научная статья по теме РУССКИЕ ЭТНОГРАФЫ-ЭМИГРАНТЫ В МАНЬЧЖУРИИ, ИХ ТРУДЫ И СУДЬБЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РУССКИЕ ЭТНОГРАФЫ-ЭМИГРАНТЫ В МАНЬЧЖУРИИ, ИХ ТРУДЫ И СУДЬБЫ»

ИСТОРИЯ НАУКИ

ЭО, 2014 г., № 2 © А.А. Хисамутдинов

РУССКИЕ ЭТНОГРАФЫ-ЭМИГРАНТЫ В МАНЬЧЖУРИИ, ИХ ТРУДЫ И СУДЬБЫ*

Ключевые слова: русские в Маньчжурии, этнография в Китае, музей в Харбине, русские этнографы, научные общества

Статья посвящена Харбинской школе этнографии, формированию первых научно-общественных учреждений, характеристике исследователей и их трудов. Отмечается роль научно-просветительских организаций и учебных заведений, основанных русскими в Китае, в этнографических исследованиях севера Китая и формировании молодого поколения русских этнографов.

Этнографические исследования в Маньчжурии начались после того, как в 1898 г. здесь приступили к строительству Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Уже в проекте строительства предусматривалось всестороннее изучение условий работы новой железнодорожной магистрали, в том числе анализ жизни местного населения. Первыми их стали проводить русские переводчики, работавшие на КВЖД, многие из которых интересовались вопросами этнографии. В библиографии О.М. Бакич этому посвящен особый раздел (Бакгек 2002: 249-253).

Общество русских ориенталистов. Профессионалы-востоковеды и любители изучения восточной культуры стали основателями первой научно-просветительской организации русского Китая - Общества русских ориенталистов (ОРО), учрежденного 21 июня 1908 г. и получавшего большую финансовую поддержку от КВЖД. Учредители подчеркивали, что одной из важных целей ОРО является "содействие сближению России с народами Восточной и Средней Азии на почве взаимных интересов с ними" (В обществе... 1910: 273). Подавляющее большинство членов ОРО свободно владели китайским языком, что позволяло им получать материалы для этнографических исследований из первых рук. В частности, врач из Харбина Павел Макарович Гладкий, член Британского Королевского географического общества, в свободное от работы время посещал дальние поселки, куда не заглядывали европейцы. Свои этнографические зарисовки он регулярно публиковал в журнале "Вестник Азии", который ОРО стало выпускать с июля 1909 г. Некоторое время П.М. Гладкий выступал и как редактор журнала. Написал он и небольшую работу об истории китайского искусства, опубликованную в 1915 г.

Поначалу редакция "Вестника Азии" не надеялась на большое внимание публики к проблемам Востока (От редакции 1909), но со временем журнал нашел своего

Амир Александрович Хисамутдинов - д.и.н., профессор Дальневосточного федерального университета (Владивосток), приглашенный исследователь Гавайского университета (Гонолулу, США); e-mail: khisamut@yahoo.com Автор приносит благодарность русскому библиографу библиотеки Гавайского университета Патриции Полански (Гонолулу) и сотруднику Музея русской культуры в Сан-Франциско Иву Франкьену за материалы, использованные в настоящем очерке. © Музей русской культуры в Сан-Франциско, фотографии.

читателя: "Судя по отзывам печати, журнал по мере распространения создает себе прочное положение в среде читающего общества, и с журналом начинают считаться в научно-академических сферах" (Автономов 1926: 417). Автором статей в первых номерах "Вестника Азии" был дипломат из Пекина Яков Яковлевич Бранд. Увлеченно занимался этнографией Китая вице-консул в Харбине Михаил Иванович Лавров, имевший коллекцию редких книг (Лавров 1922). Собирал этнографические сведения и генеральный консул России в Ханькоу Андрей Терентьевич Бельченко (Бакич 1997). Работы по китаеведению вышли из-под пера и Александра Васильевича Спицына, первого председателя Общества (Спицын 1909, 1910).

Большое количество статей по фольклору, этнографии и истории Китая написал востоковед и талантливый этнограф Ипполит Гаврилович Баранов. После окончания китайско-маньчжурского отделения Восточного института во Владивостоке (1911) он работал переводчиком на КВЖД и преподавал в учебных заведениях Харбина. О широте его интересов говорят названия работ: "По китайским храмам Ашихэ", "Китайский Новый год", "Загробный суд в представлениях китайского народа", "Коммерческая реклама в китайских газетах", "Поверья китайских землевладельцев, рыбаков и охотников", "Государственная публичная библиотека в Пейпине", "О современных течениях в китайской художественной литературе" и др. (Bakich 2002: 249-250; Баранов И. 1999).

Большим энтузиастом ОРО был педагог Николай Павлович Автономов. Приехав в Маньчжурию в сентябре 1912 г., он устроился преподавателем в Харбинском коммерческом училище КВЖД, был также секретарем Маньчжурского педагогического общества и соредактором журнала "Просветительское дело в Азиатской России". Поскольку русские дети росли и учились рядом с китайскими, краеведческий элемент непременно присутствовал в программах всех русских учебных заведений Маньчжурии, и Н.П. Автономов опубликовал много работ, посвященных педагогическому делу в Китае (Автономов 1920, 1921, 1937, 1938).

С особой гордостью харбинские любители Востока демонстрировали библиотеку с хорошим фондом этнографической литературы. У них было много интересных идей: от создания музея при ОРО до открытия семинарии восточных языков. Выполнить намеченное помешала Первая мировая война: одни члены Общества ушли в действующую армию, другие занялись делами, далекими от научных исследований. Тем не менее, во время Гражданской войны и после ее окончания Общество русских ориенталистов оставалось единственным местом в Маньчжурии, где русские знатоки Китая могли обсудить проблемы ориенталистики. В то время ОРО размещалось в помещении Железнодорожного собрания в Харбине, занимая там две комнаты, одна из которых служила лекционным залом. Новые члены из числа русских эмигрантов оживили работу: чаще стали устраиваться собрания, где читались интересные лекции и доклады, посвященные в основном этнографическим проблемам Китая. Отчет ОРО за 1919 г. дает высокую оценку "субботникам", как назывались заседания президиума, на которые собирались для обмена мнениями по самым разным общественно-политическим и научным вопросам, имевшим отношение к Востоку (Автономов 1926: 446).

Непременными докладчиками в ОРО становились исследователи, приезжавшие в Харбин на короткий срок. На одном из заседаний, например, с сообщением о жизни коренных народностей российского Дальнего Востока выступил географ и этнограф Иван Иванович Гапанович, посетивший Китай в 1925 г. Несколько статей ученого были опубликованы в "Экономическом бюллетене" и "Вестнике Маньчжурии".

Общество изучения Маньчжурского края. Вопросы этнографии были в центре внимания членов и другой организации - Общества изучения Маньчжурского края (ОИМК). Его деятелями стали известные исследователи и краеведы русской Маньчжурии, причем среди основателей помимо русских были и китайцы. Задумывая создать полновесное научно-просветительское общество с музеем и библиотекой, они взяли за

Рис. 1. Деятели Общества изучения Маньчжурского края. Харбин, Китай, 1924(?) г.

Музей русской культуры в Сан-Франциско

основу владивостокское Общество изучения Амурского края, позаимствовав отчасти и название. В циркулярном письме властям говорилось:

Всем известно, какое огромное культурное и просветительское значение имеют выставки и музеи не только в отношении повышения общего уровня культуры, но и развития рациональных методов работы, делового практического настроения, которое является непременным залогом успеха в хозяйственной и интеллектуальной жизни. Все это побудило группу лиц взять на себя инициативу создания в Харбине ОИМК, главной целью которого является использование и объединение всех культурных сил края (Исполнительное бюро... 1922).

Историко-этнографической секцией ОИМК руководил бывший начальник За-амурской пограничной стражи Алексей Михайлович Баранов, известный своими трудами о Монголии и северной части Китая (Баранов А. 1907, 1919, 1925). Главными задачами своей секции он считал сбор и хранение этнографического материала Северной Маньчжурии. Беспокоясь о сохранности древних маньчжурских памятников, члены секции под руководством А.М. Баранова провели их детальное обследование и приняли решение зарегистрировать все сохранившиеся памятники (Баранов А. 1923). Большое внимание обращалось и на изучение культурного наследия края. Члены этой секции (секретарь - Н.П. Автономов) регулярно выступали с докладами, которые затем обсуждались слушателями.

А.М. Баранов руководил и этнографическим отделом музея ОИМК, открытого 11 ноября 1923 г. и посвященного природе, быту, экономике и культуре Маньчжурии. Этнографический отдел был особой гордостью создателей музея. Он

занимал пятый зал и часть шестого зала. В пятом зале находился подотдел восточноази-атского искусства. Здесь находились фарфоровые и фаянсовые вазы, различная посуда, клуазоне, изделия из нефрита, слоновой кости весьма художественной работы. В подотделе религиозных культов были интересны две витрины с алтарями ламаитского и

китайского буддизма, коллекции по даосизму и шаманизму, и коллекция по ламаитской иконографии. Подотдел был представлен рядом коллекций, посвященных быту китайцев, маньчжур, монголов, ороченов, солонов и даур. Находились там коллекции мандаринских халатов, маньчжурской одежды и обуви, монгольской одежды, китайских музыкальных инструментов, игрушек, игр, домашней утвари (Харбинский музей... 1979: 152).

Благодаря энтузиастам количество экспонатов быстро росло: если в 1924 г. музей ОИМК насчитывал 11 089 предметов, то в 1928 г. их число приблизилось к 50 тысячам.

После смерти А.М. Баранова в 1927 г. его работу продолжил талантливый востоковед Павел Васильевич Шкуркин, один из основателей ОРО и автор многих работ о Китае, увидевших свет на страницах "Вестника Азии". Окончив в 1903 г. Восточный институт, он служил помощником владивостокского полицмейстера, в 1908 г. путешествовал по Центральному Китаю, а затем преподавал в Гирине в филологическом училище, где читал лекции по истории России и русскому языку. Некоторые материалы из семейного архива дают понять, что деятельность офицера не ограничивалась преподаванием: он собирал оперативную информацию о Китае для Генерального штаба Российской империи. Выйдя в 1913 г.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком