научная статья по теме Россия в поисках идеологии и модели развития Философия

Текст научной статьи на тему «Россия в поисках идеологии и модели развития»

ОБЩЕСТВО ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Б.Ф. Славин

доктор философских наук, профессор Московского педагогического государственного университета*

Общество не может жить без идеологии, часто определяющей смысл жизни людей, их духовную и гражданскую идентичность. Идеология бывает правдивой и ложной, реальной и иллюзорной, она может возвышать и принижать человека; одним словом, ее роль в обществе трудно переоценить. Какая же идеология сегодня нужна России? На этот вопрос отвечает автор книги «Идеология возвращается», профессор Б.Ф. Славин. Книга вышла в издательстве «Социально-гуманитарные знания» в конце 2009 г. В ней освещаются дискуссионные проблемы понимания советской и современной истории России, ее идеологии и культуры. Она также вводит читателя в мир оригинальных идей таких известных политиков, ученых и философов, как Антонио Грамши, Карло Россели, Михаил Лифшиц, Эвальд Ильенков, Александр Зиновьев, Святослав Федоров и др. Книга состоит из статей и выступлений автора последних лет.

Книга проблемная, но читается легко. Она рассчитана на тех, кто интересуется вопросами истории, политики и духовной жизни России. Редакция журнала планирует познакомить читателей с наиболее интересными ее материалами.

* Славин Борис Федорович, е-таП: nivals@inbox.ru.

Россия в поисках идеологии и модели развития

Опыт истории показывает, что эффективность общественных преобразований всегда зависела от наличия или отсутствия определенной идеологии, выражающей интересы значительной части общества. Без нее невозможны ни осознанный социально-политический выбор граждан, ни общенациональная идентичность и целостность государства, ни перспективная и действенная стратегия общественного развития, ни узнаваемое место в сообществе современных государств и народов. Правы те, кто считает, что жить и развиваться может только тот народ, который имеет ясное представление о самом себе, о том, кто он и куда идет. Разумеется, речь идет не о государственной идеологии, насильственно навязываемой человеку сверху, как это было в прошлом, а о добровольно принятой и разделяемой большинством граждан идеологии, в которой выражены их общие интересы, взгляды, ценности и традиции.

Какая же идеология нужна России?

Идеологию нельзя выдумать. Ее ростки следует искать в глубинах общественного сознания, затем всячески их лелеять и пестовать. При этом необходимо реально оценивать состояние общественного сознания, в том числе обстоятельства, препятствующие его обновлению.

А положение в этом отношении, действительно, крайне сложное. Люди морально и психологически устали от последствий радикальных реформ, которые принесли им множество всевозможных бед. В их сознании все еще велико ощущение неуверенности в собственном будущем, доставшееся в наследство от 1990-х гг.1

Налицо высокая степень разобщенности индивидов и групп, непрочность социальных связей, противоречивость и конфликтность взаимоотношений. Высокая степень дифференциации экономических и

1 См.: Граждане новой России: кем себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить? М., 2005,с.18.

политических интересов, жизненных стандартов и моральных норм различных групп не компенсируется общими целями и ценностями, осознанными и сформулированными общенациональными интересами. В общественном сознании одновременно присутствуют полярно противоположные и несовместимые идеи, между которыми отсутствует единое смысловое поле.

Социальные и идейные противоречия нередко проявляются в различных межэтнических конфликтах. Их подогревают многочисленные экстремистские и откровенно неонацистские группировки, ведущие пропаганду своих человеконенавистнических идей. Стало обыденным явлением беспрепятственное распространение шовинистической и откровенно фашистской литературы, паразитирующей на реальных проблемах социального неравенства, бедности, бюрократического беспредела управленческих структур. Как это часто бывает, главным виновником всех бед провозглашаются «чужаки», «инородцы». Растет число преступлений, совершенных на национальной, расовой и религиозной почве. Убедительным свидетельством остроты межэтнических противоречий стали известные события в северном городе Кондопога, где произошло кровавое столкновение местного населения с «кавказцами», сопровождавшееся массовыми погромами, в результате чего были убитые и раненые.

Многочисленные комиссии, пытавшиеся разобраться в этом конфликте, называли разные причины инцидента. Среди них неуважение к местным обычаям со стороны приезжих «кавказцев», противоречия криминальных группировок, попустительство милиции, не вмешавшейся вовремя в конфликт, наличие нелегальной эмиграции, отсутствие культуры межнационального общения и др. Все эти причины действительно имели место. Но более весомыми следует признать наличие в Кондопоге глубокого социального расслоения на богатых владельцев торговых точек и ресторанов (как правило, приезжих с Кавказа) и преимущественно бедных коренных

жителей города, хронической безработицы особенно среди местной молодежи, в итоге пополняющей бандитские группировки, криминализации сферы торговли, отдыха и развлечений; безнаказанной коррупции во властных и правоохранительных структурах города, наконец, беспрепятственного распространения националистических идей. Следствием именно этих причин и стал возможным инцидент.

Внешне кондопожский конфликт удалось разрешить: осуждены его инициаторы и участники, уволены многие должностные лица, включая глав МВД и ФСБ Карелии, руководители местной прокуратуры и милиции, но обстановка в городе остается сложной, глубинные причины конфликта не устранены. Анализируя кондопожский конфликт, многие серьезные аналитики сделали вывод о всеобщности его причин, которые могут проявиться, и уже проявляются в других местах России, включая Москву, Санкт-Петербург, Воронеж и др.

Социальная, этническая и идейная поляризация российского общества все больше находит свое негативное проявление в политике. Порождая конфликты, она не только разрушает общенациональную солидарность, но и провоцирует неприязнь и даже ненависть людей друг другу.

Такова правда жизни. Но не вся правда.

В последнее время все больше людей сознает, что единственно разумный, достойный и реальный выход из сложившейся современной ситуации состоит в том, чтобы российскому обществу договориться об общезначимых ценностях и национальных приоритетах нашего дальнейшего развития, обозначить перспективную стратегию России внутри страны и за рубежом, т. е., в конечном счете, найти себя в новом мире. Истории известны подобные договоренности, например, «Пакт Монклуа» в Испании и др. Есть убежденность, что именно такой подход сделает современные преобразования плодотворными не только для узкого слоя людей, «допущенных» к переделу экономических ресурсов и политического влияния, но для страны в целом.

Возможность и реальность такой договоренности обусловлена тем, что помимо реальных противоречий в обществе существуют общенациональные и общегражданские интересы, скрепляющие его в социальное целое, в единое государство, главная задача которого обслуживать эти интересы.

Какая же идеология, на самом деле, возможна и нужна России? Какие духовные идеалы и ценности помогут сплотить ее народ?

Очевидно, что российское общество, вступающее в постиндустриальную эпоху, нуждается в сугубо демократической идеологии, отвечающей вызовам современности и лучшим традициям отечественной культуры. Эта идеология по необходимости должна иметь светский и научный характер, вобрать в себя все лучшее, что накоплено мировой цивилизацией и культурой, отражать интересы абсолютного большинства граждан данного общества, т. е. быть действительно гражданской идеологией. Без такой идеологии нет ни единого народа, ни самодостаточной нации. Данная идеология не только возможна, она особенно необходима сегодня, поскольку в ходе неолиберальных реформ большинство россиян оказалось во многом в сходном экономическом и социальном положении. Эта схожесть положения и интересов составляет определенную основу для единства взглядов, ценностей и идеалов.

Конечно, думать, что можно одной гражданской идеологией объединить всех без исключения людей в социально противоречивом обществе, значит создавать себе очередную иллюзию, но выразить интересы большинства она может и должна. Общегражданская идеология не исключает, а предполагает наличие других идеологий, выражающих интересы различных социальных групп и слоев общества. Идейный и политический плюрализм - очевидные явления общественной жизни в демократическом обществе. Но очевидно и другое: наряду со специфическими групповыми интересами существуют общечеловеческие

интересы и интересы данного конкретного общества в целом. Их и призвана выражать и обслуживать общегражданская идеология.

Как известно, вопрос о соотношении общегражданских, групповых, включая классовые, и личных интересов ставился нашей общественной мыслью неоднократно. Раньше он звучал, в частности, так: наличествуют ли общечеловеческие интересы в классово разделенном обществе? Официальные советские идеологи сталинской школы, игнорируя мнение В.И. Ленина, считавшего, что «интересы общественного развития выше интересов пролетариата»1' отвечали на этот вопрос отрицательно. Признание существования и тем более приоритета общечеловеческих и общегражданских интересов по отношению к классовым воспринималось ими как «ересь».

Сегодня такое признание стало повсеместным. Общечеловеческие интересы существуют. Это, прежде всего, защита людей от ядерной угрозы и акций международного терроризма, охрана окружающей среды, разрушение которой таит в себе угрозу самому существованию человечества. Реально существуют и общегражданские интересы. Это, прежде всего, обеспечение высокого уровня здравоохранения, образования и занятости, гарантия демократических прав и свобод личности, всеобщность и доступность культуры, забота о социально уязвимых слоях общества и т.д. В осознании и решении этих проблем и проявляется реальность общих интересов, которые создают то единое смысловое поле, которое покрывается общегражданской идеологией. Отсюда же вырас

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком