научная статья по теме РОЖДЕНИЕ ГЕРОЯ: ОБРАЗЫ ПЕЛАЙО И СИДА В ИСПАНСКИХ ХРОНИКАХ ДО XIII ВЕКА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РОЖДЕНИЕ ГЕРОЯ: ОБРАЗЫ ПЕЛАЙО И СИДА В ИСПАНСКИХ ХРОНИКАХ ДО XIII ВЕКА»

УДК 82-94(460)"11"

Г.А. Попова

РОЖДЕНИЕ ГЕРОЯ: ОБРАЗЫ ПЕЛАЙО И СИДА В ИСПАНСКИХ ХРОНИКАХ ДО XIII ВЕКА

В статье исследуется ранний этап формирования двух историографических традиций, повествующих о жизни и деяниях первого правителя Астурийского королевства Пелайо и Родриго Диаса де Вивар, известного также как Сид Кампеадор, рыцаря, героя «Песни о моем Сиде». Анализ сведений хроник IX-XII вв. и некоторых других текстов позволяет выявить первоначальную версию рассказа о каждом из героев, которая возникает спустя несколько десятилетий после их смерти. Традиция, связанная с Пелайо, сложилась в раннее Средневековье и не развивалась до конца XV в. Сведения о Родриго Диасе де Вивар, приводившиеся в текстах XII в., напротив, претерпели значительную трансформацию в XIII-XV вв.

Ключевые слова: испанские хроники XII в., Пелайо, Сид Кампеадор, историческая память.

Рассказы о предках, о подвигах героев прошлого - один из универсальных сюжетов в исторических текстах. И хотя традиция в их изложении нередко представляется довольно статичной, как правило, это не так. В развитии этой традиции можно обнаружить переломные моменты. Изменения, происходящие в образе героев, образуют своего рода слои информации, где каждый последующий, если не скрывает полностью, то существенно трансформирует предыдущий. Задача данного текста - показать основания традиции в описании двух исторических персонажей, образы которых чрезвычайно важны для испанской национальной истории - Пелайо, первого правителя Астурийского королевства, и Родриго Диаса де Вивар, известного также как Сид Кампеадор, рыцаря, героя самого знаменитого средневекового эпоса Испании «Песнь о моем Сиде» (Cantar de Mio Cid).

ПЕЛАЙО - ПОБЕДИТЕЛЬ МУСУЛЬМАН И ОСНОВАТЕЛЬ КОРОЛЕВСТВА

Сведения о жизни и деяниях первого известного нам по хроникам правителя королевства Астурия по имени Пелайо (Pelagius) крайне скудны. В латинских текстах, близких по времени создания к годам его правления, нет ни одного упоминания ни о нем,

ни о его королевстве1. Впервые имя Пелайо как победителя мусульман и спасителя христиан встречается в грамоте, в которой фиксируется дарение 812 г. короля Астурии Альфонсо II Благочестивого (791-842) в пользу церкви Сан Сальвадор в Овьедо. Этот документ дошел до нас в виде картулярной копии в составе «Liber Testamentorum», кодекса XII в.; в настоящее время сомнений в его подлинности не высказывается. В преамбуле мы находим следующий пассаж: «От какового бедствия Христос, твоя правая рука, избавил твоего слугу Пелайо. Он, возвысившись до власти правителя, победоносно сражаясь, врагов поразил и народ асту-ров и христиан, выйдя победителем, защитил»2.

В правление того же Альфонсо II, по мнению большинства специалистов по ранней испанской хронистике, возникла первая версия «Перечня овьедских королей» (Laterculus regum ovetensium) как продолжение «Перечня вестготских королей» (Laterculus regum visigothorum)3. «Перечень овьедских королей» известен нам в составе нескольких хроник, созданных в Галисии и Португалии в первой половине XII в.4 Он представляет собой список имен королей Астурии с указанием продолжительности их правления, и первым стоит имя Пелайо5. «Перечень овьедских королей» был использован при составлении обновленного списка правителей в первой четверти Х в., когда появился текст, известный в историографии как «Nomina regum catolicorum legionensium». Он также открывается именем Пелайо, о котором сказано следующее: «Пелайо, сын Бермудо, племянник Родриго, толедского короля,

1 К таким текстам можно отнести «Мосарабскую хронику», написанную в середине VIII в.

2 «Ex qua peste tua dexteera Christe famulum tuum eruisti Pelagium; qui in principis sublimatus potential victorialiter dimicans hostes percusit et christianorum asturumque gentem victor sublimando defendit» (Floriano Cumbreño A.C. Diplomática española del periodo astur (718-910). Oviedo, 1949. Doc. 24).

3 В русскоязычной литературе обычно именуется «Хроника вестготских королей»; под таким названием этот текст был опубликован К. Цеймером вместе с законами вестготских королей (Leges Visigothorum antiquiores // MGH. Fontes Iuris Germanici antique. Hannoverae et Lipsiae, 1894. Vol. 5. P. 314-316). Подробнее об изучении древнейших списков правителей, известных на Пиренейском полуострове см.: Huete Fudio M. Fuentes menores para el estudio de la historiografía latina de la Alta Edad Media hispánica (siglos VII-X) // Medievalismo: Boletín de la Sociedad Española de los Estudios Medievales. 1994. N 4. P. 5-26.

4 Barrau-Dihigo L. Recherches sur l'histoire politique du royaume astorien (718910) // Revue Hispanique. 1921. Vol. LII. P. 27-31.

5 «Pelagius regnavit annis XVIII» (España sagrada. Teatro geográfico-histórico de la Iglesia de España. Madrid, 1767. T. XXIII. P. 315).

принял правление в год эры 756 (718 Р. Х. - Г.П.) и правил восемнадцать лет, девять месяцев, девятнадцать дней. Он первым пришел в горы, в пещеру Аусевы»6. Нельзя исключать, что сведения о принадлежности Пелайо к вестготскому королевскому роду, а также о его пребывании в пещере на горе Аусева, которая больше известна как Ковадонга, были уже в тексте «Списка овьедских королей», но по неясной причине не попали в ту его версию, которая нам доступна по португало-галисийским хроникам XII в.

Таким образом, когда в Астурийском королевстве в годы правления Альфонсо II были предприняты первые попытки зафиксировать сведения об истории королевства и династии, то точкой отсчета стало правление Пелайо, ознаменовавшееся победой над мусульманами в сражении в горах (битва при Ковадонге, 718 или, возможно, 721 г.). Начало письменной традиции отстоит от описываемых событий на столетие, и это, безусловно, сказалось на характере информации. В настоящий момент мы можем лишь констатировать факт зарождения местного историописания и установить его приблизительную датировку, а также признать, что зафиксированные тогда события действительно происходили. Большая часть подробностей об этих событиях появилась в более поздних хрониках, написанных в конце IX - начале Х в., древнейшие сохранившиеся их копии входят в состав кодексов последней четверти X в. И именно информация из этих текстов лежит в основе всех последующих, включая современные, интерпретаций истории Пелайо, его победы при Ковадонге и правления в Астурийском королевстве.

Речь идет об «Альбельдской хронике» и «Хронике Альфонсо III», известной в двух версиях - Родской и Себастьяновой. Это первые исторические сочинения, появившиеся на землях, которые с начала VIII в. были подвластны христианам7. Они были составлены в правление Альфонсо III Великого (866-910) одновременно с другим историческим текстом, известным как «Пророческая хроника». Именно с этим временем связывают утверждение так

6 «Pelagius filius Ueremundi nepus Ruderici regis Tutelani accepit regnum era DCCLVI et regnavit annis XVIII, menses VIIII, dies XVIIII. Ipse primus ingressus est in asperibus montibus sub rupe et antrum de Aguseba» (Crónicas asturianas / Ed. por J. Gil Fernández, J.L. Moralejo. Oviedo, 1985. P. 172).

7 Подробнее о составе и композиции хроник, а также о соотношении редакций см.: Попова Г.А. Почему битва при Ковадонге стала легендарной? // Ретроспективная информация источников: Образы и реальность / под ред. О.И. Тогоевой, И.Н. Данилевского. М., 2013. С. 167-178; Изд.: Prelog J. Die Chronik Alfons III: Untersuchungen und kritische Еdition der vier Redaktionen. Frankfurt, 1980; Crónicas asturianas.

называемой концепции «неоготицизма»8, в соответствии с которой короли Астурии считались преемниками и полноправными наследниками вестготских монархов, поверженных в наказание за грехи. Представители обновленной династии были избраны для того, чтобы избавить христиан от гнета иноверцев и восстановить христианскую веру по всей Испании. Во всех перечисленных хрониках эти идеи в той или иной форме находят свое последовательное отражение, оказывая влияние также и на изложение истории Пелайо.

Комплекс текстов, именуемый в историографии «Альбельд-ской хроникой»9, включает географические описания, списки правителей, епископов, городов Испании, которые следуют один за другим с заголовками, начинающимися со слова «Item». В этом собрании о Пелайо говорится в трех разных частях. Первый раз в «Перечне вестготских королей»10, затем в «Nomina regum catolicorum legionensium» и, наконец, в той части, которая озаглавлена «Item ordo gotorum obetensium regum». Здесь сообщается, что Пелайо, первый правитель Астурии, был изгнан из Толедо при короле Витице; после прихода сарацин он первый поднял восстание против наместника Моннусы, обосновавшегося в Хихоне, а затем победил мусульманское войско под предводительством Алькамы, который погиб, убил Моннусу и взял в плен епископа Оппу. Мусульмане, сумевшие избежать смерти, оказались погребены под обрушившейся на них горой11. Повествование сопровождается двумя ремарками следующего содержания: «И так с того времени была возвращена свобода христианскому народу» и «Возникло по божественному провидению королевство астуров»12. Сообщается кроме того, что резиденция Пелайо находилась в Кангас де Онис, и правил он восемнадцать лет. Несмотря на неполную

8 Torrente Fernández I. Goticismo astur e Ideologia política // La época de la Monarquía Asturiana: Actas del Simposio celebrado en Covadonga (8-10 de octubre de 2001). Oviedo, 2002. P. 295-315.

9 В рукописи озаглавлен «Liber cronice».

10 В Альбельдской хронике он озаглавлен «Ordo gentis gotorum». «Et dum Idem Uittizza regnum patris accepit, Pelagium filium Fafilanis, qui postea Sarracenis cum Astures reuellauit, ob causam patris quam prediximus, ab hurbe regia expulit» (Crónicas asturianas. P. 171).

11 «Tune etiam qui remanserunt gladio de Ipsa oste Sarracenorum in Libana monte ruente Iudicio Dei opprimuntur et Astororum regnum diuina prouidentia exoritur» (Crónicas asturianas. P. 173).

12 «Sicque ex tune reddita est libertas populo Xpiano. (...) Astororum regnum diuina prouidentia exoritur» (Crónicas asturianas. P. 173).

согласованность сведений в разных час

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком