научная статья по теме РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В САН-ФРАНЦИСКО: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО АРХИВА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В САН-ФРАНЦИСКО: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО АРХИВА»

3 Русский корпус на Балканах во время II Великой войны (1941-1945). СПб., 1999. С. 30.

4 Голдин В.И. Роковой выбор. С. 216.

5 Там же.

6 Там же.

7 Русский корпус на Балканах во время II Великой войны (1941-1945), Нью-Йорк, 1963. С. 37-38.

8 Русский корпус на Балканах во время II Великой войны (1941-1945). СПб., 1999. С. 49.

9 Дробязко СИ. Вторая мировая война 1939-1945. Русская освободительная армия. М, 2000. С. 12.

10 ГА РФ, ф. 5796, оп. 1, д. 58. л. 45.

11 Там же, д. 53, л. 19.

12 Русский корпус на Балканах во время II Великой войны (1941-1945). Нью-Йорк, 1963. С. 38.

13 Александров К. Русские солдаты вермахта. М., 2005. С. 374.

14 Голдин В.И. Армия в изгнании. Страницы истории русского Общевоинского союза. Архангельск; Мурманск, 2002. С. 242.

15 ГА РФ, ф. 5853, оп. 1. д. 70, л. 115.

16 Там же.

17 Маевский Вл. Русские в Югославии. Т. 2. Нью-Йорк, 1966. С. 285.

18 Там же. С. 287, 293.

19 История Югославии. Т. 2. М., 1963. С. 202.

20 Лехович Д.В. Деникин. Жизнь русского офицера. М., 1992. С. 761.

21 ГА РФ, ф. 5759, оп. 1, д. 53, л. 17.

22 Там же, ф. 6461, оп. 2, д. 18, л. 291.

23 Дробязко С.И. Вторая мировая война 1939-1945. С. 13.

24 ГА РФ, ф. 5796, оп. 1, д. 9, л. 77.

25 Дробязко С.И. Под знаменами врага. Антисоветские формирования в составе германских вооруженных сил. 1941-1945. М., 2004. С. 92.

26 Немецкие операции против партизан на Балканах, http://militera.lib.ru

27 Козлитин С. Русская и украинская эмиграция в Югославии. Харьков, 1996. С. 387; Кривошеева Е.Г. Российская эмиграция и Вторая мировая война. М., 1996. С. 99; Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. М., 1994.

28 Русские без Отечества. М., 2000. С. 154.

29 Русский корпус на Балканах во время II Великой войны (1941-1945). СПб., 1999. С. 53.

30 Там же. С. 57.

31 Там же. С. 67.

32 Дробязко С.И. Под знаменами врага. С. 93.

33 Александров К.М. Против Сталина. СПб., 2003. С. 213.

34 РГВА, ф. 32900, оп. 1, д. 218, л. 7.

35 Русские без Отечества. С. 151-156; Русский корпус на Балканах во время II Великой войны (19411945). Нью-Йорк, 1963. С. 381; Окороков А.В. Антисоветские воинские формирования в годы Второй мировой войны. М., 2001. С. 53; Цурганов Ю.С. Неудавшийся реванш. М., 2001. С. 213; Козлитин С. Русская и украинская эмиграция в Югославии. С. 388-390; Вестник РОВС. 2002. № 5. С. 9.

36 ГА РФ, ф. 5796, оп. 1, д. 26, л. 224.

37 Русский корпус на Балканах во время II Великой войны (1941-1945). СПб., 1999. С. 34, 359; Козлитин С. Указ. соч. С. 388-390; Дробязко С.И. Вторая мировая война 1939-1945. Восточные добровольцы в вермахте, полиции и СС. М., 2000. С. 14.

© 2008 г. М. К. МЕНЯЙЛЕНКО*

РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В САН-ФРАНЦИСКО: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО АРХИВА

До революции в Сан-Франциско существовала лишь небольшая русская колония. Российское императорское генеральное консульство империи было учреждено здесь в 1851 г.1, вскоре после начала в Калифорнии «золотой лихорадки», в десятки раз умножившей население этого удобного Тихоокеанского порта. Первая православная цер-

* Меняйленко Маргарита Кветославовна, член правления Музея русской культуры в Сан-Франциско (США).

ковь в городе была освящена в 1867 г. Основанная русскими миссионерами на Аляске, православная епархия окормляла в Сан-Франциско преимущественно православных сербов, арабо-сирийцев, греков, русинов; русские составляли незначительную часть прихожан2. В 1872 г., вскоре после продажи Русской Америки, из Ситки (Аляска) в Сан-Франциско была перенесена архиерейская кафедра, и город на 33 года стал православным центром всего Североамериканского континента3. Единственный в городе православный Свято-Троицкий собор сгорел во время пожара, вызванного разрушительным землетрясением 1906 г., но уже в 1909 г. был вновь возведен на новом месте на средства русского правительства.

Русское население Сан-Франциско стало быстро расти после поражения Белого движения в Сибири. Уже в 1923 г. архиепископ Феофил (Пашковский) отмечает, что приход в Сан-Франциско стал преимущественно русским4. Русские прибывали в Сан-Франциско через Китай, Японию и Филиппины.

В Китае вдоль линии КВЖД, включая город Харбин, проживало более сотни тысяч русских, однако, опасаясь захвата полосы отчуждения КВЖД «красными», часть русских беженцев постаралась сразу же перебраться из Китая на западное побережье США5. Первые эмигранты могли въехать без виз - достаточно было иметь 50 долл. наличными. С введением США в 1921 г. квот на въезд иммигрантов различных национальностей возникли очереди на получение визы. При этом американское правительство охотно выдавало визы русской молодежи для учебы в университетах США. Начиная с 1921 г., дважды в год осуществлялся отъезд русских студентов на западное побережье США. Поддержку в переезде оказывало бывшее русское консульство, созданный в 1923 г. Харбинский комитет помощи русским беженцам6 и Харбинский филиал молодежной христианской организации YMCA (Young Men's Christian Assosiation).

В крупнейший порт Японии Иокогаму также прибыло несколько тысяч участников Белого движения. Японское правительство в феврале 1920 г. приняло ограничительные меры, чтобы не допустить наплыва русских беженцев как в Японию, так и Корею, находившуюся под японским протекторатом. Тем временем в октябре 1922 г. после падения Приамурского правительства вторая волна русских прибыла из Приморья в Иокогаму. Большинство из них, не получив разрешения сойти на берег, вынуждены были сразу пересесть на корабли до западного побережья США. После крупнейшего землетрясения, произошедшего 1 сентября 1923 г. в Иокогаме и Токио, японское правительство стало принуждать иностранцев к отъезду. На средства прежде всего американского правительства были арендованы океанские суда для вывоза из Японии иностранных граждан, в том числе русских8.

На Филиппинах оказалась Сибирская флотилия во главе с контр-адмиралом Г.К. Старком, последняя действовавшая флотская организация Российской империи, вышедшая из Приморья. В 1922 г. Китай, опасаясь наплыва беженцев, вслед за Японией ввел запретительные меры на допуск русских. Поэтому после остановок в портах Гензан (Северная Корея) и Шанхай (Китай) флотилия вынуждена была взять курс на Манилу (Филиппины) - ближайший порт, находившийся в американской юрисдикции. При содействии здешнего генерал-губернатора Л. Вуда американское морское командование предоставило прибывшим русским помещение, а председатель манильского отдела американского Красного Креста гарантировал обеспечение русских продовольствием на 4 месяца и транспортировку их в США. В июле 1923 г. около 500 участников похода, за исключением нескольких человек, которые не смогли пройти медосмотр, прибыли на корабле «Мэрит» в Сан-Франциско9.

В 1920-х гг. русская диаспора Сан-Франциско пополнялась в основном за счет прибывающих из Маньчжурии, в 1930-х гг. приток русских из Китая сократился, а с началом Второй мировой войны полностью прекратился. Свято-Троицкий собор в Сан-Франциско стал объединяющим местом для прибывших эмигрантов - священник и приход для многих были единственной надеждой в поиске места проживания, трудоустройства, детских садов и школ. Настоятелем прихода в то время был священник Владимир Сакович (1884-1931), прибывший в 1918 г. в Сан-Франциско из Монреаля

(Канада), где находился как миссионер. В 1927 г., учитывая возросшую численность русской диаспоры, Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) также основала в Сан-Франциско свой православный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радосте». В городе открылись русские воскресная школа, классы русского языка, истории, географии, фортепиано и балета. Врач А.А. Максимова-Ку-лаева организовала детский сад, а директор Харбинских коммерческих училищ КВЖД Н.В.Борзов - вечернюю гимназию. Появились и коммерческие предприятия, театральные объединения, газеты «Новая заря» и «Русская жизнь»10.

Из общественных организаций первыми возникли объединения бывших офицеров. 16 мая 1924 г. было основано Общество ветеранов Великой войны, возглавленное генерал-лейтенантом бароном А.П. Будбергом (1869-1945). Одной из задач объединения была организация переезда из Харбина на западное побережье США бывших офицеров Белой армии11. Другой такой организацией стала созданная в 1925 г. «Кают-компания бывших чинов Российского флота и Морского ведомства, находящихся в Калифорнии» во главе с участником обороны Порт-Артура контр-адмиралом Е.В. Клюп-фелем12.

Поводом к объединению различных русских организаций в Сан-Франциско послужило празднование 75-летия присоединения Калифорнии к США. 12 сентября 1925 г. в Сан-Франциско проводился парад. Русская группа подготовила удачное выступление и удостоилась второго приза - серебряного кубка, а уже 3 октября состоялось организационное собрание Объединенного комитета русских национальных организаций. В его состав помимо двух упомянутых обществ, вошли церковный комитет Троицкого собора, Общество покровительства и просвещения русских детей, Русское национальное студенческое общество при Калифорнийском университете, Клуб русских художников, Русское общество взаимопомощи, Общество русских инженеров и техников. Первым председателем комитета стал бывший генеральный консул Российской империи в Сан-Франциско А.М. Выводцев. Позднее Объединенный комитет возглавил Клюпфель, а в 1935 г. - генерал-майор А.Н. Вагин (1884-1953), бывший начальник штаба Иркутского военного округа.

Главной задачей комитета стала помощь русским, находившимся в Китае, Западной Европе и в Советской России. Для подготовки рекомендательных писем было привлечено около 300 православных приходов по всему миру, а также влиятельные американские организации. Приглашения на выезд из Советской России родным и близким составлялись вплоть до 1929 г. Объединенный Комитет добился проведения через Конгресс специального закона о легализации русских, въехавших в Америку после 1924 г., а позднее Закона от 8 июня 1934 г., известного как «Закон о белых русских»13. В 1925 г. при поддержке объединенного комитета, Русского благотворительного фонда им. В.П. и М.П

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком