научная статья по теме РОССИЯ И АЛЖИР: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «РОССИЯ И АЛЖИР: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА»

140

ВОСТОК (ORIENS) :2008 < 5

Ускорение инновационного развития экономики России, расширение сферы приложения российского бизнеса в Африке ставит на повестку дня вопрос принятия государственной программы российско-африканского сотрудничества, комплекса мер политико-дипломатического сопровождения, рекламно-информационной и кредитно-финансовой поддержки деятельности российских компаний на Африканском континенте.

РОССИЯ И АЛЖИР: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

© 2008 Р. Г. ЛАОДА

30-31 января 2008 г. в Алжире состоялся международный коллоквиум на тему "Проблематика переходного периода в Алжире и в России", организованный Алжирской ассоциацией развития социальных исследований (ААРСИ). В коллоквиуме помимо алжирских ученых приняли участие приглашенные руководством ААРСИ профессор Санкт-Петербургского университета М.А. Родионов, зав. кафедрой экономики РКДО О.П. Карпусь, зав. кафедрой методики преподавания РКДО В.М. Шаклеин, доцент РКДО К.П. Курылёв, а также научные сотрудники ИВ РАО Д.В. Микульский и Р.Г. Ланда.

ААРСИ - одна из общественных организаций, возникших в Алжире после "политической весны" 1989 г., когда в стране был отменен однопартийный режим и введена новая демократическая конституция, предусматривавшая разделение исполнительной, законодательной и судебной властей, подотчетность правительства парламенту, свободу прессы, политических и иных ассоциаций. ААРСИ существует с 1992 г. и объединяет сегодня около 50 исследователей и университетских преподавателей. Ее деятельность активизировалась лишь в 1999 г., когда условия жизни в стране более или менее нормализовались и "вторая алжирская война" (так называют период ожесточенной борьбы с исламо-экстремистами в 1992-2002 гг. в отличие от первой, национально-освободительной войны 1954-1962 гг.) уже подходила к концу. 2а прошедшие с тех пор годы ААРСИ организовала ряд встреч и семинаров преподавателей социологии, экономики и истории из всех университетов Алжира, посвященных изучению различных злободневных проблем страны (женского вопроса, социального неравенства, положения ученых, состояния статистики, школьного и университетского образования, здравоохранения, новейших технологий). Проводились также анкетирование населения, международные симпозиумы по вопросам качества современного образования, стратегии индустриального развития на юге Средиземноморья, перспектив национального государства в эпоху глобализации.

Коллоквиуму с участием российских ученых в Алжире уделили большое внимание местные средства массовой информации. Оезависимая газета "Эль Ватан" отметила, что целью его организаторов будет "определить черты сходства между политическими и экономическими системами двух стран и сравнить их опыт". Кстати, в официальном приглашении президента ААРСИ тема встречи формулировалась следующим образом: "Алжир-Россия: проблематика переходного периода, опыт и уроки". И хотя потом "опыт и уроки" из названия форума исчезли, фактически они все время были в центре внимания участников встречи и именно вокруг них и шли дискуссии.

По мнению алжирцев, многократно высказанному по радио, телевидению и в прессе на арабском и французском языках, а также - в тезисах ААРСИ, опубликованных заранее в виде своего рода платформы для обсуждения, общей чертой переходного периода в истории двух стран (хронологически относимого к началу "перестройки" в Советском Союзе) была необходимость изживания "однопартийности и монополизма в сфере информации, централизованного экономического планирования, доминирования роли государства и... трудностей в управлении всей политической системой".

Авторы тезисов обращали также внимание на "распространение в различных формах насилия и терроризма в городской среде и кругах молодежи, так же как в некоторых интеллектуальных и политических течениях обеих стран". Здесь надо оговориться, что алжирцы избегают, говоря о терроре, любого упоминания об исламе и исламизме. Ислам связан только с понятиями мира, света, гуманности и терпимости. А терроризм экстремистов не имеет никакой религиозной характеристики, именуясь "насилием", "варварской агрессией" и прочими терминами такого же рода.

Предлагалось сосредоточить внимание на трех основных группах проблем. Первая касалась политических вопросов: каким должно стать государство в результате перехода от одно-партийности к многопартийности и как новые политические элиты должны действовать в новой обстановке?; могут ли с этим справиться "мирные механизмы перемен, в частности выборы?"; каковы роль армии в общественных переменах и ее отношения с другими институтами государства?; наконец, как преобразовать идеологические, конституционные и юридические структуры общества? Вторая группа проблем затрагивала экономические и социальные аспекты обсуждаемой тематики, в частности судьбы госсектора, его служащих и их профсоюзов, характер и результаты проведенной в обеих странах приватизации, усиление частного сектора, а также экономического и всякого иного влияния извне, т.е. как иностранных держав, так и транснациональных корпораций. В связи с этим ставился вопрос о социальных последствиях экономического выбора 1990-х гг., породившего общественное неравенство и рожденные им политические выступления, нередко сопровождавшиеся разными формами насилия.

Данный перечень вопросов и обсуждался на коллоквиуме, проходившем в здании Национальной библиотеки Алжира в районе Хамма. Кроме членов ААРСИ в его работе принимали участие многие общественные деятели, бывшие генералы, министры и премьер-министры, дипломаты, журналисты и студенты. Автор этих строк встретил также нескольких историков и экономистов, ранее, в 1960-1970-х гг., учившихся в СССР и сохранивших знание русского языка.

На первом заседании форума выступили президент ААРСИ Мухаммед Бенгерна, генеральный директор Национальной библиотеки Амин Зауи, а также вице-президенты ААРСИ, непосредственно занимавшиеся организацией коллоквиума, Абденнасер Джаби и Хурия Лауэдж. Они говорили о значении встречи и для социологии, и для отношений между обеими странами. Абдельмаджид Бузиди выступил с докладом "Переход к рыночной экономике: алжирский опыт". Он разделил переходный период в Алжире на три этапа: 1988-1994 гг. (начало реформ), 1994-1997 гг. (попытка согласовать финансовую и вообще экономическую политику с МВФ), 1998-2007 гг. (возврат от ультралиберализма 1999-2001 гг. к всемогуществу государства в последующие годы).

Выступление виднейшего экономиста Алжира Бузиди как бы задало тон всему коллоквиуму. Он подробно охарактеризовал проводившиеся в стране преобразования (в сфере финансов, кредита, управления предприятиями госсектора, жилищного строительства, реструктуризации государственного долга, отмены контроля над ценами и блокирования зарплаты), одобрил приватизацию госпредприятий и отелей, отмену в 1996 г. субсидий на продукты первой необходимости, либерализацию цен в 1998 г., введение свободы торговли в 1999-2001 гг. и отказ тогда же государства от роли "божественного покровителя", особенно в сфере социального обеспечения. Однако затем произошел "поворот от либерализма к этатизму", "государство вновь стало распределителем ресурсов, а либералы стали кейнсианцами". По мнению Бузиди, они, "выставляя себя либералами в экономике, не являются таковыми в политике". Впрочем, он считает, что с ростом цен на нефть "государство все берет в руки". Вывод его был достаточно пессимистичен: "Государство, обладая сверхдоходами от нефти, еще никогда так не вмешивалось в экономику, поощряя ее в духе кейнсианской динамики бюджетными субсидиями, гораздо более значительными, чем в социалистическую эпоху". Он добавил: «Ясно, что демократия должна быть условием развития, а не наоборот. Но сейчас в Алжире в ходу формула: "Мы развиваемся, а остальное придет само собой"».

На реплику социолога Рашида Тлемсани: "В Алжире нет переходного периода, поскольку речь идет о сохранении прежней рентной системы" - Бузиди ответил: "Переходный период означает борьбу между носителями старой системы и сторонниками новой. Мы знаем старую, но не знаем, что представляет собой новая". Другой дискутант (бывший премьер-министр), Ахмед Бен Битур, сказал: "У нас сейчас богатое государство и бедное общество, что и выража-

ется в глубоком политическом кризисе". Некоторые участники дискуссии, в том числе член Национального экономического и социального совета Мустафа Микидаш, настаивали на том, что "реформы провалились по причине отсутствия в обществе концентрации сил сторонников реформ", проще говоря, "ввиду безразличия общества".

Определенным контрастом к докладу Бузиди явилось выступление Н.П. Карпуся, который, отметив, что "экономика и население России пережили за последние два десятилетия шок преобразования социального строя", подробно охарактеризовал далее экономические реформы переходного периода в стране. Алжирская пресса на это отреагировала так: "Россия в отличие от Алжира сделала ставку на вклад элит в развитие", в то время как для "алжирской реальности были характерны противоречия, препятствовавшие воле к реальным переменам".

Часть этих противоречий осветил Абденнасер Джаби в сообщении под красноречивым заголовком "Сегментарность элиты и государства как препятствие к политическим изменениям в Алжире". Он говорил даже о "внутренней войне" властных структур, основанной на замкнутости элитных групп, отмечал политические, социальные, идеологические, даже научные, культурные и лингвистические, различия между ними, явно имея в виду не столько этнические градации между арабами и берберами, которые в Алжире иногда трудноуловимы, сколько различия (весьма серьезные) между теми, кто получил образование на французском или на арабском языке. Диплом об образовании нередко определяет (разумеется, наряду с происхождением, уровнем жизни и социальными связями) "прозападную" или "провосточную" ориентацию того или иного политика, чиновника, деятеля культуры и соответственно его склонность к "новому" или "старому", к реформам или к консервации традиций. Согласно Джаби, все многообразие указанных им черт нередко вело к разброду и расколу внут

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком