научная статья по теме РУССКИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ «ХОЖЕНИЯ» ГЛАЗАМИ ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ХХ-ХХІ ВВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «РУССКИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ «ХОЖЕНИЯ» ГЛАЗАМИ ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ХХ-ХХІ ВВ»

Уроки истории

Е. И. МАЛЕТО

РУССКИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ «ХОЖЕНИЯ» ГЛАЗАМИ ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ХХ-ХХ1 вв.

Статья посвящена осмыслению основных тенденций и особенностей изучения за рубежом в ХХ - начале XXI в. литературы древнерусских путешествий - так называемых «хожений». Стремясь представить читателям наиболее важные зарубежные труды по этой тематике, ее автор хотел подчеркнуть их важность для реконструкции истории накопления на Руси ХП-ХУ вв. знаний о странах внешнего мира: Византии, Малой Азии, Египте, Палестине, Италии, Германии и др., а также привлечь к ним внимание специалистов и в какой-то мере преодолеть существующую ныне методологическую инерционность, которая отнюдь не способствует прогрессу современных историко-научных исследований.

Ключевые слова: историография истории науки и техники, хожения, Древняя Русь, Византия.

История науки, как и любая другая научная дисциплина, интернациональна. Зарубежная наука всегда была объектом пристального внимания со стороны представителей отечественной истории несмотря на определенные политические и идеологические разногласия, различия в методологии, приемах научных исследований и др. 1 В свою очередь, в зарубежных научных центрах (прежде всего, Западной Европы и Америки) развивались исследования отечественной науки и истории, хотя этот процесс был неравномерным.

Незначительный интерес к русской (в том числе древнерусской) истории, который был характерен для узкого круга образованной, в основном эмигрантской, западной интеллигенции начала XX в., уже в 1960-1970-е гг. сменился возросшим общественным интересом к различным аспектам русской истории, культуры, науки и техники. Это было обусловлено, прежде всего, тем, что к тому времени в ряде ведущих отраслей знания произошли крупные изменения, зародились принципиально новые методы исследования, были открыты неизвестные ранее явления, созданы новые технологии (например, ядерные и космические). Широкое распространение идей историзма косвенно оказало влияние и на развитие историко-научных исследований,

1 См.: Илизаров С. С. Материалы к историографии истории науки и техники. М., 1989. С. 3-29; Тимофеев И. С. Релятивность демаркации «современное - прошлое» в историографии естествознания // Архив истории науки и техники. Вып. 2. М., 1997. С. 6-23; Беляев Е. А. К вопросу об особенностях формирования и тенденциях развития истории естествознания как научной дисциплины (до начала XX века) // Там же. С. 38-60; Малето Е. И. Русские средневековые хожения в отечественной и зарубежной историографии. История и перспективы изучения // Труды Института российской истории РАН. 2005. Вып. 5. С. 38-55.

© Е. И. Малето. ВИЕТ. 2009. № 4. С. 151-159.

способствуя повышению их значимости в мировой историографии в целом. Проблемы древнерусской истории, разрабатывавшиеся до этого на Западе в основном на любительском уровне, постепенно стали объектом внимания специально подготовленных профессионалов. Возросла дифференциация и специализация историко-научных исследований, их авторы стали больше внимания обращать на связь развития науки с историей, философией, религией.

Наряду с этим идеология «холодной войны» тормозила развитие научной мысли, способствуя выработке определенных идеологических штампов. Именно тогда были заложены основы современных стереотипов восприятия России на Западе (об отсталости России, ассоциации ее с Азией и Востоком и т. п.), которые и сегодня присутствуют в работах западноевропейских и американских исследователей. В итоге образ России, сформировавшийся на Западе в ХХ в., оказался в целом слишком негативным 2.

После формирования в конце XX в. современного россиеведения как отдельной науки, которая пришла на смену советологии, ситуация почти не изменилась. В этих условиях усвоение русских культурных образцов, приобщение к русской, в том числе древнерусской, истории и культуре было весьма затруднено 3.

В 1980-х гг. ситуация в историографии заметно изменилась. Расширение профессиональной базы общественных наук за счет притока молодежи, модификация основных стереотипов и др. позитивно сказались на восприятии истории России ее западноевропейскими и американскими партнерами. Заметно расширилась и тематика вышедших в это время работ, а также их источниковедческая база. В конце 1990-х гг. на Западе получили распростра-

2 Подробную библиографию см.: Россия и Запад / Ред. А. В. Голубев. М., 1998. С. 305-333; Малиа М. Клио под надзором. Россия в американской историографии // Родина. 1997. № 1. С. 68-74; Россия и мир глазами друг друга: Из истории взаимовосприятия. Вып. 1-3 // Отв. ред. А. В. Голубев. М., 2000-2006; Лаптева Е. В. Американское россиеведение: стереотипы и мифы. Екатеринбург; Пермь, 2004. С. 3-5; Петров Е. В. История американского россиеведения: Курс лекций. СПб., 1998. С.15-24; Миронов Б. Н. Пришел ли постмодернизм в Россию? Заметки антологии «Американская русистика» // Отечественная история. 2003. № 3. С. 135-146.

3 В этой связи уместно было бы подчеркнуть, что Россия вплоть до недавнего времени представлялась зарубежным исследователям как нечто экзотическое, в корне отличное от Запада, его традиций, культуры и общественных норм. В основе такого мировосприятия лежали стереотипы обыденного сознания, возникшие у западноевропейцев еще во времена первых западноевропейских послов и путешественников в Московское царство. Позднее в период «холодной войны» они были активно восприняты политиками, историками, культурологами. Мифы зарубежной историографии о России как о стране загадочной, непредсказуемой, ленивой, доброй, терпеливой и религиозной зарождался именно в рамках литературы путешествий, где наиболее очевидны черты, отличающие российскую цивилизацию от цивилизации западноевропейской или, скажем, американской. Подробнее см.: Яковенко И. Г. Россия и Запад: диалектика взаимодействия. Сб. статей / Ред. А. В. Голубев. М., 1996. С. 8-20; Ранкур-Лафьер Д. Рабская душа России. Проблемы нравственного мазохизма и культурного страдания. М., 1996. С. 5-15; Maclean, F. Holy Russia, an Historical Companion to European Russia. London, 1982; Ранкур-Лафьер Д. Россия и русские глазами американского психоаналитика: В поисках национальной идентичности. М., 2003; Биллингтон Д. Россия в поисках себя. М., 2005.

нение региональное изучение русской истории, освещение истории быта, лингвистическое направление, исследования русской культуры и менталь-ности.

Мировоззренческие основы и концептуальные установки этих исследований, не говоря уже о подходах к освещению тех или иных конкретных событий, отбору фактического материала, его систематизации, разумеется, не были тождественными. Но практически все они отмечены стремлением, используя возможности ретроспективного историко-научного анализа, найти компромисс между цивилизациями Востока и Запада в решении интересующих их проблем.

Попытка России в начале нового XXI столетия интегрироваться в мировое политическое, экономическое и научное сообщество на правах равноправного партнера привела, с одной стороны, к складыванию благоприятных условий для расширения международных научных контактов, а с другой - подтолкнула представителей научной интеллигенции Запада к дальнейшему поиску более объективного подхода к изучению России и русского языка, расширению круга изучаемых процессов и явлений в русской истории, науке и культуре. На этом фоне и появились весьма обстоятельные труды западноевропейских, американских и японских русистов, историков, литературоведов, богословов К. Д. Зееманна, Дж. Маджески, Г. Подскальски, Е. Мацуки, М. Гардзанити и др., посвященные изучению литературы древнерусских путешествий - так называемых хожений 4.

Разнообразный фактический материал этих источников позволял зарубежным исследователям составить свое представление об уровне научно-технических знаний и представлений средневековой Руси Х11-ХУ вв., об истории, экономике, географии, жизни и быте разных земель и народов. Но не только. Тесно связанные с историей Русской православной церкви, хожения открывали зарубежным исследователям уникальную возможность реконструировать «живой поток религиозного сознания древней и средневековой Руси», вплотную подойти к пониманию основ византийского и древнерусского христианства, ментальных и цивилизационных особенностей России, чем в известной мере и объясняется их популярность.

«География» изучения хожений весьма разнообразна: ими занимаются в научных центрах и университетах Германии, Италии, Греции, Болгарии, Польши, в США и Японии. Исследования осуществляются по двум направлениям: публикация источников и разнообразные научные исследования

4 Эти источники привлекали внимание и отечественных исследователей. Уже в XIX в. тексты хожений активно публиковались на страницах «Православного Палестинского сборника» (1883-1914) выдающимися историками, филологами и текстологами того времени X. М. Лопа-ревым, архимандритом Леонидом, М. А. Веневитиновым и др. Однако затем главным образом по идеологическим причинам они были почти забыты и только теперь вновь привлекли внимание специалистов: богословов, историков, литературоведов, культурологов. Подробнее см.: Житинев С. Ю. История русского православного паломничества в X-XVII веках. М., 2007. С. 7-9; «И то все видел своими очами...» // К 900-летию хождения игумена Даниила в Святую Землю / Сост. Л. И. Алехина, С. В. Гнутова. М., 2007. С. 5-12; См. также: Малето Е. И. Истори-ко-географические представления средневековой Руси (по материалам хождений XII-XV вв.) // ВИЕТ. 2007. № 4. С. 3-29.

историко-филологического, историко-географического, лингвистического и богословского характера. Все они представляют собой попытку приобщить западного читателя к древнерусской духовной литературе, выявить ее своеобразие по отношению к западной традиции и ряду родственных ей литератур византийского круга, изучить вопросы соотношения богословия и духовной жизни в Древней Руси и Византии.

Пик исследовательского интереса к хожениям в зарубежной историографии приходится на 1970-1980-е гг. прошлого столетия. Но истоки пробуждения внимания к литературе путешествий мо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком