научная статья по теме РУССКАЯ РУЛЕТКА: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ Языкознание

Текст научной статьи на тему «РУССКАЯ РУЛЕТКА: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ»

РУССКАЯ РУЛЕТКА: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

© А. В. ЗЕЛЕНИН, кандидат филологических наук

Хотя это словосочетание сейчас широко используется в русском языке, в словарях вы его не найдете. Значение этого термина таково: "способ бравады, при котором заряженный одним патроном пистолет приставляют к виску и нажимают курок". Однако почему все большие, наиболее полные толковые и фразеологические словари (начиная от Словаря академии Российской, Даля и кончая новейшими толковыми словарями конца XX века) не приводят его, ведь терминологический характер этого выражения, а также его национально-русская самобытность очевидны? Давно ли живет в русском языке это выражение? Попытаемся ответить на этот вопрос.

В этом словосочетании относительное прилагательное русский указывает на принадлежность данной реалии русским, вернее - поведению русских; существительное рулетка обозначает азартную игру. Но "игра собственной жизнью" - это нечто совсем иное, чем просто игра в рулетку. Когда же произошла переориентация смысла рулетки (в прямом значении) для обозначения оружия, в частности - револьвера? Игра в рулетку известна в Европе не так давно (считается, что современный механизм рулетки появился в Париже в 1765 г.), ее популярность связана - как ни покажется парадоксальным - с Французской революцией 1789 года, которая уничтожила старые классы и сословия, смела социальные перегородки, смешала и переместила "верх" и "низ" французского общества. В общественном сознании царили сумятица и хаос, старые устои и традиции оказались низвергнуты и осмеяны. Французская революция сделала героем дня смелого, решительного, отчаянного молодого человека. Однако надо было быть не просто смелым, а в какой-то степени авантюристом, искателем приключений.

Такое социальное и психологическое настроение вполне отвечало духу романтизма, который распространился в Европе в начале XIX века, придя на смену чувственному и даже слащавому сентиментализму. Героем литературы стал новый тип человека, достигающий высот в жизни благодаря случаю, фортуне, удачному и счастливому стечению обстоятельств. Поэтому не случайно жизнь стали сравнивать с растасованной колодой карт, а человека - с игроком, которому может повезти или нет. Все решал Случай. В литературе того времени иллю-

страцией могут служить произведения Э.Т.А. Гофмана "Счастье игрока", Стендаля "Красное и черное" (цвета игры в рулетку), А.С. Пушкина "Пиковая дама", М.Ю. Лермонтова "Маскарад", Н.В. Гоголя "Игроки". Тема карточной игры и рулетки стала одной из излюбленных мотивов европейской и русской литературы. Конечно, появление этой тематики в литературе неслучайно, ибо она лишь в большей или меньшей степени "отразила действительность. А действительность же была такова, что в Европе в 50-е и 60-е годы XIX века стали повсеместно открываться игорные дома. В 1861 году рулетка появляется в королевстве Монако, в Монте-Карло. А с 1873 года Монте-Карло становится городом-символом азартных игр, т.к. под давлением правительств все игорные дома в Европе были закрыты.

Карточные игры были в большом ходу и моде в России уже в конце XVIII - начале XIX века, и русский язык пополнился целым рядом варваризмов: бостон, басет, гок, империалъ, вист, кадриль, квин-тич, лабет, ламуш, реверси, рест, рокамболь, солитер, пикет, контра, памфилъ, пасьянс, фараон, фаро и др. (История лексики русского литературного языка конца XVII - начала XIX века. М., 1981). Многие из них остались карточными арготизмами, но некоторые проникли и в общий язык. Слово рулетка (рулета) появилось в русском языке уже в середине - конце XVIII века (скорее всего через польск. ruleta или ruletka из франц. roulette). Любопытен такой факт: еще в 1761 году императрица Елизавета Петровна разделила все игры на две категории - азартные и коммерческие. К первым она отнесла штосс, очко, рулетку, лотерею; ко вторым - орлянку, преферанс, бридж, дерец и тотализатор на скачках. Было разрешено играть в коммерческие игры в именитых дворянских домах и на небольшие суммы денег, причем не выигрыша ради, а "единственно для препровождения времени". В рулетку играли, но не столь часто. Психологию рулеточного игрока, мотивы азарта в игре пытался понять и исследовать уже Пушкин в "Пиковой даме". Однако рулетка все-таки не настолько пленила русских аристократов начала XIX века, чтобы отказаться от повального увлечения карточными играми. Русские стали активно выезжать в Европу примерно в 40-60-е годы XIX века и практически сразу снискали себе славу заядлых и азартных игроков.

Пожалуй, наиболее яркую характеристику нового для русских увлечения рулеткой дал Ф.М. Достоевский в романе "Игрок" (само название уже отсылает как к предшествующей литературной традиции, так и синтезирует основные идеи произведения). Роман "Игрок" был написан Достоевским на основе личного опыта, когда он в Баден-Ба-дене в 1863 году проигрался "весь, совершенно дотла". Именно тогда он задумал написать произведение, которое бы исследовало психологию игрока и социальные причины, толкающие человека к игорному столу. В письме 1863 года Достоевский так характеризовал замысел

будущего романа: "этот рассказ обратит непременно на себя внимание как наглядное и подробнейшее изображение рулеточной игры...".

Действие романа происходит в немецком городке Рулетенбурге (название недвусмысленно связано с исходным понятием "рулетка"). О главном герое повести, Алексее Ивановиче, Достоевский писал: "Главная же штука в том, что все его жизненные соки, силы, буйство, смелость пошли на рулетку". Кажется, в этом высказывании - концентрат того, что составляла рулетка как для самого Достоевского, так и (по Достоевскому) для русского, садящегося за игровой стол: отсутствие веры и - снедающая душу тоска от безверия; могучая, фонтанирующая, неуемная жизненная энергия, желание изменить, исправить жизнь и - неверие в свои силы, полная покорность обстоятельствам, игре случая, фортуны. И наконец, слова Алексея Ивановича, которые - несомненно - являются также выражением авторской позиции: "А по моему мнению, рулетка только и создана для русских, -сказал я, когда француз на мой отзыв презрительно усмехнулся"; "мы очень рады и очень падки на такие способы, как например рулетки, где можно разбогатеть вдруг, в два часа, не трудясь".

Кажется, Достоевский здесь отметил черты, которые выделяли и европейцы в "русской манере" игры (будь то карты или рулетка или любая другая азартная игра): безудержность; бесшабашность; отсутствие границ; игра не ради денег, а чтобы испытать судьбу, случай, фортуну; пойти на риск, который может перевернуть всю жизнь; полная покорность и зависимость от карты, рулеточного шарика; слепая и самозабвенная надежда на "авось", на случай, когда на кон ставится все - то, что имеешь (свое состояние и даже. жену: так, "Тамбовская казначейша" Лермонтова создана на основе реального факта - князь Голицын в 1802 году "проиграл" свою жену графу Разумовскому) или даже еще не имеешь (например, несуществующий текст: у Пушкина для уплаты долга были написаны и проданы некоторые главы "Евгения Онегина", у Достоевского "Игрок", у Толстого "Казаки").

Всё это удивляло европейцев, более умеренных в игре, умеющих вовремя остановиться, проявить сдержанность, волю и разум, идущих на риск в игре ради выигрыша, финансовой выгоды. За русскими же игроками укрепилась слава игроков, эксцентричных и неуправляемых доводами разума и рассудка. Таким образом, в прилагательном русский (например, во фразе русский игрок) европейцы уже в XIX веке явственно чувствовали ассоциативный компонент "непредсказуемый, импульсивный, чересчур азартный, страстный". Да и как не родиться такой ассоциации, в рулетку крупно проигрывались, например, Александр Второй (1818-1881 гг.), великий князь Михаил Николаевич (1832-1909 гг.), великий шахматист А. Алехин.

Переход же смысла от рулетки (игры) к револьверу происходил на основе метонимии и ассоциативного переноса. Основанием для этого

служили следующие семантические компоненты: форма (круг рулетки и круглая форма барабана револьвера), действие (вращение механизма рулетки и свободное вращение барабана, в который вложена одна пуля). Это "внешнее" сходство предметов, атрибутов рулетки и револьвера неизбежно должно быть "скреплено" ассоциативным семантическим элементом: вера, надежда на случай. Правда, "цена" разная: в рулетке выигрыш или проигрыш измеряют деньгами, в "русской рулетке" - самой жизнью...

В русскую рулетку "играть" можно не всяким оружием, но именно наганом. Наган (по имени бельгийского изобретателя Леона Нагана) как тип оружия появился в распоряжении русских офицеров в самом конце XIX века. Первая большая партия наганов была отправлена в Россию в 1895 году, именно за этой моделью впоследствии и закрепилось в русском языке название наган, хотя модификаций этого револьвера было несколько. Заряжать револьвер нужно было, откинув нижнюю дверцу барабана; в барабан входило 7 патронов (правда, были и другие модели, с шестью патронами, но в русской армии более популярны были именно семизарядные). Таким образом, в формировании понятия "русская рулетка" не последнюю роль сыграл и тип револьвера - наган с крутящимся барабаном. И тем не менее даже это еще не имело решающего значения для складывания целостного семантического монолита.

Револьвер можно было использовать как для защиты своей жизни, так и для самоубийства. Кто-то посчитает русскую рулетку просто разновидностью самоубийства. Действительно, случаи самоубийства из нагана были, разумеется, в русской армии, однако ни у кого не возникало мысли назвать их русской рулеткой.

Легенда утверждает, что русский офицер попробовал игру со Случаем в Турции, поставив на кон свою Жизнь, - из барабана револьвера вынимали один патрон, после чего барабан вращали, дуло подносилось к виску и. В этом облаке ассоциативных сцеплений и выкристаллизовывалась идея русской рулетки. Так белые офицеры внесли последний и заключительный семантический аккорд в сложение самого понятия, этим цементирующим "аккордом" была безысходная тоска по Родине. Был ли термин русская рулетка в лексиконе самих офицер

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком