель проигнорирует и тот факт, что «Франкенштейн...» стал именем нарицательным, что он переиздавался и переиздается огромными тиражами. «Мало ли бульварной литературы? Популярность - еще не свидетельство мастерства». И все же к бульварной литературе «Франкенштейна...» тоже отнести нельзя. В противном случае, он был бы забыт так же скоро, как и появился на литературном Олимпе. Перед нами - загадка. Загадка смутного, непостижимого статуса «Франкенштейна...». Он и имеет отношение к мировой литературе и не имеет отношения к ней. Что подпадает под это парадоксальное определение? Очень многое! Например, эстетическая теория. Если принять во внимание еще и тот факт, что муж М. Шелли - П.Б. Шелли - был авторитетным теоретиком английского романтизма, то становится понятным то странное впечатление, которое складывается от «Франкенштейна...». Этот роман - иллюстрация эстетической теории; роман, смоделированный по определенному рецепту. Именно эта «искусственность» Франкенштейна...» не позволяет критикам отнести его к образцовой литературе. И. Кант полагал, что хорошее произведение искусства должно быть непринужденным, естественным, как сама природа: быть создано так, чтобы в нем «незаметно было и следа того, что правило неотступно стояло перед глазами художника и налагало оковы на его душевные силы».1

Кант, конечно, далек от мысли, что произведение искусства не должно следовать никаким правилам. Просто, дело в том, что правила субъекту дает сама природа, благодаря расположению его познавательных способностей. «Гений - это прирожденные задатки души, через которые природа дает искусству правила.»2 А способности души гения - это воображение и рассудок. Эта пара понятий - воображение и рассудок - постоянно встречается на страницах «Франкенштейна...». С них начинается и, как на фундаменте, строится главный трактат Б.П. Шелли «Защита поэзии»3 Именно спонтанная деятельность воображения и была взята романтизмом для обоснования своего творчества. Гений - это тот, чья природная оригинальность является образцом для всех последующих поколений художников - ремесленников, удел которых - лишь повторять и копировать, следовать данному образцу. Но так обстоит дело у романтиков, односторонне воспринявших Канта. У самого же Канта над оригинальностью приоритет имеет суждение вкуса. Именно с анализа понятия вкуса Кант и начинает свою «Критику способности суждения». Идеалом вкуса является чистая свободная красота без

1 Кант И. Собрание сочинений.-М.: .-Т.5.-С.322;

2 Там же.-С.323;

3 Шелли П.Б. Защита поэзии.// Зарубежная литература Х1Х века. Романтизм.-М.:1990.-с.260-289;

примеси утилитарного или познавательного моментов. Воплощением этой красоты являются орнамент, арабески, украшения. Форма, каноны, правила - все это требует воспитания гения в школе вкуса. Кант придает важнейшее значение сознательной обработке художественного произведения. При этом, конечно, понимая, что должно быть то, что обрабатывается.

Произведение искусства для того, чтобы нравиться, должно представлять собой нечто большее, нежели приятное для вкуса. Оно должно выражать нравственную идею. Так, природа, например, - идеал красоты только потому, что предполагается, что ее венцом является человек. Эта высшая целесообразность природы есть причина чувства удовольствия. А что значит сказать, что «нечто прекрасно»? Это и значит констатировать, что при созерцании его мы испытываем чувство удовольствия. Фраза Канта о том, что только две вещи приводят его в трепет: звездное небо над головой и нравственный закон внутри, - это не набор случайных личных предпочтений Канта. Удовольствие, лежащее в основании чувства прекрасного, происходит из целесообразности природы, венцом которой является человек - носитель нравственного закона.

Романтизм развил отдельные стороны кантовского учения, что и привело к разрыву тех оппозиционных понятий, которые у Канта были гармонично соединены. Шиллер усилил звучащее у Канта требование чистоты искусства. Эстетическое воспитание должно быть свободно от утилитаризма буржуазного мира. Искусство есть идеал, к которому с помощью самого же искусства, как по ступенькам, должна подниматься обыденная жизнь (переворачивание этого тезиса дает положение, что жизнь - это идеал искусства). Ремесленничество, утилитаризм обыденной жизни с помощью вкуса (который, по определению, чист от всего прочего) восходит к искусству как свободной игре гения. Как видно, понятие гения хоть и стоит здесь над понятием вкуса, но, по сути, является лишь экстрактом, квинтэссенцией последнего. Гений мыслится здесь не из природы, нравственности и т.п., как у Канта, а из чистой красоты, свободы, игры и т.д. Эта тенденция находит свое завершение у романтиков: «Чем люди являются среди прочих творений земли, тем являются художники по отношению к людям.. ,»1 -писал Ф. Шлегель. За понятием природы, которая говорит в гении, уже не стоит ничего, кроме чистого бессознательного произвола. «Поэт постигает природу лучше, чем разум ученого.»2 Благодаря романтикам, оппозиция науки и искусства, сознательного и бессознательного, личности и толпы, гения и вкуса, превращаются в непримиримые. Чисто формальные лозунги, предлагающие соединить и то и другое (это было у Шеллинга), ничего не давали. Эскалация конфликта продолжилась, достигнув своего апогея, в начале XX века.

Г.В.Ф. Гегель в молодости так же «переболел» романтизмом. От своих друзей, Гельдерли-на и Шеллинга, он унаследовал проблематику, но дал ей совершенно новое решение. Синтез, о котором говорит Шеллинг, должен быть не формальным, а содержательным. И тут ему помогает Гельдерлин, обратившийся от абстракции природы с ее игрой способностей, к народному духу. Именно воплощением этого духа является поэт. Гегель расширяет эту идею, реставрируя также мысль Канта о нравственной целесообразности природы. У Канта на человеке все кончалось, у Гегеля - только начинается. Сущность всякого искусства, по Гегелю,- показывать людям их самих. Гений - воплощение абсолютного духа, разума, понятого, не как способность, а как то, что «сообщает всему человеческому его человечность».3С этой точки зрения, разумно и бессознательное творчество, раз оно человечно. И эта человечность не обретается никаким иным способом, кроме образования. Никакой гений не может избежать его; никогда необразованный не будет гением. Гений воплощает эстетические идеи, но не связанные с оригинальностью формы. Такой гений и будет квинтэссенцией вкуса и, одновременно, воплощением безвкусицы. На этой грани всегда балансируют художники - формалисты (например,

1 Литературная теория немецкого романтизма. Документы.- Лен.: 1934.-С.253;

2 Там же.-С.121;

3 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук.-Т.1,- М.:1974.-С.85;

модельеры), и лишь интерсубъективное признание (зависящее от маркетинга, бизнеса и от прочих факторов) решает, куда склонится чаша весов. Эстетические идеи, по Гегелю, связаны с содержанием. А содержанием является абсолютный дух в его развитии, или, говоря более понятно, но грубее, наиболее полное воплощение проблем современности. Свободная игра воображения не может быть ничем иным, кроме как воплощением этих проблем.

Своеобразие «Франкенштейна...» в том, что этот роман не знает себя. Желая быть фантазией на модную в среде романтизма тему бесчеловечности науки, фантазией, украшенной (как требовала эстетическая теория мужа писательницы) почерпнутыми из современной литературной практики штампами (воображение гения плюс орнамент вкуса), книга, как положено, в изобилии украшена описаниями природы, внешности, ландшафтов, патетических чувств героев, неправдоподобных, неумелых, ходульных, зачастую, вообще лишних. Это искусственное следование господствующему вкусу при недостаточном мастерстве сделало «Франкенштейна... » верхом безвкусицы.

Надо напомнить, что образование у Гегеля - это вовсе не засорение своего сознания все большим и большим количеством знаний, а, как раз, наоборот, феноменология, т.е. путь очищения феноменов от всего внешнего. Представление пути как опыта сознания и встречающихся на этом пути феноменов в их чистоте, в противоположность той смеси, которая присутствует в естественном сознании, это путь к сознанию.

«Франкенштейн...», как было отмечено, - книга, не знающая себя, книга, написанная несоразмерно поставленной в ней проблеме, а потому полная внешних этой проблеме «украшательств». Поскольку феноменология - это опыт всякого мышления, то эстетические идеи не могут быть ничем иным, как тем, что называется «бродячими сюжетами».

Новый лик «бродячего сюжета»

Само название «Франкенштейн, или современный Прометей» отсылает нас к древнему сюжету. Прометей, вообще говоря, - фигура очень загадочная. Титан, принявший в войне титанов с олимпийцами сторону последних. Именно за ним закрепилось прозвище хитрейшего, так как не раз он заставлял Зевса ломать голову. Герой, похитивший огонь, - символ света и знания, чтобы отдать его людям. Мученик, страдающий на скале Кавказа от выклевывающего печень орла. Провидец, знающий судьбу самого Зевса. И, наконец, после всего этого, совершенно непопулярный у греков.

Ему не было посвящено ни одного храма, ни одного памятного места. А ведь их имели даже «третьесортные» боги! Образ Прометея мог бы вообще со временем забыться, если бы не известная трагедия Эсхила. Именно вокруг нее впоследствии и развернулись толкования, претендующие (и не без основания, так как у других народ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком