научная статья по теме РОССИЙСКОЕ АВТОРСКОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТОВ АВТОРСКИХ ПРАВ НА РЫНКЕ КОНТЕНТА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «РОССИЙСКОЕ АВТОРСКОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТОВ АВТОРСКИХ ПРАВ НА РЫНКЕ КОНТЕНТА»

_Международное право

РОССИЙСКОЕ АВТОРСКОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТОВ АВТОРСКИХ ПРАВ НА РЫНКЕ КОНТЕНТА

СТРИЖОВ Александр Евгеньевич,

аспирант юридического факультета

Московского государственного университета технологий и управления (МГУТУ). E-mail: alexstrijov@mail.ru

Краткая аннотация: данная статья посвящена актуальным вопросам защиты субъектов авторского права и их интеллектуальной собственности на рынке электронного контента в России. Также автор анализирует международный опыт защиты субъектов авторского права на рынке электронного контента. Современное российское законодательство об авторском праве характеризуется высокой степенью проработанности и соответствия мировым тенденциям, но защита авторского права в Интернете не удовлетворяет стандартам.

This article is devoted to the actual question of Copyright subjects and their intellectual property protection on the market or electronic content in Russia. Also the author analyses the international experience of the Copyright subjects protection on the market or electronic content. The modern Russian Copyright Legislation is characterized as a very developed and corresponding to the general world tendencies, but the Copyright protection on the Internet is not satisfactory.

Ключевые слова: авторское право; интеллектуальная собственност; контент-рынок; Интернет.

The Copyright; Intellectual property; market of electronic content; Internet.

Последние десятилетия отмечены бурным ростом и развитием рынка контента в Российской Федерации. Под электронным контентом понимается совокупность литературных, музыкальных и иных произведений, научных трудов, художественных и научных текстов и статей, графических изображений, фотографий, архивных материалов, программных продуктов, хранящихся или передаваемых в цифровом виде. На данный момент наибольшим по объему реализации продукции является рынок мультимедийного контента, включающий продажу как продажу видеоматериалов и музыкальных композиций, так и радиотрансляцию треков. Как показала практика, в сети Интернет скачивается программное обеспечение (самый большой процент платных скачиваний), музыка, игры, пресса, книги и самая малая доля - видео, только получающее распространение в качестве платно скачиваемых данных.

Следует отметить, что особенностью российского цифрового рынка является высокая активность пиратов. В целом, доля пиратской продукции составляет более 95% и не поддается подсчету из-за отсутствия точных оценок объема данных, распространяемых через пиринговые сети.1

Отсутствие дефиниции контента в законодательстве об авторском праве (ч. 4 ГК РФ2) создает определенные сложности в судебной практике защиты авторских прав. Косвенно контент затронут в ст. 1259, где среди широкого открытого перечня объектов авторских прав указано на то, что авторские права распространяются на обнародованные и необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме (в виду публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной

1 Коноплицкий С. Рынок цифрового контента набирает обороты. 13 февраля 2009 г. // http://telnews.ru/serko/c108177/.

2 СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496.

форме), в форме изображения, в форме звуко-или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. При этом, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Важная особенность Интернета состоит в том, что он представляет собой способ взаимодействия, сочетающий средства массовой информации и персональной связи.1 Такое дуалистическое начало Интернета обусловило и серьезные проблемы использования авторских прав на произведения, помещенные на сайтах. Взаимодействие двух систем - авторского права и Интернета - не ограничивается простым пересечением их свойств. В данном случае Интернет является технологией, способной сыграть серьезную роль в развитии авторского права в дальнейшем.

При этом, возникают особые Интернет-отношения в результате воздействия норм международного, авторского и других отраслей права на создателей Интернет-ресурсов, пользователей Интернет-ресурсов и других субъектов. Как отмечает А.В. Иванов, Интернет-отношения зачастую носят волевой характер, поскольку в них выражается сознательная воля субъектов этих отношений, той или иной группы лиц, а также государства и общества в целом.2 В результате экстерриториальность глобальной компьютерной сети Интернет делает возможным практически неконтролируемый экспорт и импорт объектов интеллектуальной собственности, что наносит, вне сомнения, значительной экономический ущерб как владельцам исключительных прав, так и государству в целом.

Отсюда, как справедливо отмечает В.Б. Наумов, очевидна «необходимость международной унификации законодательства, разработки новых международных соглашений и преобразования уже имеющихся, а также внесения международно-признанных норм и принципов в национальные нормативные акты в целях их унификации»3. Такой основой, по боль-

1 Коростелева С.В. Личные неимущественные права авторов и особенность их реализации в Интернете: Дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. М., 2006. С. 78.

2 Иванов А.В. Интеллектуальная собственность в Интернете: Дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. М., 2006. С. 85.

3 Наумов В.Б. Право и Интернет. М., 2001.

шому счету, для унификации законодательства об исключительных правах стали договоры ВОИС 1996 г.

Источниками законодательной системы авторского права Российской Федерации являются как международные договоры РФ в области авторского права, так и договоры, заключенные бывшим СССР. В современный период Россия является участницей следующих международных договоров.4 Кроме того, Российская Федерация участвует в Договоре ВОИС по авторскому праву 1996 г., Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам, Соглашении о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности, Мадридском соглашении о международной регистрации знаков и ряде других.

Современное российское законодательство (особенно после вступление в силу ч. 4 ГК РФ) представляет собой вполне совершенную и качественную с юридической точки зрения нормативную базу для регламентации внутригосударственных правоотношений. Однако, с учетом дальнейшего развития информационных технологий, именно вопрос об адаптации авторского права РФ к новой цифровой среде (информационным технологиям, рынку контента) становится актуальным. В данной связи становится очевидным вопрос о гармонизации российского законодательства об авторском праве с международным. Введение в действие ч. 4 ГК РФ в достаточной мере сняло ряд проблем в данном направлении, но относительно обеспечения и защиты авторских прав рынка контента пока сделано недостаточно.

Для решения вопросов реализации и защиты авторских прав при электронной доставке произведений и объектов смежных прав по цифровым сетям, а также для поддержки этого направления развития торговли объекта-

4 Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (1886 г. с последующими изменениями и дополнениями); Всемирная Конвенция об авторском праве (в ред. от 24 июля 1971 г.); Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г.; Конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций; Брюссельской конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники от 21 мая 1974 г.; Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, подписанное 24 сентября 1993 г. странами-участницами СНГ; Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г.

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2010. № 6(66)

ми интеллектуальной собственности, необходимо наличие четырех важных факторов:

1) стабильное и отвечающее современным требованиям законодательство в области авторского права и смежных прав;

2) гарантии безопасности рынка контента, включающие возможность применения эффективных мер, обеспечивающих реализацию законодательных положений;

3) эффективная защита сделок, совершаемых в цифровой среде;

4) надежные механизмы реализации авторских и смежных прав и работоспособная система управления такими правами.1

Разработанные под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) международные документы - Договор ВОИС об авторском праве 1996 г.2 (ДАП) и Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г.3 (ДИФ) - хороший пример для подражания. Так называемые «Интернет-договоры» ВОИС (ДАП и ДИФ) обеспечивают, по существу, наличие достаточного объема прав при использовании произведений и фонограмм в цифровой среде. Центральными элементами правового регулирования при этом являются право на воспроизведение и право на доведение до всеобщего сведения.

Кроме того, в качестве необходимых для рынка цифрового контента правовых конструкций здесь рассматриваются обязательства относительно технологических мер защиты преобразованных в цифровую форму произведений и обязательства в отношении неприкосновенности информации об управлении правами.

Следует отметить такой важный момент: договоры ВОИС не содержат прямых указаний относительно обязанностей сервис-провайдеров, которые занимают важнейшее место в технологической цепочке при обеспечении доставки продуктов рынка цифрового контента до конечного потребителя. Но страны, подписавшие и ратифицировавшие эти договоры, могут выбрать любой подход при внесении

изменений в свое законодательство (например, Digital Millennium Copyright Act 1998 г в США4; Директива ЕС «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе» (май 2001) 5и Директива ЕС «Об электронной коммерции» (июнь 2000 Г.6).

Поэтому авторы, издатели, продюсеры и контент-провайдеры сайтов заинтересованы в надежном решении вопросов обеспечения легального копировании и распространения преобразованных в цифровую форму материалов. Для этого используются два основных способа: надежная идентификация произведений и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком