научная статья по теме РУКОПИСИ ВИЗАНТИЙСКОЙ БИБЛИОТЕКИ МОНАСТЫРЯ НА ГАЛИСИЙСКОЙ ГОРЕ ИЗ СОБРАНИЯ ГИМ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РУКОПИСИ ВИЗАНТИЙСКОЙ БИБЛИОТЕКИ МОНАСТЫРЯ НА ГАЛИСИЙСКОЙ ГОРЕ ИЗ СОБРАНИЯ ГИМ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ)»

АРХИВНЫЕ НАХОДКИ

УДК 94(495).02/.05

М.А. Курышева

РУКОПИСИ ВИЗАНТИЙСКОЙ БИБЛИОТЕКИ МОНАСТЫРЯ НА ГАЛИСИЙСКОЙ ГОРЕ ИЗ СОБРАНИЯ ГИМ (Предварительные наблюдения)

В статье суммированы результаты исследования двух греческих манускриптов первой половины X в. (Син. греч. 252 (Влад. 122)) и XI в. (Син. греч. 157 (Влад. 372)), находящихся в собрании Государственного Исторического музея в Москве. Рукописи относятся к периоду основания и расцвета монастырей Галисийской горы близ Эфеса. Впервые после идентификации состава трех византийских монастырских библиотек Б.Л. Фонкичем (Лавра св. Афанасия, Ивер, Ватопед) получены данные о принадлежности этих двух кодексов к библиотеке Галисийского монастыря. Память об их происхождении «из книг» монастыря Галисиу бережно хранилась и передавалась даже тогда, когда этот монастырский центр был разорен турецкими войсками в начале XIV в.

Ключевые слова: греческие рукописи, палеографический и кодикологический анализ, маргиналии, Синодальное собрание ГИМ, Галисийский монастырь, византийская монастырская библиотека.

Различные социокультурные аспекты библиотечного дела и принципы организации книгохранилищ в Средние века - достаточно популярная в историографии тема. В традиционной истории византийских библиотек доминируют общие рассуждения разной степени подробности и достоверности, основанные только на подборках прямых свидетельств источников1. Качест-

1 См., например: Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. М., 1973; Hunger H. Schreiben und Lesen in Byzanz. Die Byzantinische Buchkultur. München, 1989; Маркова Т.Б. Библиотека в истории культуры. СПб., 2008. С. 155-169. Ср. аналогичный историографический обзор возможностей изучения латинских библиотек: Сидоров А.И. Каролингские библиотеки: к вопросу о книжной культуре у франков // Люди и тексты. Исторический источник в социальном измерении: Сб. науч. ст. М., 2011. С. 110-139.

венным ориентиром для аналитико-исторической реконструкции практик библиотечного дела в Византии остается статья Най-джела Вильсона2. Но современный уровень исследований предполагает непосредственное изучение самих кодексов на предмет выявления реальных «следов» библиотечного дела, что позволяет восстанавливать состав не известных по источникам средневековых книгохранилищ. На материале средневековых греческих кодексов восстановление состава трех афонских библиотек провел Б.Л. Фонкич (библиотеки Лавры св. Афанасия3, Ивирского монастыря4, Ватопедского монастыря5). Еще в 1976 г. он совершенно справедливо писал, что «вопросы истории рукописной книги должны решаться прежде всего с помощью самих книг»6. Это в полной мере относится и к вопросам истории библиотечного дела.

История и реконструкция византийских монастырских библиотек и скрипториев всегда связана со специфическими трудно-стями7. Соотнести даже хорошо изученную, но недатированную

2 Wilson N. The Libraries of the Byzantine World (1967) // Griechische Kodikologie und Textüberlieferung / Hrsg. von D. Harlfinger. Darmstadt, 1980. S. 276-309.

3 Фонкич Б.Л. Библиотека Лавры св. Афанасия на Афоне в X-XIII вв. // Палестинский сборник. Л., 1967. Вып. 17 (80). С. 167-175; Он же. Вопросы книжного дела в Византии 1071-1261 гг. // XVe Congrès International d'Études Byzantines. Rapports et Co-Rapports. II. Langue, littérature, philologie. 3: Les conditions matérielles, sociales et économiques de la production culturelle à Byzance. Athènes, 1976. P. 3-22. Яркой и неоспоримой демонстрацией эффективности методов палеографии и кодикологии стала реконструкция схемы расстановки книг «на полках» библиотеки Лавры св. Афанасия, которую сумел осуществить Б.Л. Фонкич.

4 Фонкич Б.Л. Переводческая деятельность Евфимия Святогорца и библиотека Иверского монастыря на Афоне в начале XI в. // Палестинский сборник. Л., 1969. Вып. 19 (82). С. 165-170; Он же. Материалы для истории греческих средневековых библиотек: Библиотека Иверского монастыря на Афоне в конце XV - начале XVI в. (I) // Палестинский сборник. Л., 1971. Вып. 23 (86). С. 2627 (упоминая Ивирский монастырь в своей работе, мы придерживаемся принятой сейчас специалистами правильной, с точки зрения новогреческого языка, формы написания названия этого монастыря).

5 Fonkitch B. La production des livres grecs et les bibliothèques de l'Athos aux Xe-XVIIIe siècles. Quelques résultats et perspectives de la recherche // Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. 1995-1996. Vol. XLIX/L. P. 35-61.

6 Фонкич Б.Л. Вопросы книжного дела в Византии 1071-1261 гг. P. 4.

7 Фонкич Б.Л. Византийские скриптории (некоторые итоги и перспективы исследования) // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 1981. Bd. 31. S. 426429; Fonkic B.L. Scriptoria bizantini. Resultati e prospettive della ricerca // Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici. 1980-1982. T. 17-19 (XXVII-XXIX). P. 73-118. Tav. 1-27.

и нелокализованную рукопись с точным местом ее написания и бытования до сих пор остается сложной задачей. Определяется это разрозненностью идентифицируемого материала - греческих рукописей, находящихся сейчас в многочисленных рукописных собраниях. Этот процесс выявления и реконструкции исторического пути рукописи требует объединения результатов исследования нескольких дисциплин, включая, помимо палеографии и кодикологии, историю искусства и текстологию8, а также учета исторического контекста, насколько он понятен нам по источникам.

Рукописи библиотеки известного средневекового монастырского центра той ГаАпшои были впервые выявлены и перечислены в статье Ф. Алькена9. Ученого привлекла редкая помета, обнаруженная им на полях одного из древних кодексов X-XI вв. в собрании манускриптов Biblioteca Malatestiana в Чезене: «f ВфХод Lepa т^д цоу^д ГаХ^оши» - запись, позволившая ему выявить рукописи этой монастырской библиотеки в других собраниях.

Монастыри Галисийской горы близ Эфеса известны начиная с первой половины XI в.10, основание их связано с именем святого столпника преподобного Лазаря Галисийского (память 7 ноября,

8 Историки, далекие от реальной практики изучения рукописей, особые надежды возлагают на так называемые «недеструктивные» методы анализа кодексов, заключающиеся по сути в использовании разнообразных естественнонаучных методов при изучении рукописной книги. В действительности научно-технологические исследования с применением физико-химических и фото-оптических методов проводятся учеными в исключительных случаях при разброшюровке рукописи, т.е. при ее реставрации. Лучшие образцы подобного рода исследований см., например: Мокрецова И.П., Наумова М.М., Киреева В.Н., Добрынина Э.Н., Фонкич Б.Л. Материалы и техника византийской рукописной книги / Отв. ред. Б.Л. Фонкич. М., 2003. С. 14-193. Такие исследования позволяют делать некоторые выводы о методах работы греческих изготовителей книги, но в целом не дают ответа на главный вопрос об определении датировки и локализации рукописи.

9 Halkin F. Manuscrits Galésiotes // Scriptorium. 1961. T. 15. P. 221-227.

10 Talbot A.-M. Galesios, Mount // The Oxford Dictionary of Byzantium. N.Y.; Oxford, 1991. P. 817. Об истории монастырского центра на Галисийской горе, образованного вокруг трех основных монастырей с 40 монахами, см. исчерпывающую статью в кн.: Janin R. Les églises et les monastères des grands centres byzantins. VIII: Galésion. P., 1975. P. 241-250. Современный уровень изучения проблемы отражен в публ.: GreenfieldR. Shaky Foundations: Opposition, Conflict and Subterfuge in the Creation of the Holy Mountain of Galesion // Heilige Berge und Wüsten. Byzanz und sein Umfeld. Referate auf dem 21. Internationalen Kongress für Byzantinistik London, 21.-26. August 2006 / Hrsg. P. Soustal. Wien, 2009. S. 25-39.

ум. в 1053 г.). Монастырская библиотека появилась там, по-видимому, с приходом первых насельников. Этот монастырский центр пережил периоды расцвета и упадка и, вероятнее всего, был разорен турками в начале XIV в., во время взятия Эфеса в 1304-1308 гг.11.

К периоду создания и расцвета монастырей Галисийской горы относятся самые ранние свидетельства существования библиотеки и деятельности монастырского скриптория - два греческих манускрипта, находящихся ныне в собрании Государственного Исторического музея в Москве12. Обе рукописи были привезены в Москву Арсением Сухановым в 1655 г. из монастырей Афона: Пандократора и Ивира.

Первая рукопись - Син. греч. 252 (Влад. 122), по содержанию13 - Аскетикон Василия Великого и другие статьи14. На основе

11 В первый раз Эфес был взят турками в 1304 г. См.: Lemerle P. L'emirat Aydin. P., 1957. P. 20 (N 4), 28-30. Однако еще с 80-х годов XIII в. там была нестабильная ситуация, связанная с турецкими захватами. См.: Коробейников Д.А. Византия и государство Ильханов в XIII - начале XIV в.: система внешней политики империи // Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики: Сб. ст. / Отв. ред. Г.Г. Литаврин. СПб., 1999. С. 460. Подробно об истории завоевания турками района Смирны и окрестностей с уточненными датировками источников см.: Ahrweiler H. L'histoire et la géographie de la région de Smyrne entre les deux occupations turques (1081-1317) // Travaux et Mémoires. P., 1975. Vol. 1. P. 151-154.

12 Ф. Алькен упоминает их под номером 3 и 4 своего списка из шестнадцати известных манускриптов, написанных позднее и принадлежавших некогда монастырям на Галисийской горе (Halkin F. Manuscrits Galésiotes... P. 222-223), в противоположность десяти другим, написанным галисиотами в последующее время (Ibid. P. 225-227).

13 В Каталоге Московского Синодального собрания архимандрита Владимира (Владимир, архим. Систематическое описание рукописей Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки: Ч. 1: Рукописи греческие. М., 1894) дается полная роспись содержания обеих рукописей (см. далее). Обе рукописи по содержанию относятся к кодексам так называемого «тривиального» содержания, поэтому мы считаем избыточной информацию об идентификации подобных, исключительно широко распространенных в Византии, текстов.

14 Описание рукописи см.: Владимир, архим. Систематическое описание рукописей Московской Синодаль

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком