научная статья по теме РУССКИЕ “ОСТРОВА” В РУССКОМ ОКРУЖЕНИИ: МОДЕЛИ ЛОКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПЕРМСКОГО ПРИКАМЬЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РУССКИЕ “ОСТРОВА” В РУССКОМ ОКРУЖЕНИИ: МОДЕЛИ ЛОКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПЕРМСКОГО ПРИКАМЬЯ»

ЭО, 2015 г., № 2 © А.В. Черных

РУССКИЕ "ОСТРОВА" В РУССКОМ ОКРУЖЕНИИ: МОДЕЛИ ЛОКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ПЕРМСКОГО ПРИКАМЬЯ*

Ключевые слова: Пермское Прикамье, этнография русских, этнокультурные "острова", этнокультурные границы, локальные традиции

В статье на основе различных источников рассматриваются особенности формирования на территории Пермского Прикамья русских этнокультурных "островов" как одного из вариантов локальных традиций. Выявляются этнокультурные, конфессиональные, географические, социальные, этнические, административные границы и другие факторы, приводящие к обособлению и формированию "островных" традиций. На конкретных примерах рассматривается несколько моделей русских этнокультурных "островов" в русском окружении: в случае заводских поселений, конфессиональной, социальной и географической изоляции.

Проблема этнокультурных "островов" не нова в отечественной и зарубежной историографии традиционной культуры. Чаще всего "островные" культуры, привлекающие внимание исследователей, - это "острова", сформированные в иноэтниче-ском окружении. В этом случае, как правило, четко отмечены этнические границы, язык и весь комплекс этнической культуры являются маркерами традиции, а следы взаимодействия с соседними этносами видны наиболее явно. Изучение таких "островов", несомненно, позволяет выявить закономерности развития традиционной культуры, механизмы взаимодействия с инокультурным окружением. Русские этнокультурные "острова" в иноэтническом окружении в этом контексте также неоднократно становились объектом лингвистических, этнографических и этномузыкологических исследований.

Не менее значимым для исследований традиционной культуры, закономерностей и форм ее развития представляется изучение русских "островов" в русском окружении, этнокультурных "островов" в "материковой" традиции. Исследование таких "островов" также показывает сходные механизмы развития традиционной культуры, как и в случае иноэтнических анклавов. В то же время исследование русских "островов" затруднено тем, что их границы более прозрачны, этничность и язык не выступают маркерами таких границ, как и не все явления культуры несут равнозначимую нагрузку при сопоставлении "островной" и соседней "материковой" традиции.

Русские "острова" в русском окружении представляются одной из форм локальных традиций. В этнографии и фольклористике общепринятым становится понимание традиционной культуры как системы локальных традиций, которая, в свою очередь, является сложным историко-культурным феноменом, сформировавшимся под воздействием множества факторов. Данное понятие "предполагает территориально любой

Александр Васильевич Черных - д.и.н., главный научный сотрудник отдела истории, археологии и этнографии Пермского научного центра УрО РАН; e-mail: atschernych@yandex.ru

* Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 13-01-00072 "Этнокультурные процессы у народов Урала в конце XIX - начале XXI в.".

по масштабу, но при этом обоснованно ограниченный или выделенный ареал" (Лапин 1995: 177). Однако проблема локальных традиций, их типологии и вариантов не ограничивается изучением этнокультурных комплексов. Исследование локальных традиций представляется актуальным и в контексте анализа внутренней структуры этноса. Многие этнографы отмечали крайнюю трудность классификации внутренней этнической дробности (Козлов 1979). Проблема определения основных критериев выделения внутренних подразделений этноса остается в современной науке нерешенной, хотя внимание к различным этническим и этнографическим группам русских в отечественной этнографии наблюдается давно (Болонев 1978; Бернштам 1983). В данном контексте локальная традиция часто и выступает исходной (наименьшей) единицей во внутренней структуре этноса.

В статье на примере русских "островов" в "материковой" традиции рассмотрим некоторые модели таких локальных традиций в Пермском Прикамье.

Исследование "островов" невозможно без обращения к историческому контексту, выявлению особенностей формирования населения территории. В этом отношении непростая и многокомпонентная история заселения и освоения Пермского Прикамья русскими явилась одним из факторов сложности структуры и многообразия русского населения Пермского края.

Территория Пермского Прикамья не относится к зонам раннего славянского расселения, формирование русских в крае начинается с XV в., когда северные районы Пермского Прикамья - Пермь Великая - входят в состав Русского государства (Чагин 1995: 24-25). Освоение новых территорий региона происходило в русле миграции русского населения на восток. Заселение Прикамья русскими - сложный процесс, продолжавшийся несколько столетий. Если первые русские поселения были основаны в Северном Прикамье в XV в., то русские деревни "на пустопорожних землях" в южных районах края возникали и в начале XX в. (Черных 2011: 8-9).

Первоначально русскими осваивались территории Верхнего Прикамья, где уже в конце XV - начале XVI в. начинает складываться очаг русского старожильческого населения, основу которого на этом этапе заложили выходцы из районов Русского Севера - жители Двины, Мезени, Пинеги, Выми, Вычегды, Сухоны, Печоры, Вологды и Вятки (Полякова 2006: 25). В XVII в. начинается процесс освоения южных районов Пермского Прикамья. Русское население - выходцы с Русского Севера и Северного Прикамья, а также переселенцы с Вятки, Нижней Камы и Поволжья -осваивают территорию поречья Сылвы и Ирени, Тулвинское поречье (Черных 1998). С середины XVII в. Прикамье приняло миграционную волну, вызванную расколом Русской церкви; переселение в регион старообрядческого населения продолжалось и в XVIII в. (Мангилев 2001). Также в XVIII в. Средний Урал привлек внимание правительства России месторождениями железных и медных руд высокого качества. Наличие полезных ископаемых, запасов леса, густой сети рек, развитого сельского хозяйства, а также компактность заселения способствовали индустриальному освоению края. Становление горной промышленности в Прикамье, как и на всем Урале, не могло не отразиться на этнокультурных процессах и на миграции в регион русских, обосновавшихся в заводских поселках (История Урала... 1989; Крупянская, Полищук 1971).

Формирование русского населения в последующие периоды происходило в основном за счет внутренних миграций. В XVШ-XIX вв. активно осваивались южные районы Пермского края. В этом процессе принимали участие выходцы как из северных уездов Пермской губ. - Чердынского, Соликамского, Оханского, так и из различных уездов Вятской губ. Частновладельческие имения южных районов Пермского края заселялись и крепостными крестьянами, перевезенными из Казанской, Костромской, Нижегородской и Курской губерний. Последние русские деревни на свободных землях Пермского Прикамья появляются только в начале XX в., когда с помощью Крестьян-

ского поземельного банка крестьяне Пермской, Вятской, Псковской и других губерний приобретают бывшие частные или башкирские вотчинные земли и основывают деревни в Пермской губ. (Черных 2002: 65-71).

Таким образом, среди основных миграционных процессов, существенно повлиявших на этнокультурную карту русских Пермского Прикамья, следует отметить формирование русского старожильческого населения ХУН-ХУП вв., составившего основу русских региона, становление в крае старообрядчества во второй половине XVII - XVIII в., появление русского заводского населения в XVIII в., формирование помещичьих вотчин в конце XVIII - XIX в., переселение иногубернских и иноуездных крестьян на свободные казенные и вотчинные земли во второй половине XIX - начале XX в.

Исторический контекст во многом определил особенности этнокультурного ландшафта русских традиций Пермского Прикамья, в котором, наряду со старожильческим населением, сформировались группы и ареалы более позднего заселения, разные территории и группы русских имели различный социальный статус, конфессиональную принадлежность, разную интенсивность и формы межэтнического взаимодействия с соседними финно-угорскими и тюркскими народами Урала.

Причины формирования "островных" традиций - не только в особенностях миграционных потоков и заселения и освоения того или иного района, но и в установлении реальных и символических границ, выступающих важным фактором возникновения и функционирования "острова".

Прежде всего следует упомянуть этнокультурные границы, в большинстве случаев обусловленные различными местами выхода переселенцев. Как правило, это были переселенцы XIX - начала XX в., сохранявшие как представление о своей исторической родине, так и особенности языка и комплексы традиционной культуры мест выхода. Часто названные группы имели внутренние и внешние коллективные прозвища, связанные с местами выхода, например: орлы - выходцы из Орловской губ., д. Орлы Сивинского р-на, хохлы - из Курской губ., д. Ваньчики Чайковского р-на; вятские - из Вятской губ., ряд деревень Уинского, Чернушинско-го, Октябрьского р-нов; шишма - из Казанской губ., шесть деревень в Куединском р-не; оханы - из Оханского у. Пермской губ., в южных Чернушинском, Октябрьском р-нах; чердаки - из Чердынского у. Пермской губ., в южных Чернушинском, Октябрьском р-нах.

Распространенными были и социальные границы, так как социальных категорий крестьянского и заводского населения даже в XVIII-XIX вв. в Пермском Прикамье было несколько: государственные, удельные, ясашные, помещичьи крестьяне, жители заводских поселков. Отчасти разница в социальном статусе также закреплялась в коллективных прозвищах. В южных районах Прикамья помещичьих крестьян именуют не иначе как барщина. Заводские в ряде районов отчетливо противопоставляют себя крестьянам. На границе вотчинных земель баронов Строгановых и государственных крестьян население четко дифференцирует себя по признакам принадлежности к той или иной категории: баронщина (крестьяне вотчины Строгановых) и кунгурщина (жители Кунгурского у., государственные крестьяне).

Значительная часть населения Пермского Прикамья относилась к старообрядцам. Конфессиональные границы выстраивались не только между ними и православными официальной церкви, но и между предста

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком