научная статья по теме РУССКИЙ МИР ПРОТИВ РУССКАГО М1РА Социология

Текст научной статьи на тему «РУССКИЙ МИР ПРОТИВ РУССКАГО М1РА»

Особое мнение

© 2015 г.

В.Л. ИНОЗЕМЦЕВ

РУССКИЙ МИР ПРОТИВ РУССКАГО М!РА

ИНОЗЕМЦЕВ Владислав Леонидович - доктор экономических наук, профессор НИУ "Высшая школа экономики", Директор Центра исследований постиндустриального общества (E-mail: slava_in@yahoo.com).

Аннотация. В статье анализируется концепт "Русского мира", опирающийся на представления о русских как самого крупного "разделенного народа". Показана ошибочность представлений об особой роли России, как на постсоветском пространстве, так и в мире в целом. Констатируется успешность интеллектуальной российской иммиграции на Западе. Одновременно критикуется сотрудничество с русской диаспорой в странах СНГ в русле политико-идеологического взаимодействия. Предлагается интенсифицировать отношения с интеллектуальной российской диаспорой при свертывании поддержки "профессиональных русских".

Ключевые слова: зарубежные соотечественники • ответственная политика • сотрудничество • профессионализм эмигрантов • профессиональные русские

По мере того как внешняя политика современной России становится всё более агрессивной, на первый план в её обосновании выходит концепт так называемого "Русского мира", апеллирующий к внутренним элементам национального единства русских как самого крупного "разделенного народа в истории". Учитывая ностальгию большей части россиян по утраченному имперскому величию СССР, политическая элита в Москве объявляет себя защитником интересов всех "русских", проживающих вне её национальных границ, и делает из этого далеко идущие политические выводы.

Доктрина "Русского мира" использует термин, введённый в оборот в 1830-х гг. графом С. Уваровым. Президент В. Путин говорил, что "русский человек, или, если сказать пошире, человек русского мира, прежде всего думает, что есть некое высшее моральное предназначение самого человека", что этих людей объединяет "не только наш общий культурный код, но и исключительно мощный генетический код" [Путин, 2014]. Патриарх Кирилл относит к этому миру всех "принимающих русскую духовную и культурную традицию как основу своей национальной идентичности, или, по крайней мере, как её существенную часть" [Патриарх, 2009].

При этом различные российские политики и общественные деятели обращают подобные рассуждения в инструмент обоснования особой роли России как на постсоветском пространстве, так и в мире в целом. Однако подобный подход провокационен и опасен, воспроизводя популярную в среде российских консерваторов, начиная с XIX в., апологию "панславизма". Именно ею обосновывалось неоднократное вмешательство России в дела стран Юго-Восточной Европы: особые союзнические отношения России и Болгарии в период русско-турецких войн, России и Сербии вплоть до её окончательного превращения в нормальное европейское государство в начале этого столетия. Сегодня, после краха России как империи, а также с учётом расши-

рения Европейского Союза на Восток, пафос этой концепции снизился. А неучастие Украины в российских интеграционных экспериментах, судя по всему, окончательно сделает её отжившей свой век. И потому теория "русскости" остаётся единственным аргументом в пользу особых притязаний России в регионах, когда-то испытывавших её влияние.

Концепт "Русского мира" теоретически несостоятелен, практически ошибочен и политически опасен. Теоретически он несостоятелен, поскольку призывает к возвращению мира в период, предшествовавший появлению современных национальных государств. Сегодня отношения между государством и его жителями выстраиваются на базе понятия гражданства - и каждая из стран имеет право защищать своих граждан, отставивать их интересы и оборонять свою территорию в международно-признанных границах. Альтернативный подход, на котором настаивает Россия, предполагает особое отношение властей стран со значительным русским меньшинством, к его представителям; изменение политического строя этих стран (требования "федерализации" Украины); а также возможность "окормления" этих граждан Русской православной церковью (РПЦ), de facto действующей как подразделение администрации президента России. Утверждается необходимость предоставления специфических прав не только этническим русским, но и "русскоязычным", как носителям русской культурной традиции.

Россию можно понять: всего четверть века тому назад она пережила распад своей империи, из осколков которой в страну бежали более 4,5 млн человек - самая крупная постколониальная миграция в мировой истории [Иноземцев, 2013]. Сейчас в государствах, возникших на территории бывшего СССР, живут более 15 млн этнических русских и почти 40 млн человек, использующих русский язык в повседневной жизни [Евразийский..., 2014].

Россию нельзя поддержать в этих её устремлениях: принятие данного подхода способно вызвать "цепную реакцию" международных конфликтов. Если России позволено защищать интересы русскоязычных в Молдове, провоцируя их на образование собственного квазигосударства, то почему Франция не может вмешаться, например, в дела "франкоязычных" Камеруна или Сенегала, которые когда-то тоже были частью её владений? Если Россия может раздавать паспорта этническим русским, то почему не поступить так же и Китаю с его самой большой в мире диаспорой? Иначе говоря, логика "Русского мира" концептуально противоречит всей принятой сегодня системе международных отношений.

Остановимся на "практической" стороне проблемы. "Русский мир", от имени которого выступают В. Путин и его окружение, неоднороден. За рубежами России живет около 6,5 млн человек, самостоятельно уехавших из СССР и России, и их число довольно быстро растёт. Только за 2012-2013 гг. из РФ на постоянное место жительства выбыло почти 310 тыс. человек (против 35,5 тыс. человек в год за период 2008-2011 гг.) [Федеральная..., 2014], а число тех, кто уезжает за рубеж, не афишируя этого обстоятельства, намного больше. Кроме того, в мире более 7 млн этнических русских, никогда подолгу не живших в России, потому что они родились за границей от русских родителей или смешанных браков. Более 25 млн человек составляет сообщество "русскоязычных" - выходцев из бывшего СССР, не обязательно являющихся этническими русскими, но разделяют "общий культурный код". И, наконец, в странах, возникших на развалинах СССР, проживают от 8 до 12 млн человек, называющих себя русскими, но по тем или иным причинам не вернувшихся на родину. Неоднородность "Русского мира" не позволяет говорить о его единстве и относиться к нему как к сплочённой общности. Напротив, он распадается на две большие части.

Первая, которую следует без всяких кавычек назвать Русским миром, состоит из людей, покинувших Россию вследствие своего индивидуального выбора. К ним можно отнести и тех, кто бежал из охваченной гражданской войной страны в послереволюционные годы; и тех, кто выехал в 1970-е гг. на волне еврейской эмиграции; и обрусевших немцев, уехавших в 1980-е гг.; и участников "экономической" эмигра-

ции 1990-х гг.; и молодых успешных людей, массово покидающих страну в наши дни. Все они уезжали не для того, чтобы сохранить свой "культурный код" и тем более не с тем, чтобы расширить российскую "зону влияния" в мире, а ради обеспечения собственной лучшей жизни. Условием для этого могли быть только повышение профессионализма, личная инициативность, и, что самое важное, ассимиляция в новых странах пребывания.

Социологические данные показывают: русским всё это хорошо удаётся. Практически нигде в мире не существует русских диаспоральных поселений. Знаменитый Brighton Beach в Нью-Йорке возник из-за множественности других этнических районов ввиду изобилия там социального жилья, предоставлявшегося переселенцам из СССР. В других странах ничего подобного нет. Русские практически во всех странах, куда они приезжают, отличаются более высоким уровнем образования, высокой инициативностью и являются (в случае получения гражданства) избирателями консервативных партий, выступающих за ограничение социального обеспечения и расширение экономических свобод. В США, если следовать данным статистики, эмигранты из бывшего СССР имеют в среднем 14,1 года образования против 12,6 - в среднем по стране; активнее занимаются предпринимательством и зарабатывают на 39% больше среднестатистического американца [Иноземцев, 2014а]. Выходцы из СССР и постсоветских стран, перебираясь в другие страны, быстро осваивают местный язык, доля безработных среди них оказывается на 30-60% ниже среднестрановой, а молодые русскоязычные или их дети лишь в 25-30% случаев строят семьи со своими соотечественниками, активно смешиваясь с местным населением.

В результате в западных (а в последнее время и в восточных - Китае, Камбодже, ОАЭ) странах возникает сообщество русских профессионалов, которые, собственно, и формируют Русский мир: людей, не отрицающих своей связи с русской культурной традицией, но достигающих значительных успехов собственными усилиями. Они составляют от 2 до 8% населения мегаполисов европейской культурной традиции -Вены, Праги, Берлина, Парижа, Нью-Йорка. Среди них - более 10 тыс. учёных и профессоров, работающих в университетах и научных центрах США и Европы. Известны имена нобелевских лауреатов А. Гейма, К. Новосёлова и А. Абрикосова, учёных В. Вапника и М. Концевича, Е. Кунина и А. Линде. В России популярна шутка: американский университет - это место, где русские профессора учат китайских студентов. Как известно, "в любой шутке есть доля шутки".

В Америке и Европе работали и работают выдающиеся представители российской культуры: музыканты и исполнители М. Ростропович и Г. Вишневская, В. Гергиев и Д. Мацуев, М. Барышников и А. Нетребко, художники И. Кабаков и Д. Врубель, спортсмены А. Овечкин и П. Буре, М. Шарапова и Е. Исимбаева; с недавних пор их число пополнил Г. Каспаров. Важно отметить: какой бы прочной ни была приверженность этих людей русскому "культурному коду", но своей ментальности, мотивации и способности к рациональному выбору все они - стопроцентные представители евроцентричной цивилизации. Они успешны, обеспечены, как правило, ничего не ждут от России и обладают, прежде всего профессиональной, а не националь

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком