научная статья по теме РОССИЙСКИЕ ИММИГРАНТЫ В АРГЕНТИНЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СООБЩЕСТВА Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «РОССИЙСКИЕ ИММИГРАНТЫ В АРГЕНТИНЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СООБЩЕСТВА»

РОССИЙСКИЕ ИММИГРАНТЫ В АРГЕНТИНЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СООБЩЕСТВА

© 2012 г. Л. Бакшеева, В. Бубликов

Российская диаспора в Аргентине формировалась на протяжении последних полутора столетий. Наряду со многими другими выходцами из европейских стран иммигранты из России оказали большое влияние на формирующуюся аргентинскую нацию. Они внесли значительный вклад в развитие экономики и социальной сферы этой страны, добавили особый колорит в ее культуру. Современная российская диаспора в Аргентине переживает период трансформации под воздействием относительно недавно прибывшей новой волны иммигрантов.

Традиционно Аргентина, наряду с такими странами, как Австралия, Канада и Соединенные Штаты, считается страной переселенческого типа. Подавляющее большинство населения (более 90%) состоит из иммигрантов и их потомков. Из 40 млн. человек, проживающих на ее территории, значительную часть (до 2 млн.) составляют потомки выходцев из России.

История российско-аргентинских взаимоотношений уходит своими корнями еще в XIX столетие, когда оба государства развивались быстрыми темпами и были одними из наиболее перспективных держав мира. Именно тогда, на рубеже XIX-XX вв. из Российской империи в молодую, бурно развивающуюся Аргентину стали массово прибывать иммигранты. Сразу оговоримся, что в тот период это были в основном представители этнических меньшинств - евреи, поляки, литовцы, украинцы, немцы и т.д.1 Несмотря на отсутствие статистических данных, можно с уверенностью утверждать, что доля этнических русских была невелика, и, по всей видимости, не превышала 10-20%. Именно первая волна иммиграции была самой массовой. С 1857 по 1920 г. из России при-

БАКШЕЕВА Лариса Михайловна, кандидат социологических наук, доцент Белгородского государственного национального исследовательского университета (ЬакзЬееуа@Ь5и. edu.ru).

БУБЛИКОВ Василий Валерьевич, кандидат социологических наук, старший преподаватель Белгородского государственного национального исследовательского университета (v.bublikov@mail.ru).

1 См.: Новосельский В. Русские на берегах Ла-Платы и просторах Патагонии (http://www.russedina.ru).

было 163 862 человека, что по своему количеству уступало только иммиграции из Италии, Испании и Франции2.

Новая, хотя и значительно меньшая, волна иммигрантов из России стала прибывать в Аргентину после трагических событий 1917-1922 гг. (революции и последующей гражданской войны), когда многих русских беженцев, оказавшихся в европейских странах, стали агитировать к переселению в Южную Америку. Однако основной поток стал прибывать в Аргентину после Второй мировой войны. В этот период и старые иммигранты (выехавшие из России во время или сразу после гражданской войны), и новые беженцы, оказавшиеся в лагерях для "перемещенных лиц" на территории европейских стран и не пожелавшие возвращаться в СССР, были вынуждены искать новое убежище за океаном. После 1944 г. десятки тысяч русских беженцев, успевших обосноваться на территории Югославии, Германии, Австрии, Чехословакии, других европейских стран, а также Китая были вынуждены спасаться бегством от наступающей Советской армии.

Третья волна иммиграции из России пришлась уже на 90-е годы ХХ в. С открытием границ многие жители как России, так и бывших советских республик обратили свои взоры в сторону Аргентины. Период трудных социально-экономических реформ 90-х годов в России, которые сопровождались значительным снижением уровня жизни, совпал с периодом экономического подъема в Аргентине, что позволило ей начать массово привлекать иммигрантов, в том числе и из республик бывшего СССР. Увеличению притока иммигрантов из РФ способствовала и весьма либеральная иммиграционная политика Аргентины, не требовавшая от мигрантов прохождения сложных бюрократических процедур или больших финансовых затрат. В то же время другие привлекательные для российских иммигрантов страны, такие, например, как США, Канада, европейские государства, значительно ужесточили иммиграцион-

2 См.: De Eguileor J.O., Valdes E. Donde durmieron nuestros

abuelos? Buenos Aires, 2000. P. 18.

ную процедуру, опасаясь массового неконтролируемого притока иммигрантов из России.

Вместе с тем аргентинская миграционная программа для иммигрантов из восточноевропейских стран от 1994 г. не предполагала какой-либо социально-экономической поддержки. В отличие, например, от Канады Аргентинское государство посредством специальной программы только выдавало визы на жительство, не обещая при этом никакой помощи в экономической, трудовой сфере, а также в области образования. В результате "иммигранты столкнулись с трудностями, вызванными отсутствием знания языка и так называемым культурным шоком"3. "По прибытии на территорию страны, обладателей виз не встречали государственные власти, для них не предусматривались трудовая занятость"4 или какие-либо программы по социальной адаптации. Таким образом, аргентинская миграционная программа 1994-2002 гг. для жителей постсоветских стран была не полноценной. Она не включала комплексных мер, гарантирующих успешность иммиграции, которая, как отмечал К.Х. Альварес, осуществлялась "за свой счет и на свой страх и риск"5.

Пик иммиграции третьей волны из РФ пришелся на конец 90-х годов и резко оборвался из-за тяжелейшего экономического кризиса в Аргентине 2001 г., сопровождавшегося крупнейшим в мировой истории дефолтом. Кроме того, на уменьшение иммиграционного потока из России повлияло и улучшение социально-экономической ситуации в стране. В настоящее время Аргентина практически утратила привлекательность для российской экономической и трудовой миграции. Однако бурное развитие двусторонних торговых и культурных отношений повышает интерес жителей обеих стран друг к другу, что может сказаться и на миграционном обмене. В последние годы основными направлениями иммиграции из России в Аргентину стали бизнес-иммиграция, семейная, культурная и образовательная миграции.

Сейчас в Аргентине проживает несколько сотен тысяч граждан, по своему происхождению связанных с Россией. В основном это потомки иммигрантов периода 1880-1920-х годов, подавляющее большинство которых уже давно ассимилировалось и оставили от своего российского

3 Альварес К.Х. Интеграция русскоязычных иммигрантов в аргентинское общество: национальные особенности и глобальные тенденции. Дисс. канд. полит. наук. СПб., 2005. С. 202.

4 Там же. С. 193.

5 Там же. С. 197.

прошлого лишь русские фамилии6. Последующие волны русской иммиграции, особенно представители наиболее "идеологически стойкой", "белой" иммиграции сохранили свою русскую идентичность, прежде всего, благодаря воспитанию в русских традициях и деятельности Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ)7.

Вместе с тем духовная и культурная жизнь русской диаспоры первой и второй волн не ограничивалась деятельностью церкви. Как отмечает в своих воспоминаниях иммигрантка второй волны, родившаяся в Югославии, Т. Плищенко: "С появлением в Аргентине русских возникли здесь и разные русские объединения и организации. При всем том, что нам нужно было устраиваться в новой стране, с незнакомым языком, без всяких сбережений, находить работу, создавать себе и своим семьям жизнь на новом месте, русские не ушли в быт, а жили не только материальной, но и духовной жизнью"8. В Аргентине были образованы русские субботние школы, скаутские организации, союзы ветеранов, светские хоры, часто устраивались театральные постановки и даже балы. К сожалению, к настоящему времени из этого многообразия организаций и событий культурной жизни в связи с уходом основной части русской иммиграции первой и второй волн остались лишь немногие. Сохранились некоторые приходские субботние школы. Например, в пригороде Буэнос-Айреса "Вижа-Бажестер за церковью выстроено прекрасное школьное здание с большим актовым залом и сценой, на которой в конце учебного года ставятся спектакли. В этом же здании на верхнем этаже помещается большая библиотека, а также так называемая Кадетская комната, в которой размещен прекрасный музей русских и сербских военных реликвий"9.

6 См.: Путятова Э.Г. Российские эмигранты в Аргентине (конец XIX - начало XX в.) // Латинская Америка. 2005. № 7. С. 20-24.

7 Огромная роль Русской православной церкви в сохранении национальной идентичности русских иммигрантов - предмет для отдельного исследования. Однако отметим, что культурная и духовная жизнь русских иммигрантов в Аргентине, так же как и в других странах дальнего зарубежья, организована главным образом именно вокруг православных приходов. По данным на 2011 г., в Аргентине насчитывается 13 приходов РПЦЗ (два - в Буэнос-Айресе, семь -в провинции Буэнос-Айрес, два - в провинции Мисьонес, по одному - в провинциях Кордова и Неукен), для сравнения - столько же приходов действует во Франции (см.: http://directory.stinnocentpress.com/rindex.cgi).

8 Судьбы поколения 1920-1930-х годов в эмиграции: очерки и воспоминания. Ред.-сост. Л.С. Флам. М., 2006. С. 257.

9 Там же.

Важную роль в общественной жизни русской диаспоры играет газета "Наша страна", регулярно издающаяся в Буэнос-Айресе с 1948 г.10 Сохранение на протяжении уже более 60 лет четкой идеологической основы как "органа русской монархической мысли" позволило завоевать и сохранить авторитет в правых кругах русской диаспоры не только Аргентины, но и многих других стран, а после падения коммунистического режима и в самой России11.

Приступая к анализу основных социально-экономических черт российской диаспоры в Аргентине, необходимо разграничить понятия "российская" и "русская" диаспора. Эти термины рассматривают иммигрантов с двух точек зрения - гражданской (нативистской) и этнической. Говоря о "русской диаспоре" надо понимать, что к ней относятся не только люди, родившиеся в России, но и те этнические русские, которые родились во многих других странах, в том числе и в самой Аргентине12. Соответственно, "российская диаспора", определяемая по "праву почвы", включает в себя людей разных этнических групп, родившихся на территории современной России.

В данном исследовании мы рассмотрим основные социально-экономические показа

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком