научная статья по теме РОССИЯ И ИСЛАМСКИЙ МИР: ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛОВ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «РОССИЯ И ИСЛАМСКИЙ МИР: ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛОВ»

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЯ И ИСЛАМСКИЙ МИР: ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛОВ

© 2008 В. Я. БЕЛОКРЕНИЦКИЙ

Динамический аспект сравнительного демографо-политического анализа имеет особое значение вследствие разной скорости естественного движения населения в отдельных странах и регионах, а также существенной роли миграций в современном мире. Демографические процессы, нередко выступая объектом целенаправленной политики, сохраняют характер независимой переменной, влияющей на возможности различных сил, действующих на мировой арене. Актуальность представленного в статье исторического и футурологического обзора взаимоотношений России и исламского мира через призму демографических процессов обусловлена повышенным вниманием общественных и государственных кругов страны к сегодняшнему этапу и перспективам ее взаимодействия с миром ислама.

Под миром ислама обычно имеют в виду ряд взаимосвязанных категорий. Во-первых, мусульманское население планеты, людей разных стран, регионов, континентов, объединенных принадлежностью к исламу по факту рождения, а также верой в Аллаха (Бога), божественные истины и основанные на них законы (шариат). Во-вторых, страны, где большинство населения составляют мусульмане, а ислам является государственной религией или одной из основ официальной идеологии. В-третьих, все государства, где мусульмане имеют определенное общественное влияние (формы автономии, политические права, партии и организации, СМИ и т.п.), а также международно-политический статус (например, участие в Организации Исламской конференции).

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА

Все три дефиниции в определенной мере подходят для целей статьи. К тому же на протяжении почти тысячелетнего начального периода существования ислама они, по существу, совпадали. Ибо мусульмане, за редким исключением, проживали в странах своего политического господства. Только с началом Нового времени, в середине 2-го тысячелетия н.э., появились очаги проживания мусульман на территории неисламских государств. К ним в первую очередь относилась Россия (Великое Московское княжество, Царство Московское), присоединившая к своим владениям в середине XVI столетия мусульманские области в Поволжье и Приуралье (Казанское и Астраханское ханства, земли башкир), а несколько позже - татарскую Сибирь.

Российская империя исторически сложилась как первый, а до поры и единственный, государственный организм, включающий в себя представителей столь устремленной к политическому доминированию религии, как ислам. Лишь позднее, главным образом в XVIII в., в период создания заморских колоний в Азии, такого рода анклавы мусуль-

майского населения появляются в пределах господства европейцев, прежде всего англичан и голландцев.

В России в XVI-XIX вв. государством осуществлялась то относительно более, то менее активная политика распространения христианства, обращения мусульман в православие. Английские правители Индии, где номинально, вплоть до 1858 г., сохранялась верховная власть мусульманских правителей из династии Великих Моголов, также поощряли усилия христианских миссионеров, но те были направлены в первую очередь на обращение приверженцев языческих культов (анимистов) и отверженных (неприкасаемых) в рамках системы брахманского индуизма. При этом наблюдалось соперничество между исламским и христианским прозелитизмом, а также между ними и индуизмом1.

Уникальность российского опыта взаимоотношений с мусульманским миром состоит не только в отмеченном обстоятельстве. Испытав, в отличие от других европейских политических образований, господство мусульман (после того как в Золотой Орде утвердился ислам), Московская Русь вступила в непрерывную борьбу с исламским миром, который с середины XV в. обрел мощного лидера в виде Османской империи. Противостояние военных держав, Российской и Османской, в течение двух столетий шло с переменным успехом. Лишь в XVIII в. Московскому царству, преобразовавшемуся в Российскую империю со столицей в Санкт-Петербурге, удалось приступить к последовательному давлению на позиции Османов, а также Персии в Причерноморье, Крыму, на Кавказе и в Прикаспии [Дегоев, с. 90-91; Ревякин, с. 54-56].

Нужно заметить, что рубежи Российской империи при Петре I и его ранних преемниках в наибольшей степени, пожалуй, напоминали границы современной России. Она уже владела огромными просторами Сибири и Дальнего Востока (за исключением Приморского края), контролировала значительную часть Причерноморья и Северного Кавказа, имея в то же время весьма неглубоко уходящие в сторону Европы западные территории.

Если взглянуть на демографические размеры тогдашней России, то в пределах империи в 1722 г., по данным первой ревизии податного населения, проживало 14 млн человек. К 1762 г. (времени воцарения Екатерины II) число жителей увеличилось до 19 млн [Энциклопедический словарь, с. 75]. Существуют и более высокие сводные оценки численности населения России: 17.5-20 млн человек в 1700 г., 20-26 млн - в 1750 г. [Козлов, с. 240-241; Kennedy, p. 99]. Такие показатели выводили Россию в число лидеров среди государств Европы. Самой населенной была там Франция (21-22 млн в середине XVIII в.). Между тем как на Британских островах проживало 10 млн, в пределах Габсбургской империи (с центром в Австрии) - 18 млн, на территории США - около 2 млн человек, примерно столько же в Голландии и Швеции, 6 млн - в Пруссии. Общее число жителей вышеперечисленных стран и территорий составляло в 1750 г. порядка 85 млн человек, а все европейское (по происхождению) население приближалось к 100 млн.

Оценки общей численности населения планеты на середину XVIII в. колеблются в широких пределах от 630 млн до 960 млн человек [Петров В.В., с. 24, 26-28; Historical Estimates...]. Следовательно, доля Европы (вместе с Сибирью и Северной Америкой) равнялась 10-16%. Основная часть жителей тогдашнего мира (как и ныне) приходилась на Азию, прежде всего Китай и Индию. Беря за наиболее достоверную оценку общемировой численности средние цифры в 700-720 млн человек, следует отнести на

1 Автор современной монографии по истории Британской империи Н. Фергюсон отмечает, что английские власти в Индии долгое время не разрешали миссионерскую деятельность, и только с 1820-х гг. она получила определенное распространение [Ferguson, p. 112-114].

счет Китая примерно 300, а Индии - 170-200 млн человек. В остальных регионах (кроме Европы) проживало приблизительно еще 100 млн человек.

Что касается исламского ареала, то оценки численности жителей в его пределах затруднены, помимо общих причин, традиционным пренебрежительным отношением мусульманских правителей к численности своих подданных, а также их склонностью к преувеличенным, иногда фантастическим цифрам2.

По ряду современных оценок, в первый период расцвета исламского мира, эпоху Багдадского халифата (750-1258) в его пределах насчитывалось более 30 млн человек (максимум 50), свыше одной десятой мирового населения (11-13%) [Sachs, Shabsigh, p. 7].

На протяжении последующего периода, вплоть до начала XV в., исламский мир испытал крупные демографические потери, вызванные набегами и разрушениями монголов (Чингисхана и его потомков, в первую очередь Xулагуидов) и наследников их власти в Иране и Средней Азии (Тамерлана), а также тяжелыми эпидемиями бубонной чумы и холеры. Большое влияние оказал также сдвиг торговых путей с суши на море и упадок земледельческой культуры при господстве степняков-кочевников [Петров А.М., с. 116-119].

Доля мусульман в составе общемирового населения понизилась, но не слишком значительно, так как одновременно сократилась, согласно большинству оценок, и общая численность мирового населения, в частности европейского, испытавшего в середине XIV в. ужасы "черной смерти" (население Земли на 1200 г. оценивается в 360-450 млн, а на 1400 г. - в 350-374 млн) [Historical Estimates.].

Новый исламский подъем связан с возвышением Османского бейлика (государства тюрок-сельджуков в Малой Азии) и расширением границ их империи в XV-XVI вв. Османская империя распространила свою власть на значительную часть юго-восточной Европы, северной и северо-восточной Африки, западной и юго-западной Азии. Численность жителей в ее пределах на пике османского господства в 1500-1700 гг. можно определить в 20-30 млн человек (из них предположительно до 5 млн человек, или более того, составляли немусульмане, главным образом христиане) [Issawi, 1995, p. 79; McEvedy, 1978, p. 137]. При этом весь исламский мир был, разумеется, шире Османской империи. К нему относились шиитский Иран, Афганистан и Средняя Азия с общей численностью мусульман в их пределах порядка 10-15 млн человек, а также Могольская Индия, где мусульманское население составляло, исходя из ретроспективных оценок, около пятой части общего населения, следовательно, приблизительно 2030 млн человек (при общем количестве жителей в Индостане 100-150 млн человек). Ислам распространился к тому времени на значительной части островной и полуостровной Юго-Восточной Азии и там, опять же на основе ретроспективной аналогии, проживало, по всей видимости, около 10-15 млн мусульман. Наконец, в Африке за пределами Османской империи насчитывалось, очевидно, еще не менее 10 млн мусульман. Таким образом, их численность в мире в течение 200 лет могла колебаться, медленно повышаясь, в пределах от 70 млн до 90 млн человек [История Востока., т. III. с. 171; Мусульманский мир., 1996, с. 58-61; Kennedy, 1987, p. 11; McEvedy, 1978, p. 145, 153, 155, 163, 183, 195, 198, 221, 227].

Большинство оценок, сделанных историками-демографами, свидетельствуют об отсутствии заметного роста населения Земли между 1500 и 1650 г. Более того, расчеты на середину XVII в. (470-545 млн) ниже, чем на его начало (545-579 млн) [Historical Estimates.]. Удельный вес мусульман в общемировом населении в 1650 г., вероятно,

2 Весьма колоритно в связи с этим выглядит речь Мустафы Кемаля Ататюрка на заседании Великого

национального собрания Турции в 1923 г. Говоря о великой тюркской нации, он провозгласил, что она насчитывает "свыше ста м

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком