научная статья по теме РУССКИЙ ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ: МИР ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖАЮЩЕМ ЕГО МИРЕ (80 КОНЦЕПТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ДУХОВНОЙ, МЕНТАЛЬНОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ СФЕРАМ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА) // ОТВ. РЕД. АКАД. Н.Ю. ШВЕДОВА. М.: АЗБУКОВНИК, 2011 Языкознание

Текст научной статьи на тему «РУССКИЙ ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ: МИР ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖАЮЩЕМ ЕГО МИРЕ (80 КОНЦЕПТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ДУХОВНОЙ, МЕНТАЛЬНОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ СФЕРАМ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА) // ОТВ. РЕД. АКАД. Н.Ю. ШВЕДОВА. М.: АЗБУКОВНИК, 2011»

ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

№ 1

2014

РЕЦЕНЗИИ

Русский идеографический словарь: Мир человека и человек в окружающем его мире (80 концептов, относящихся к духовной, ментальной и материальной сферам жизни человека) // Отв. ред. акад. Н.Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 2011. 1032 с.

Рецензируемая работа уникальна во многих отношениях. Во-первых, этот словарь представляет собой результат последнего лексикографического проекта академика Н.Ю. Шведовой, которая разработала его теоретические основы, его структуру, строение и словарную статью (ею же написано и отредактировано более половины из 80 словарных статей). Во-вторых, его можно отнести к словарям, если не абсолютно пионерского, то все же совсем нового для русской лексикографии жанра идеографического словаря. В-третьих, в рамках этого жанра рецензируемый словарь занимает совершенно особое положение и в силу лежащих в его основании теоретических установок Н.Ю. Шведовой, и по причине обширнейшего иллюстративно-библиографического материала. Последний охватывает список источников в виде перечня значительного числа словарей (более 50), внушительного списка цитируемых авторов (около 700) и огромной библиографии (более 2 200 единиц). Библиография включает работы преимущественно отечественных лингвистов, связанные с описанием различных концептов русского языка.

Идея словаря объемом более 1 000 печатных страниц реализована коллективом из 11 человек под руководством Н.Ю. Шведовой. В него, помимо небольшого собственно авторского коллектива из пяти человек, вошли редакторы-лексикографы и разработчики базы данных для словаря и первичной обработки материала.

Сравнение рецензируемого словаря и основных принципов его составления с другими идеографическими словарями русского языка, по крайней мере частично, было выполнено членами авторского коллектива словаря в его проспекте [ПрИС 2004: 14-20] задолго до его выхода из печати. В нашей краткой рецензии мы отметим только два важнейших положения, которые легли в основу теоретической концепции словаря. Одно из них неоднократно подчеркивается в теоретическом предисловии к

словарю. Оно заключается в том, что на уровне концептов язык сам служит источником мыслей и идей о своем лексическом составе (ср. с названием сборника «Язык о языке». М., 2000 и с содержанием включенных в него работ). Из этого положения вытекает принципиальное понимание концепта, т.е. основного объекта описания, который существует не сам по себе, а в своем собственном меняющемся языковом окружении. В силу фундаментальности понимания концепта для целей словаря приведем его авторское толкование: «Концепт есть исторически сложившаяся словесно выраженная понятийно-языковая целостность, определенно относящаяся к одной из основополагающих сфер существования человека, средствами языка всесторонне осмысленная, социально и субъективно оцениваемая, активно и в разных направлениях, часто по-своему, продуцирующая и во многих случаях готовая вступить в непосредственное противопоставление с равновеликой единицей той же жизненной сферы» (с. VI).

Второе положение - способ организации словарного материала, который соответствует самой системе языка и обусловлен его дейкти-ческой основой. Именно дейктическая система языка, согласно точке зрения Н.Ю. Шведовой, предопределяет смысловую организацию языка в целом и задает те параметры (аспекты, признаки), которые организуют естественным, не навязываемым языку извне, образом весь его словарный запас: «Все смыслы, заключенные в дейктической системе языка... существуют в качестве триады "определенность - неопределенность - непредставленность, отсутствие (например, кто - кто-то, кто-нибудь, кто-либо, имело место, будет иметь место, кое-кто - никто, некого; быть - был, будет, был бы - не был; имеет место - имело место, будет иметь место, имело бы место - не имеет места)"» [ПрИС 2004: 22]. Это учение крупнейшего нашего русиста достаточно хорошо

известно, и мы не будем на этом останавливаться (см. работы [Шведова, Белоусова 1995; Шведова 1998] и упомянутый проспект словаря (с. 21-26)). Для нас здесь важнее другое: если это действительно так, то следует максимально использовать это положение для прикладных лексикографических целей. Именно так и поступает авторский коллектив словаря: в основе словарной статьи как совокупности параметров описания заголовочного слова лежат именно ответы на «местоименные вопросы». Иными словами, все заголовочные слова, в частности, скажем, добро, пропускаются через сеть признаков, образующих соответствующие зоны. Общее число зон - 19, назовем некоторые из них ниже:

I. БЫТЬ (смысл бытия того, что поименовано, в разных фазах его существования),

II. КТО, ЧТО (толкование концепта),

III. КАКОВ (смысл сущностного признака концепта), IV. КАКОЙ (смысл непосредственно воспринимаемого, открываемого или приписываемого признака концепта), V. ЧЕЙ (смысл обобщенно понимаемой принадлежности концепта), VI. ДЕЙСТВИЕ. СОСТОЯНИЕ. ОТНЕСЕННОСТЬ (смысл, означаемый глаголами делать, действовать, поступать, совершать, испытывать состояние и т.п., в его отношении к концепту), VII. НЕОБХОДИМОСТЬ. ДОЛЖНОСТЬ. ВОЗМОЖНОСТЬ. ЖЕЛАЕМОСТЬ (смысл модального состояния концепта), VIII. КАКОВО (смысл искомого или приписываемого ситуационного состояния, относительно концепта всё остальное собой определяющего), IX. КАК (смысл «каким образом», «каким способом», «при каких обстоятельствах» существует, действует или пребывает в некотором состоянии концепт), X. СКОЛЬКО (смысл количества, количественного состояния или количественного состава объекта-концепта), ..., XVI. КОГДА (смысл отношения ко времени существования концепта), ..., XVIII. ЗАЧЕМ (смысл цели, назначения, предназначенности концепта), XIX. ПОЧЕМУ (смысл причины, повода, основания существования концепта).

На макроуровне все концепты представляют шесть различных миров всего того, что характеризует человека и его деятельность, и всего того, что его окружает:

1. Мир, воспринимаемый человеком как все высшее, непостижимое, таинственное или, напротив, как то, что дано человеку искони, как извечно предопределенное, 2. Мир как то, в условиях чего всё существует, развивается и взаимодействует и воспринимается человеком не только как от него зависящее, но как опре-

деляющее само его существование на Земле, 3. Мир, естественно окружающий человека, им непрерывно познаваемый и активно осваиваемый, 4. Собственно мир человека: он сам, 5. Мир, создаваемый человеком в обязательном взаимодействии с другими людьми и составляющий его собственное - узкое или широкое -необходимое окружение, 6. Мир, создаваемый человеком как высшее обобщение деятельности его ума и духа.

Часть концептов, образующих тот или иной «мир», открывают его перед нами, о нем информируют и его «живописуют», но более общая идея словаря заключалась в том, чтобы дать описание основных концептов русской культуры типа жизнь, смерть, сон, душа, совесть, доброта, жалость, злоба, стыд, лень, смех, страх, хмель, ум, память и т.п., составляющих «миры человека», им порожденные и с ним взаимодействующие, как их «преподносит» сам язык. При этом организация этих концептов должна быть продиктована также системными параметрами самого языка, подобными перечисленным выше.

Для того чтобы читатель составил себе представление о наполнении словарной статьи и о содержании словаря, приведем в качестве примера небольшой фрагмент всего одной словарной статьи концепта добро из «м и р а, воспринимаемого человеком как всё высшее, непостижимое или непонятное, таинственное, либо, напротив, как то, что дано человеку искони, как вечно предопределен-н о е»; для этого проиллюстрируем очень выборочно словарную статью концепта добро отдельными зонами I, II, III, IV, VII, VIII, IX, X и т.д. (пропуски в пределах одной зоны обозначены как «<...>», а между зонами - как «...»).

ДОБРО

I. Быть. Существует ли добро как действующая сила жизни? Добро существует как отвлеченное понятие, как идея, как вечное общечеловеческое нравственное понятие. Есть в жизни добро: это и добрые люди, и добрые дела. Добро живет рядом со злом. Нет, видно, добра на свете. Кругом одно зло, добра не видно. «В ком добра нет, в том и правды мало» (Даль).

▲ «<...> Скажи же: кто отец мой? / Когда не скажешь, на себя / Я руку наложу, / Да и тебе добра не будет» (Жуковский). Во всяком народе есть добро и зло: это участь человечества. Будем же стараться общими силами уменьшить зло в любезной нашей России и умножать доб-

ро. Вот истинный патриотизм (Булгарин). Прощайте, мои светлые и темные образы, мои добрые и недобрые люди, или, лучше сказать, образы, в которых есть и светлые и темные стороны, люди, в которых есть и доброе и худое! (С. Аксаков) ...

II. Кто. Что.

А. Добро - все то, что приносит людям, жизни, природе, всему окружающему удовлетворение, спокойствие, радость; также сердечное, расположительное отношение к кому-чему-н., к другому, другим; соответствующее свойство души; также приятное, радостное событие, хороший, положительный поступок, поведение; хорошее, полезное дело; вообще добро есть идея, которая существует как действующее, деятельное начало; это добрые люди и их добрые дела. «Добро - вещественно: всё доброе, имущество или достаток, стяжание, добришко, особенно движимость; в духовном значении: благо, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоп. худу и злу» (Даль).

Б. Благо - всё доброе, полезное, всё то, чем обеспечивается благополучие, спокойствие, довольство. «Благо - добро; всё доброе полезное, служащее к нашему счастию; хорошо, полезно; хорошо что, ладно что» (Даль).

<...> Хорошее (сущ.), доброе (сущ.) - добрые, полезные дела, поступки; хорошее, доброе отношение к чему-н.

«Благость - высшая степень любви и милосердия; соединение всех добродетелей» (Даль).

Противоп.: зло.

«Добро для человека - это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью» (афоризм; Аристотель). «Добро по указу - не добро» (Тургенев). <...>

▲ Дело доброе называется то, которое клонится к чьему благополучию без обиды

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком