научная статья по теме С.Е. ЗВЕРЕВ - СОБИРАТЕЛЬ И ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «С.Е. ЗВЕРЕВ - СОБИРАТЕЛЬ И ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ»

История и практика архивного дела и делопроизводства

А.Н. Акиньшин, В.А. Алленова

С.Е. Зверев - собиратель и хранитель культурного наследия

Воронежского края

Ключевые слова: Воронежская ученая архивная комиссия, Воронежский губернский музей, Воронежский областной краеведческий музей, Государственный архив Воронежской области, С.Е. Зверев.

тефан Егорович Зверев (1860-1920) - видный русский краевед, один из организаторов

С исследований по истории Воронежского края и пропагандистов местной старины, принадлежит к числу бескорыстных подвижников провинциальной культурной и духовной жизни. Его более чем тридцатилетняя краеведческая деятельность была необычайно многогранной и плодотворной. Организатор археологических исследований, собиратель и знаток местных архивов, секретарь губернского статистического комитета, один из основателей и бессменный правитель дел Воронежской ученой архивной комиссии (ВУАК), активный член церковного историко-археологического комитета, автор многочисленных работ по церковной и гражданской истории, С.Е. Зверев по праву считается одним из ведущих воронежских краеведов, об авторитете которого свидетельствует круг его общения - известные историки и музейные деятели С.А. Белокуров, М.А. Веневитинов, И.Е. Забелин, Н.П. Лихачев, С.Ф. Платонов, А.И. Станкевич, Д.В. Цветаев, Е.Ф. Шмурло и др.1

Впервые к изучению жизни и деятельности С.Е. Зверева обратился в начале XX в. главный хранитель губернского музея В.В. Литвинов, который посвятил краеведу раздел своей статьи, написанной к пятидесятилетию «Памятных книжек» - печатного органа губернского статистического комитета2. Биографический характер носят также материалы, публиковавшиеся по случаю юбилеев С.Е. Зверева, и статья о нем в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и

о

И.А. Ефрона3. Первой публикацией, посвященной С.Е. Звереву в советское время, не считая краткого некролога4, стала статья его сына - астронома, члена-корреспондента АН СССР М.С. Зверева (1903-1991), в которой вклад краеведа показан в контексте культурной жизни Воронежа и истории семьи Зверевых5. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в свет вышел ряд публикаций, освещающих

/Г 'у

различные стороны деятельности С.Е. Зверева. В них отражены его музейная и архивная работа,

8 9

участие в археологических съездах и местных археологических изысканиях . Представлено также документальное наследие самого собирателя древностей, которое находится в Центре хранения документов до 1917 г. Центрального государственного архива города Москвы (ранее Центральный исторический архив Москвы) в составе его личного фонда (главным образом, письма в адрес краеведа)10 и в Воронежском областном краеведческом музее (ВОКМ), где также сформирован личный фонд Зверева11. К 150-летию со дня рождения краеведа был подготовлен

1 9

библиографический указатель, где учтены 340 публикаций самого Зверева и 373 работы о нем .

13

Сведения о С.Е. Звереве вошли в ряд энциклопедий . Несмотря на динамично развивающуюся историографию темы, обобщающей работы, в которой многогранная деятельность С.Е. Зверева нашла бы комплексное освещение, до сих пор нет. Попытаемся восполнить это в настоящей

статье.

Ее источниковую основу составили как опубликованные, так и не введенные в научный оборот архивные документы. В числе первых - труды С.Е. Зверева, вошедшие в различные центральные и местные периодические издания, а также подготовленные им отчеты о деятельности музея и ВУАК за 1896-1915 гг. Официальные документы Воронежского губернского статистического комитета, ВУАК и церковного историко-археологического комитета, где трудился Зверев, сгорели в годы минувшей войны. В Государственном архиве Воронежской области (ГАВО) документы, имеющие отношение к Звереву, сохранились в фондах Воронежской духовной консистории и губернского архивного бюро. Так, клировая ведомость домовой церкви Михайловского кадетского корпуса во имя Михаила Архангела за 1911 г. свидетельствует о происхождении С.Е. Зверева. Родился он 23 марта 1860 г. в Москве; отец, Егор Иванович Зверев, был дьячком Спасо-Преображенской церкви Сретенского сорока Москвы14. Рано оставшись без родителей, Стефан смог получить традиционное для своего сословия образование: окончил Перервинское духовное училище, Московскую духовную семинарию, а затем Духовную академию в Сергиевом Посаде (1884 г.). Здесь он слушал курс лекций по русской истории В.О. Ключевского, познакомился с графом Д.Н. Толстым (1806-1884)15 и непродолжительное время служил его личным секретарем.

В 1885 г. С.Е. Зверева направили на службу инспектором в Рязанскую духовную семинарию. Именно в этот период у выпускника академии проявилась тяга к изучению местной истории; он был избран членом Рязанской ученой архивной комиссии, начал публиковать в ее трудах свои первые опыты в области археографии16.

В сентябре 1887 г. С.Е. Зверева перевели в Воронежскую духовную семинарию преподавателем церковной истории; кроме того, ему поручили преподавание русской истории в епархиальном женском училище. С этим городом и краем и были связаны его дальнейшая жизнь и служение. За три десятилетия он обследовал архивы монастырей Воронежской епархии, занимался в библиотеках духовной семинарии и статистического комитета, во время поездок в старую столицу знакомился с материалами по краевой истории в Московском архиве Министерства юстиции. Возросший профессиональный уровень позволил ему печататься в «Русской старине» и

17

«Русском архиве» , а позже и в других центральных периодических изданиях.

Зарекомендовав себя, по признанию воронежских краеведов, «особой любовью к

1 Я

историческим трудам и изысканиям» , С.Е. Зверев в феврале 1888 г. был избран членом Воронежского губернского статистического комитета, а в 1891-1894 гг. являлся его секретарем. Вступив в должность, он столкнулся с фактом небрежного хранения книг, архивных документов и накопившихся при комитете за долгие годы коллекций и отдельных предметов старины. Составив каталог к разобранной им библиотеке, С.Е. Зверев приступил к описанию входивших в ее состав древних актов, продолжив дело, начатое еще советником губернского правления, основателем историко-этнографического кружка в Воронеже Н.И. Второвым19. Затем он взялся за разбор хранившейся при комитете коллекции разнородных археологических находок и предметов, задавшись целью создать на ее базе краеведческий музей, чтобы наглядно и во всем многообразии представить прошлое края. «При некоторых специальных средствах, - писал он в 1892 г., -комитет мог бы сосредоточить все местные древности в своем музее. Древности, разбросанные по частным рукам и в отдельных собраниях, также необходимо объединить в общегубернском собрании, каким должен стать наш музей» . При поддержке губернатора Е.А. Куровского музей получил помещение на втором этаже Мещанской управы на Большой Московской улице. С октября 1893 г. С.Е. Зверев занимался обустройством экспозиции, а 9 сентября 1894 г. он, к тому времени председатель комиссии по организации музея, в своей речи на торжественной церемонии отметил заслуги предшественников и подвижничество своих сторонников, которые «сделали все, что могли, чтобы приготовить музей к открытию, не имея почти никаких средств, работая своими

Л 1

руками» . Деятельность Зверева по организации музея раскрывает хранящаяся в ВОКМ семейная

л л

переписка Зверевых (28 писем, переданы М.С. Зверевым в 1975 г.) .

В 1891 г. С.Е. Зверев стал также редактором и автором целых разделов в «Памятных книжках», превратив прежде выходивший от случая к случаю сборник статкомитета в регулярное ежегодное издание.

В 1894 г. в жизни С.Е. Зверева произошли значительные перемены. В августе он принял духовный сан и стал законоучителем и настоятелем домовой церкви Михаила Архангела в Михайловском кадетском корпусе. Эту должность он унаследовал от своего тестя М.И. Некрасова

О 'З

(1836-1908), который, овдовев, принял монашество с именем Лаврентий23.

О Звереве-семьянине, отце семерых детей (двое умерли подростками от скарлатины), круге общения этой семьи говорят воспоминания А.М. Быловой (старшей сестры жены М.С. Зверева) и дочери краеведа Ольги, написанные в 1962 г. Так, дочь отмечала: «В быту С.Е. был очень скромен, не любил никаких излишеств, не пил, не курил и очень не любил праздного общества, "гостей". Когда к нам приходил кто-нибудь из общих знакомых, С.Е. обычно лишь ненадолго выходил из своего кабинета, где всегда работал вечерами, и вскоре вновь удалялся, ссылаясь на какое-нибудь срочное дело»24.

Постепенно протоиерей Стефан Зверев приобрел авторитет одного из самых уважаемых и известных священнослужителей в городе. Одетого в рясу человека можно было видеть не только в кадетском корпусе, но и на заседаниях научных обществ и благотворительных организаций, в редакциях газет. Обращения протоиерея к воспитанникам корпуса в торжественные дни печатали местные газеты («Воронежский телеграф», «Воронежские епархиальные ведомости»). Нередко о. Стефан выступал с проповедями после архиерейского служения в Благовещенском монастырском соборе. Под новый 1899 г. он обратился к кадетам с проповедью об умиротворении, написанной философом Н.Ф. Федоровым (тот часто бывал в Воронеже и сблизился с местными деятелями науки и культуры). Именно Н.Ф. Федоров стал инициатором проведения в музее тематических выставок, приуроченных к важным общероссийским и местным датам. Идея философа нашла живой отклик у руководителя музея, усмотревшего в выставках своеобразный канал связи между музеем и жителями города. «Благодаря разнообразию впечатлений, получаемых на такого рода празднествах, - писал С.Е. Зверев, - у посетителей их создается вполне ясное представление о той или иной юбилейной

25

эпохе, о том или ином чествуемом лице и таковые представления надолго остаются в памяти» . Со времени открытия коронационной выставки в 1896 г. подобные вернисажи, нередко с участием столичных коллекционеров, проводились регулярно, становясь значимыми событиями в жизни

-л л

Воронежа26.

С 1901 по 1918 г. С.Е. Зверев являлся бессменным правителем дел и фактическим главой ВУАК (номинально

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком