научная статья по теме Русский позитивист Е. В. Де Роберти: эволюция философских взглядов Философия

Текст научной статьи на тему «Русский позитивист Е. В. Де Роберти: эволюция философских взглядов»

Русский позитивист Е.В. де Роберти: эволюция философских взглядов

Г.Л. БУЗУК

В развитие русского позитивизма значительный вклад внес Е.В. де Роберти - яркий его представитель. Его философские воззрения прошли сложный эволюционный путь развития. Исследователи философского наследия Е.В. де Роберти либо игнорировали проблему периодизации его творчества, либо подходили к ней слишком формально (1). По существу же, речь должна идти о трех этапах его философской эволюции, которые условно можно назвать так: «классический позитивизм», связанный с уяснением основных положений контовского позитивизма; «предгиперпозитивистский» этап, в котором он пытался распространить позитивистскую методологию на проблемы истории и политической экономии; «гиперпозитивистский» этап, связанный с созданием своей собственной системы философских воззрений.

Этап «классического позитивизма» - 1856 - 1863 гг. Он ознаменован следующими событиями: окончанием московской гимназии, годами учебы в Александровском (бывшем Царскосельском) лицее, где он впервые познакомился с творчеством французских позитивистов О.Конта, Э.Литтре.

Суть этого этапа состояла в усвоении Е.В. де Роберти позитивистской системы О.Конта об определяющей роли научных знаний в развитии общества. Он разделял контовский тезис о том, что без науки нет и философии; признавал подчиненность человеческого ума естественному ходу вещей; необходимость ориентации социологии на естественные науки как более зрелые и ранее приблизившиеся к позитивному состоянию.

В то же время Е.В. де Роберти не принял осуществленную О.Контом ревизию своих воззрений, результатом которой стало утверждение об определяющей роли в жизни общества не науки (знания), а морали и религии. Создавая позитивистскую религию и принижая роль научного знания, О.Конт, по мнению Е.В. де Роберти, порывает с «Курсом позитивной философии» и это послужило поводом для обвинения французского философа в недостаточной позитивности его позитивизма.

Для понимания, почему именно позитивизм стал столь привлекателен для лицеиста Е.В. де Роберти, необходимо ощутить интеллектуальную атмосферу России того периода. Следует отметить, что западная философская мысль всегда оказывала существенное влияние на российскую общественность, которая живо откликалась на все сколько-нибудь значительные философские учения: кантианство, фихтеанство, шеллингианство, гегелианство, фейербахианство, марксизм, позитивизм. Популярность позитивизма в России Х1Х в.была значительной, а его влияние продолжалось вплоть до 20-х гг. XX в.

В 1842 г. О.Конт издал заключительный том «Курса позитивной философии» и очень скоро отголоски этого события прозвучали в России. Так, например, считается, что впервые с позитивизмом российскую общественность познакомил в 1847 г. В.Милютин, блестящий знаток экономических теорий, юрист, социолог, публицист. На страницах журнала «Отечественные записки» он изложил основные идеи «Курса позитивной философии». Основным результатом этого воздействия оказалось восприятие принципа эволюционного развития человечества (2, с. 107). Согласно другому мнению, первая четкая реакция на позитивизм в России обнаруживается уже в 1845 г. и непосредственно связывается с деятельностью В.Н.Майкова (1823-1847 гг.), одного из первых русских позитивистов, заявивших на страницах

журнала «Финский Вестник» о необходимости критической

переработки социальных наук Запада и, прежде всего, позитивизма О.Конта для преодоления спекулятивной философии и решения экономико-политических проблем России. Позитивизм оправдывал и антимонархические действия, например, европейские революции 1848 г., что напугало и без того консервативное российское правительство. Результатом стало усиление надзора за преподаванием гуманитарных наук, запрещение преподавания права западноевропейских стран, изъятие сочинений О.Конта из государственных библиотек, сокращение общего числа студентов. Следует вспомнить и «высочайшие» решения о запрещении официального использования терминов «общество», «революция» и «прогресс» (см. З, с.9,14, 61). Однако в 1861 г. запрет на изучение гуманитарных наук был снят. Именно в это время были переведены на русский язык произведения наиболее ярких представителей первой волны позитивизма Дж. Милля, Г.Спенсера, Г.Льюиса.

Таким был социально-политический фон первого этапа позитивистских воззрений Е.В. де Роберти. «Дворянский либерализм и герценовский социализм были в то время всего лишь тенденцией, -отмечает Р. Веррье. - Но именно они нацелили Вырубова и де Роберти на принятие того, с чем они столкнулись позже — левым позитивизмом Э.Литтре» (4, р.6).

Следует напомнить, что на переход де Роберти от философии А.Герцена к позитивизму Э.Литтре серьезное влияние оказал преподаватель французской литературы в лицее Е.Поммье, ученик О.Конта и друг Э.Литтре. Собственно Е.Поммье и был первым учителем позитивизма у де Роберти и Г.Н. Вырубова. Причем юные позитивисты в большей степени тяготели к идеям Э.Литтре, материалистически истолковывавшего позитивизм, одного из первых критиков контизма

«слева», с юношеским максимализмом воспринимая их

как более позитивистские, чем взгляды О.Конта.

Оригинальность идей Э.Литтре не вызывала сомнений у русских современников. Так, например, В.Г.Белинский считал, что «ученый с мировым именем Литтре несомненно содействовал популяризации первого позитивизма, хотя его взгляды были далеко не тождественны контиаму» (5, с.66). Э.Литтре создал теорию на основе контизма и против Конта и, как заметил Р.Ве-рье, исследователь философского творчества Е.В. де Роберти, «те, кто принимал с энтузиазмом работу Конта «Курс положительной философии», отреклись напрочь от «Системы», потому что в ней Конт, подобно мистицизму, выливался в консерватизм» (4, с.21).

Е.В. де Роберти и Э.Литтре объединяла не только уверенность в правильности позитивизма, но и общая тяга к иследовательскому творчеству, связанному с критическим переосмыслением теоретических основ позитивизма. С контизмом и против Конта - этот методологическо-критический подход стал определяющим на всю творческую жизнь и для Е.В. де Роберти.

В рамках общей характеристики этапа «классического позитивизма» Е.В. де Роберти можно отметить следующие особенности.

- Изучение позитивизма явилось первой встречей с философской системой. У Е.В. де Роберти не было достаточной философской подготовки, глубоких знаний гегельянства, кантианства и других философских воззрений, господствовавших в России. Во многом именно поэтому встреча с позитивизмом оказалась основной в его жизни в отличие, например, от В.Г.Белинского, имевшего солидную философскую подготовку и скептически относившегося к позитивизму.

- Позитивизм, с которым познакомился Е.В. де Роберти, уже в этот период являлся критическим переосмыслением контизма, он был далек

от схоластики, абстрактных схем и представлял собой философию жизни.

- Позитивизм привлек Е.В. де Роберти своей социальной направленностью, являлся философским проектом «совершенной жизни».

Второй этап эволюции философских воззрений Е.В. де Роберти -«предгиперпозитивистский» - начался с мая 1863 г., когда он, два его брата и Г.Н.Вырубов начали слушать лекции в старейшем Гейдельбергском университете. Во второй половине XIX в. это был самый «русский» университет в Германии, славившийся не только высоким уровнем преподавания, но и своим демократизмом, особым гейдельбергским новаторским духом, междисциплинарным подходом в науке.

Интеллектуальная биография требует максимально внимательного отношения к учителям-педагогам, во многом определявших приоритеты духовных исканий и мировоззренческий «угол» видения своих подопечных. Устойчивый интерес Е.В. де Роберти к естествознанию формировался под сильным влиянием преподававших в Гейдельбергском университете известных естествоиспытателей Р.В.Бунзена, Г.Р Кирхгофа, Г.Ф. Гемгольца.

Профессор Гейдельбергского университета Р.В.Бунзен (1811-1899 гг.) был одним из создателей фотохимии. С помощью разработанного им метода спектрального анализа (совместно с физиком Г. Кирхгофом) он открыл химические элементы цезий и рубидий. Помимо колбы для вакуумного фильтрования, химического штатива («штатив Бунзена») и «клапана Бунзена» (простое и остроумное приспособление для сброса избыточного давления в химическом реакторе) он изобрел газовую горелку («горелка Бунзена»), гальванический элемент («элемент Бунзена») и ледяной калориметр для определения теплового эффекта

реакции по количеству воды, полученной из расплавившегося при 0°С льда. Имя немецкого ученого получила и зависимость количества продукта фотохимической реакции и энергии вызвавшего ее излучения (закон Бунзена-Роско).

Г.Р.Кирхгоф с 1855 г. и в течение 20 лет возглавлял кафедру физики Гейдельбергского университета, где и написал свои лучшие работы. Его гению принадлежало открытие закономерности протекания тока в разветвленных цепях (правила Кирхгофа), идея о распространении переменного тока по проводам, результаты которой во многом предвосхитили идеи Дж.Максвелла, касающиеся электромагнитного поля. Он открыл закон теплового излучения (закон Кирхгофа), ввел понятие «абсолютно черного тела». Разработка проблемы излучения «абсолютно черного тела» привела к созданию квантовой теории излучения.

Профессор Гейдельбергского университета Г.Ф.Гемгольц (18211894) активно исследовал проблемы электромагнетизма, оптики, теплоты, акустики, гидромеханики и т.п. Он сформулировал и математически обосновал закон сохранения энергии, разработал термодинамическую теорию химических процессов, развил теорию аномальной дисперсии, выдвинул идею атомарного строения электричества, добился существенных результатов в физиологической акустике — открыл комбинационные тоны, выдвинул резонансную теорию слуха.

Е.В. де Роберти всегда интересовался естествознанием, что в дальнейшем оказало воздействие и на его философские воззрения. Однако поступил он на самый престижный в 60-х гг. XIX в. в Германии факультет права, чтобы учиться политическим и экономическим наукам у профессоров Р.Фон-Моля и И.К. Блюнтчли. Профессор Р.Фон-Моль (1799-

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком