научная статья по теме Россия после Путина: нарастание проблем Философия

Текст научной статьи на тему «Россия после Путина: нарастание проблем»

Общество вчера, сегодня, завтра

Россия после Путина: нарастание проблем

С. Ф. ГРЕБЕНИЧЕНКО

академик Российской академии естественных наук, доктор исторических наук, профессор В.П.ДАВЫДОВ доктор философских наук

Ни одна крупная социально-экономическая либо политическая проблема современной России не может быть продуктивно рассмотрена вне её международного контекста. Последние же знаковые события в России (формирование нового состава Государственной Думы, выборы третьего президента РФ, противоборство политических сил за тот или иной вариант продвижения страны вперед) подтверждают не только тесную вплетенность российских проблем в общемировое развитие, но и невозможность игнорирования влияния значимых международных факторов и глобальных трендов эволюции на оптимизацию решения внутренних проблем России. Тесное идеолого-политическое единение Евросоюза и США, фундирующее расширение блока НАТО и форсирование размещения элементов американской ПРО на границах России, появление на мировом небосклоне блесток реинкарнации «холодной войны» - всё это свидетельствует о том, что учет этих факторов «борьбы за Россию» внешних по отношению к ней сил остаётся неотъемлемой составляющей анализа проблематики перспективного развития нашей страны.

Одно из важных следствий глобализации состоит в том, что объективно не конфронтация, а именно сотрудничество государств становится наиболее выгодным стереотипом их взаимоотношений. В то же время другая объективная составляющая этого процесса - обострение

глобальной конкуренции, охватывающей не только рынки

товаров, но и капиталов, рабочей силы, технологий. Идет ожесточенная борьба за обладание природными ресурсами и экологически чистыми регионами. Сырье нужно всем для развития, но борьба за него может обернуться именно снижением темпов развития, а то и вообще поставить его под вопрос. А что, собственно, считать развитием? Ведь производители оружия, например, именно создание условий для масштабирования его применения и сочли бы наиболее приемлемым вариантом развития. Развитие же как прогресс человечества в обеспечении людей основными и растущими по количеству и качеству жизненными благами приемлемо для подавляющего большинства обитателей планеты. Как этого добиться, что нужно для этого сделать, как и кто может и должен вырабатывать маршруты этого пути? Вот здесь род Homo sapiens sapiens постоянно сталкивается с большим дефицитом идей и предложений. Не в последнюю очередь и поэтому мир переживает глобальный кризис, одна из основных черт которого состоит в отсутствии у мировых элит, у ведущих государств ясного представления о том пути, по которому пойдет человечество.

Стоит при этом более пристально посмотреть на происходящие в мире процессы. Мировое развитие показывает возможность разнонаправленного социально-политического движения. Глобализация проявилась, в частности, и в том, что опыт западной модернизации нашел своеобразное развитие на Востоке (прежде всего, в Юго-Восточной Азии, а не только в Японии или Корее) на основе именно местных общественно-культурных традиций. Это явилось очень серьезным фактором, доказывающим, что так называемые традиционные общества вполне способны трансформироваться в современное общество, но главное - что модернизация эта возможна (более того, при благоприятных условиях успешна!) именно не путем бездумной

«пересадки» либерально-рыночных отношений, характерных для Запада первой трети XX столетия, а посредством применения технологий развития при сохранении принципов традиционного жизненного уклада, т. е. собственной идентичности как непременного условия. Исторический прогресс оказался возможным на основе не только традиционно-национальных культур, но и на противоположной западной индивидуалистической парадигме - коллективистской. В целом появились различные виды модернизмов. Не будет ничего удивительного в том, что,

л

положим, к середине столетия Китай1, Индия, перемоловшие на свой лад экономические принципы западного общества и выдвинувшиеся на авансцену глобального мира, поведут за собой человечество не по (казалось бы, ещё недавно неизбежному для всех) западно-капиталистическому, а совсем по иному пути, который выработан ими на основе своей собственной рациональности и присущих им исторически достигнутых морально-этических ценностей, которые могут оказаться в значительной степени подходящими для народов и других стран. Согласно уже сегодняшним прогнозам, к 2020 г. Китай и Индия будут давать более трети мирового ВВП, причем в значительной степени именно за счет резкого развития НИОКР.

Прежние представления о протестантской этике как непременном и чуть ли не главном стимуле развития западного буржуазного общества сегодня трансформируются таким образом, что, как показал опыт человечества, и конфуцианство, и ислам, и восточная ветвь христианства также могут выполнять подобную роль. При этом выяснилось, что религиозность, хотя и положительно, но всё же слабо влияет на собственно экономический рост. Но проблемы религии, её развития и трансформации куда более сложна в условиях глобализации. Ведь уже

А китайская диаспора, многочисленная во многих странах Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, держит в своих руках ключевые отрасли экономики целого ряда государств.

сегодня речь идет о практических научных разработках, которые могут привести в недалеком будущем к принципиальному решению вопроса об обеспечении «бессмертия» человечества. Первые шаги - клонирование, замена пораженных человеческих органов выращенными из стволовых клеток. Биоинженерия уже подошла к созданию людей «нового типа» (по сути, биороботов, соединяющих возможности человеческого мозга, прежде всего, подсознания и бурно набирающей потенциал «мировой паутины»). А все это влечет за собой кардинальное изменение человеческой жизни, начиная от неясной пока ещё инверсии моральных принципов (так тесно связанных с религиозной парадигмой) вплоть до утраты самого понятия «человечность», до совершенно иных параметров человеческого мышления на основе «параллельных, симметричных» представлений, до самих основ организации человеческой (или уже какой-то иной!) цивилизации, так называемого сетевого сообщества, формирующегося на основе во многом ныне непредсказуемых, а то и вовсе непонятных современникам новых технологий создания свободных ассоциаций «новых людей», общающихся вне системной государственной иерархии.

Роль государства, хотя еще и сохраняется, но претерпевает серьезнейшие изменения: каждое отдельное государство уже практически нежизнеспособно, значимость национальных государственных институтов в разного рода ассоциациях государств резко снижается - они всё более размываются, трансформируясь под давлением межнациональных и международных организаций и объединений в нечто уже малозначимое в качестве регулирующих инструментов. В тоже время в противоположном направлении действует широко развернувшийся процесс самоопределения наций. Фактически этот процесс - регрессивный, тянущий человечество назад, создающий новые опасности хаотического развития и препятствующий выработке

путей реального единения человечества. Создание

национальных государств, собственных армий и валют - вчерашний день сегодня все более координирующего свои действия мирового сообщества. Недаром этому процессу активно противостоит иной процесс - не национальной, а религиозной идентификации. И здесь рождается новое качество - попытки слияния различных религий в некое образование более высокого порядка - метарелигию, идеи и принципы которой могли бы в какой-то исторической перспективе устраивать многих: христианина, мусульманина, иудея, буддиста, приверженца конфуцианства. Это - одно из своих следствий глобализации мира, продвижение к выработке неких принципов устройства нового миропорядка, неизбежно идущего на смену нынешнему - во многом хаотическому и нерациональному мироустройству.

Процессы неоглобализма привели к тому, что на смену (или, по меньшей мере, в дополнение) прежней геополитике пришла геоэкономика, а взамен империализма «пространственного», «территориального» пришел империализм финансовый, технологический (США, Япония) либо ресурсный (Саудовская Аравия, Россия), либо или даже в широком смысле «ширпотребовский» (Китай). Если посмотреть только на ближнее зарубежье России, то без труда увидим следующее. Крупная индустрия Азербайджана полностью скуплена иностранным капиталом. Практически то же самое и в Грузии1, и в Эстонии, и в Казахстане. Те же процессы наблюдаются в Казахстане. Не свободна от них и Украина. Россия же привлекает к себе пристальное внимание не только огромными ресурсами2. Глобальное потепление ведет к тому, что

1

Грузинские железные дороги переданы американским компаниям с правом управления на 89 лет. А это - стратегические магистрали для всего закавказского региона. На очереди порт Поти - главные морские ворота Грузии.

2 Газ - энергия первой половины XXI столетия. 30 % всех известных мировых запасов газа находится на территории России,25 % - в Катаре и Иране, а в США - всего 3,3 % мировых резервов (см.: Известия, 2003, 18 декабря).

уже к середине столетия наша страна может стать чуть ли ни монополистом по запасам пресной воды и экологически чистых районов на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока, которые будут становиться всё более комфортными для проживания.

Уже сейчас ураганы, наводнения, засухи ведут к территориально разрастающимся неурожаям, резкому удорожанию углеводородов, экологическим кризисам и политическим потрясениям. А это ведь только начало. Растущий переход на этаноловое или иное «растительное» топливо, неизбежный в скором времени дефицит нефти и газа, отставание фундаментальной науки от нужд и потребностей перспективного общественного развития может в недалеком будущем поставить бурно растущий по численности Третий мир на грань голода из-за дороговизны продовольствия. Это напрямую касается и России, что показал резкий взлет цен на основные продукты питания осенью 2007 г. - весной 2008 г. далеко не в последнюю очередь вследствие засухи в Австралии и некоторы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком