научная статья по теме РОМАНОВЫ И ИМПЕРАТОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ Науковедение

Текст научной статьи на тему «РОМАНОВЫ И ИМПЕРАТОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ»

РОМАНОВЫ И ИМПЕРАТОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

III

пгткгс;;; ¡отпппгкм

и*мим I 1 дшмнм м*

Ы

Вероника БОГДАН, заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского музея Российской академии художеств (Санкт-Петербург)

Еще до своего основания в 1757 г. Императорская Академия художеств была незримо связана с династией Романовых: сама идея учреждения Академии наук и художеств принадлежала царю-реформатору Петру I (1672-1725). Академия художеств — явление сугубо петербургское, так как необходимость подготовки русских художников и архитекторов возникла в связи с быстрым ростом молодой столицы

и потребности в живописцах, архитекторах и профессионально обученных мастерах.

Валлен-Деламотт Ж.Б. Фасад здания Академии художеств в Санкт-Петербурге. 1760-е годы. Бумага, тушь, акварель. © Научно-исследовательский музей Российской академии художеств.

ОТКРЫТИЕ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

В царствование дочери Петра Великого Елизаветы (1709—1762) усилиями члена Российской академии (с 1783 г.), одного из создателей Академического словаря, фаворита императрицы Ивана Шувалова в Санкт-Петербурге* открыли «Академию трех знатнейших художеств». В то время Иван Иванович пригласил иностранных преподавателей из числа известных в Европе художников, основал художественное собрание Академии и библиотеку, составил Регламент и утвердил избрание ее почетных членов. А первое торжественное собрание в присутствии всех членов Академии и «посторонних искуснейших художников» состоялось 2 декабря 1762 г. Именно Шувалов заложил предпосылки для дальнейшего развития Академии, на которую до 1917 г. было

*См.: Ж. Алфёров, Э. Тропп. Санкт-Петербург — российское «окно в науку». — Наука в России, 2003, № 3 (прим. ред.).

возложено решение всех вопросов, относящихся к искусству.

Тогда же, в середине XVIII в., одновременно с Академией художеств, при ней возник музей, со временем превратившийся в поистине уникальное художественное собрание не только в России, но и во всем мире. Здесь издавна собирали рисунки, гравюры, картины русских и западноевропейских мастеров, а также слепки с произведений античной и западноевропейской скульптуры, служившие моделями для рисования в классах «гипсовых голов» и «гипсовых фигур». Только здесь, знакомясь с работами учеников и педагогов, и сегодня можно видеть, с чего начинает свой творческий путь будущий художник, какие ступени ведут к вершинам его мастерства.

Кстати, само здание Академии художеств, построенное по проекту двух педагогов архитектурного класса — Александра Кокоринова и первого в России

Наука в России №3, 2014

профессора архитектуры француза Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота в 1764—1772 гг., само по себе не менее уникально, чем содержащиеся в нем экспонаты — ведь оно представляет собой выдающийся памятник архитектуры раннего классицизма в России и относится к числу «особо ценных объектов культурного наследия» (особо ценный объект — не только здание, а все вместе — учебное заведение, музей, библиотека — все институции в комплексе).

Русские живописцы и скульпторы ХШП—ХГХ вв., украшая парадные интерьеры, где ныне располагается Музей Академии художеств, воплотили идею значимости изобразительного искусства в жизни просвещенного общества и в судьбе страны, стремились передать молодым поколениям мастеров мысль о высоком назначении их призвания. Заметим, домовая церковь Академии, Рафаэлевский и Тициановский залы были отделаны в 1830-е годы по проекту автора храма Христа Спасителя в Москве, известного архитектора Константина Тона, пребывавшего на посту ректора Академии художеств в 1840—1850 гг.

ПОСТОЯННЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ

Сегодня постоянные экспозиции Научно-исследовательского музея развернуты на трех этажах так называемого «циркуля» — внутреннего концентрического корпуса Академии. Галереи, «обегающие» внутренний круглый двор здания (их диаметр — 55 м), представляют уникальное экспозиционное пространство: на первом этаже — отдел слепков шедевров античной скульптуры, а также модели архитектурных античных памятников, выполненных в XVIII в. из пробки в ма-

Корицкий (Карицкий) А.О. (1818-1867).

Копия с«Автопортрета»К.П. Брюллова. Не ранее 1849 г.

Картон прессованный, масло.

© Научно-исследовательский музей Российской академии художеств.

стерской римского модельщика и скульптора Антонио Кики. Эта коллекция не имеет равных по полноте и художественной ценности: многие из собранных здесь слепков отформованы непосредственно с ценнейших оригиналов еще в ХШП—ХГХ вв.!

Постоянная экспозиция второго этажа, так называемый «Академический музеум», — картины из исторического собрания, работы тех знаменитых художников, чьи полотна служили образцами для изучения и копирования многим поколениям молодых русских художников. Таким был принцип устройства постоянной экспозиции Музея Императорской Академии художеств до 1917 г.: на втором этаже в залах «по циркулю», где была развернута картинная галерея и выставлялась скульптура, помимо лучших «программ» отечественных живописцев (т.е. картин на заданные сюжеты, за которые некогда их авторы получили золотые медали, звания художника, академика и профессора) показывали и произведения иностранных мастеров. А размещенная на третьем этаже экспозиция «Архитектура Петербурга ХУШ—ХГХ вв. в моделях, рисунках и чертежах» знакомит посетителей уже с работами выдающихся зодчих прошлого. Особый интерес здесь представляют уникальные проектные модели известных архитектурных памятников Петербурга — Смольного монастыря, Исаакиевского собора, Михайловского замка, Биржи и др.

В Парадных залах (вдоль Невского фасада) Академии ныне экспонируют исполненные в XIX в. копии произведений итальянских мастеров XVI—XVIII вв., среди которых копии картин Тициана (в частности, особо ценная копия утраченной еще в XIX в. композиции «Убиение Святого Петра Доминиканца») и почти полностью воспроизведенный цикл росписей Рафаэля в станцах Ватиканского дворца. Эти творения выполнены в середине XIX в. пенсионерами Академии художеств и напоминают нам о замечательной традиции совершенствования молодых художников за границей, существующей в Академии художеств более 150 лет. Кстати, в этих залах сегодня регулярно проводят различные выставки произведений отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства.

АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ ПРИ ЕКАТЕРИНЕ ВЕЛИКОЙ

Ранее мы упомянули: представители царствующего в России императорского Дома Романовых с момента основания и открытия Академии были тесно связаны с ее историей, активным развитием и пополнением здешних коллекций. А потому неудивительно, что императрица Екатерина II (1762—1796)* начала

*См.: Л. Манькова. «Златой наукам век...». — Наука в России, 2004, № 2 (прим. ред.).

Нефф Т.А. (1805-1876). Портрет президента Академии художеств великой княгини Марии Николаевны. 1866 г. Холст, масло. © Научно-исследовательский музей Российской академии художеств.

Худяков В.Г. (1826-1871). ПортретИ.И. Шувалова. 1864 г. Копия с оригинала Ж.Л. Де Вели (1864 г.). Холст, масло. © Научно-исследовательский музей Российской академии художеств.

уделять внимание Академии художеств в первый же месяц своего правления. Неоднократно посещая занятия и экзамены, она приучила к этому и весь свой двор. При ней возводят каменное здание Академии (1764—1788 гг.); в 1764 г. утверждают ее Устав и привилегии. В 1767 г. состоялся первый выпуск воспитанников, и семерых лучших, удостоенных золотых медалей, отправили для усовершенствования в Париж. После возвращения из-за границы всех почетных выпускников академическое собрание пополняется их произведениями: так была заложена основа первого музея русского искусства в России.

Как известно, императрица Екатерина Великая состояла в переписке со знаменитыми французскими просветителями и прислушивалась к их советам по части пополнения художественного собрания не только Эрмитажа, но и Академии художеств. В 1767 г. французский скульптор Этьенн Морис Фальконе, приехавший в Россию по рекомендации иностранного почетного члена Петербургской АН (с 1773 г.) французского философа-литератора Денни Дидро для работы над монументом российскому императору Петру I, передал для академического собрания ряд собственных творений и скульптур своих соотечест-

венников. Также он передал картины «Пигмалион и Галатея» кисти директора Королевской Академии живописи и скульптуры в Париже Франсуа Буше и «Вознесение Марии» французского художника Карла Ванлоо. Тогда же по распоряжению императрицы из дворцовой коллекции в Академию прислали живописные полотна современных французских мастеров — пейзажи Шарля-Франсуа Лакруа, Клода Жозефа Верне, холсты Жозефа-Мари Вьена и Жана-Батиста Греза. В конце 1760-х годов из Эрмитажа сюда поступают семь гризайльных* картонов для шпалер с изображением охотничьих сцен фламандских (южнонидерландских) живописцев Питера-Пауля Рубенса и Франса Снейдерса.

ПОПОЛНЕНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОЛЛЕКЦИИ ПРИ ПАВЛЕ I

Между тем император Павел I (1754—1801), принятый в число почетных любителей Академии в 1765 г.

(еще цесаревичем), став монархом, распорядился,

-

*Гризайль — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета. В ней учитывают только тон предмета, цвет же значения не имеет (прим. ред.).

Челести А. Избиение младенцев. Холст, масло.

© Научно-исследовательский музей Российской академии художеств.

чтобы в Академию художеств отослали около сорока пробковых моделей античных зданий, заказанных в свое время его матерью в Италии. По ним великие князья Александр (1777—1825) и Константин (1779— 1831) Павловичи изучали древнюю историю.

В 1801 г. венецианский кавалер и «командир Державного ордена Святого Иоанна Иерусалимского» Антонио Франческо Фарсетти присылает в дар российскому престолу большое количество слепков и форм итальянских ваятелей. В сохранившихся описях упоминаются формы с работ Микеланджело Бу-онарроти, терракоты* скульпторов эпохи барокко Алессандро Альгарди, Антонио Раджи, Анджело Габ-риэлло Пио, Ж.-Б. Теодона, Модерати и Мальтезе. Коллекция досталась ему в наследство от Филиппо Фарсетти, по заказам которого были сняты копии со знаменитых антич

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком