научная статья по теме РОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ИМПЕРИИ: 1898-1918. ПРИЧИНЫ, ЦЕЛИ, МЕТОДЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ИМПЕРИИ: 1898-1918. ПРИЧИНЫ, ЦЕЛИ, МЕТОДЫ»

© 2013 г.

В.В. С О ГРИН

РОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ИМПЕРИИ: 1898-1918. ПРИЧИНЫ, ЦЕЛИ, МЕТОДЫ

Цель данной статьи - анализ с современных исследовательских позиций узловых проблем становления североамериканской империи. Этот период автор, как и многие историки, признающие США империей, относит к 1898-1918 гг.

Зададимся вначале принципиальным вопросом: а можно ли именовать Соединенные Штаты империей? В этом вопросе согласие между исследователями, как отечественными, так и зарубежными, отсутствует. Причина в существенной мере заключена в различии трактовок понятия "империя".

Для данной статьи первостепенное значение имеют современные трактовки понятия. Приведем определения, которые не дают возможности назвать США империей. Российский экономист Е.Г. Ясин пишет: "Империя - это государство, в котором один народ (государствообразующий) устанавливает господство или доминирование над другим или другими народами, обычно с присоединением территории их расселения, и удерживает их под своей властью силой или угрозой силы"1. США под такое определение не подходят. Многие современные исследователи, в отличие от Е.Г. Ясина, полагают, что "государствообразующего народа" в империях вообще нет, поскольку, как пишет американский историк и этнолог Р. Суни, "право на власть в империи исходит от господствующего института, а не от согласия управляемых"2. Следуя данному определению, США также нельзя назвать империей. Большинство американских авторов разделяют именно то мнение, что империя может быть творением только авторитарного (деспотического, монархического и т.д.) или тоталитарного (правого или левого) режимов. "Отождествлять Соединенные Штаты с имперской властью, как это делали историки-ревизионисты, - высказывает мнение большинства А. Перлмуттер, - ошибочно. Америка утверждала свое влияние с помощью современных инновационных идей, технологических достижений, развития рынков, создания и распространения общества потребления, нежели с помощью господства над народами... Империализм, очевидно, являлся фундаментальной принадлежностью коммунистической и нацистской политических систем"3. Американский леворадикальный политолог М. Паренти констатирует ситуацию в США: «Студенты факультетов политических наук большинства университетов этой страны не получат возможность проводить исследования проблем американского империализма по причине того, что сам "империализм" не является предметом академического образования. В самих США людей, рассуждающих об американском империализме, считают напыщенными идеологическими болтунами»4.

Согрин Владимир Викторович - доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН.

1 Ясин Е.Г. Фантомные боли ушедшей империи. - После империи. М., 2007, с. 7.

2 Суни Р. Империя как она есть: имперский период в истории России. - Национальная идентичность и теория империи. М., 2007, с. 39-40.

3 Perlmutter A. Making the World Safe for Democracy: A Century of Willsonianism and It's Totalitarian Challengers. Chapel Hill, 1997, р. X-XI.

4 Паренти М. Власть над миром. Истинные цели американского империализма. М., 2006, с. 13.

Из приведенного выше суждения Перлмуттера всё же явствует, что в Америке есть исследователи, которые считают свою страну империей. Принадлежащие к ним историки внешней политики США известны как ревизионисты. Они заявили о себе во весь голос еще в 1960-е годы, а впоследствии некоторые занимали профессорские должности в престижных университетах, издавали не только фундаментальные монографии, но и учебники5, которые свободно изучались поколениями студентов. При этом среди ревизионистов есть те, кто считает американскую внешнюю политику имперской изначально, приводя в качестве примеров экспроприацию территорий у индейских племен, присоединение к США Луизианы и Флориды (принадлежали до того Франции и Испании), отторжение у Мексики в 1846-1848 гг. Техаса, Нью-Мехико и Калифорнии. Эта континентальная империя стала колониальной, когда у Испании на рубеже XIX-XX вв. были отняты Пуэрто-Рико и Филиппины, а также аннексировано королевство Гавайи. Но большинство ревизионистов делает особый акцент на нетрадиционном характере американской империи, означавшем фактически утверждение экономического и политического преобладания в той или иной стране или группе стран без прямого захвата территории и непосредственного политического управления.

Эта нетрадиционная форма империализма выкристаллизовалась на рубеже XIX-XX вв., когда США, наконец-то, поднялись до статуса великой державы и попытались потеснить старые великие державы в их сферах влияния не с помощью военной силы (ее тогда у Соединенных Штатов хватало только для побед над Испанией, которая уже давно перестала быть великой державой), а иными способами. Одним из главных среди них оказался экономический либерализм, бывший издавна важнейшей американской цивилизационной ценностью, которую США предложили миру в качестве ценности универсальной. Их девизом было утверждение в мире свободы рынков, или "открытых дверей", как тогда говорили американские политики и дипломаты. Ведущий американский историк-ревизионист В.Э. Вильямс целенаправленно и глубоко обосновывал идею, согласно которой за либеральной доктриной скрывались мощь и амбиции американских корпораций6. Так на рубеже XIX-XX вв. США стали превращаться в империю, но не традиционного типа, к каковому относились, например, Британская, Французская или Османская империи.

Не искажает ли нетрадиционный характер американской империи семантической и исторической "чистоты" этого понятия? На мой взгляд, нет, поскольку империя и в свой родовой - древнеримский - период приобретала разные смыслы, в том числе такой, который по признакам близок к американской империи XX-XXI вв. Как пишет известный современный исследователь Pax Romana, "его нельзя рассматривать только как жажду приобретения новых территорий и новых богатств". Римская империя превращалась в многозначное и противоречивое явление, при этом на первый план всё более явственно выходило «ее главное стремление - перестать быть государством со строгими границами и превратить свои владения в "мир", в расширяющуюся сферу политической и цивилизационной экспансии»7.

Представляется, что многозначность и противоречивость древнеримской империи имеет немало сходства с неоднозначностью и противоречивостью американской империи. У Pax Romana и Pax Americana есть не только серьезные отличия (основное - невключение американской империей экономических, политических и культур-но-цивилизационных территорий своего влияния в собственную государственность),

5 Gardner L.S., LaFeber W.F., McCormick T.J. Creation of the American Empire: US. Diplomatic History. Chicago, 1973; LaFeber W. The American Age. United States Foreign Policy at Home and Abroad. 1750 to the Present. New York - London, 1994.

6 Williams W.A. America and the Middle East. Open Door Imperialism or Enlightened Leadership? New York, 1958; idem. The Tragedy of American Diplomacy. Cleveland, 1959; idem. The Roots of the Modern American Empire. A Study of the Growth and Shaping of a Social Consciousness in a Marketing Society. New York, 1969.

7 Уколова В.И. Империя: исторический опыт Рима. - Вестник МГИМО, 2008, № 2, с. 5, 10.

но и принципиальное сущностное сходство. У Америки то же главное стремление, что и у Римской империи, - создать "мир" своего экономического, политического и куль-турно-цивилизационного влияния и господства. И в этом главном стремлении она превзошла не только Древний Рим, но и все иные империи прошлого.

Отношение американцев к понятию "империя" в разные периоды было неодинаковым, то положительным, то отрицательным. В период образования США у американцев не было того негативного отношения к понятию империя, которое возникло позднее. Американские отцы-основатели мечтали, что Америка станет империей, но особенной, радикально отличающейся от европейских монархий и деспотий. Т. Джеф-ферсон, рассуждая в духе идей Просвещения, мечтал о создании и распространении его родиной "империи разума" - особого, неизвестного истории универсума, обустроенного в соответствии с принципами Вольтера, Монтескьё и Руссо. Вплоть до начала ХХ в. понятие "империя" применительно к собственной стране воспринималось многими американцами в положительном джефферсоновском смысле8. А негативный смысл оно приобрело после Первой мировой войны, но особенно в период борьбы с германским "третьим рейхом".

Казалось бы, признание либерально-демократических Соединенных Штатов империей останется уделом узкой группы историков-ревизионистов и политических "меньшинств" типа "новых левых", "зеленых", "анти" и "альтер глобалистов". Так оно и было до последнего десятилетия ХХ в. Но после краха СССР и окончания "холодной войны" ситуация изменилась. Вышедшие на рубеже XX-XXI вв. на ведущую идеологическую и политическую позицию американские неоконсерваторы объявили, что Соединенные Штаты являются не только единственной сверхдержавой, но и империей, и этим статусом они должны гордиться. Главный аргумент: американский имперский универсум -Pax Americana, в отличие от всех прежних империй, основывается на ценностях демократии9. Не будем отказывать Америке в праве именоваться империей и мы. Но наше отношение к этому ее статусу принципиально отлично.

Среди главных первоисточников американской империи представляется возможным назвать органический мессианизм американцев, архетип которого заметен уже в самооценках и мышлении отцов-пилигримов первой половины XVII в.10 В качестве архетипа имперского мессианизма выступило убеждение переселенческих протестантских общин о своей избранности и миссии для обустройства идеального христианского "Града на холме". В следующем столетии восприятие Америки в качестве земли обетованной дополняется представлением о ней как о "новой империи", отличающейся от прежних своим уникальным демократизмом. Эта концепция была воспринята отцами-основателями, включая Дж. Вашингтона. Уверовав в исключительность своей страны и ее избранность для высокой мировой миссии, американцы,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком