научная статья по теме С.Г. ШУЛЕЖКОВА. СЛОВАРЬ КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ИЗ ОБЛАСТИ ИСКУССТВА Языкознание

Текст научной статьи на тему «С.Г. ШУЛЕЖКОВА. СЛОВАРЬ КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ИЗ ОБЛАСТИ ИСКУССТВА»

С. Г. ШУЛЕЖКОВА. Словарь крылатых выражений из области искусства

"Словарь крылатых выражений из области искусства" (М., "Русские словари", "Азбуковник"), вышедший в 2003 г. представляет собой итог двадцатилетней работы автора над систематизацией и осмыслением крылатых выражений из самых разных областей искусства.

Крылатые выражения - это "сверхсловные образования", по определению автора-составителя словаря, "превратившиеся в языковые единицы", "они обладают воспроизводимостью, устойчивостью компонентного состава и грамматической структуры (не исключающей вариантности), а также стабильностью семантики" (С. 5). Отличие данного труда от опубликованного в 1994 г. словаря разговорных выражений "Живая речь" В.П. Белянина и И.А. Бутенко, а также от "Словаря современных цитат" К.В. Душенко (1997) и "Словаря крылатых слов (русский кинематограф)" В.С. Елистратова (1999) состоит в том, что во всех этих словарях, наряду с крылатыми выражениями, приведено много обычных цитат.

В книге С.Г. Шулежковой словарные статьи (их более 1000), расположенные в алфавитном порядке, имеют продуманную структуру: инициальная часть представляет крылатое выражение с учетом его воз-

СРЕДИ КНИГ

117

можных вариантов, например: "Без божества, без вдохновенья [,/ без слез, без жизни, без любви]".

Если крылатое выражение обладает стилистической маркированностью, то оно наделяется пометами: книжн., высок., публ., разг., поэт., а также характеризуется с точки зрения оценочной, эмоционально-экспрессивной (ирон., шутл., одобр., презрит., снисход. и пр.). Например: "В царство свободы дорогу [/Грудью проложим себе]". Публ. устар.; теперь часто ирон".

Заметим, что такое шутливо-ироническое переосмысление крылатого выражения характерно для современного восприятия и всегда скрупулезно отмечается автором в иллюстративной части словарной статьи, где приводятся примеры употребления крылатых выражений в различных контекстах. Например: "[Не узнаю теперь я сам себя,] не узнаю Григория Грязного" употребляется часто шутливо: он посматривал на меня с легким удивлением, приговаривая: "Не узнаю Григория Грязного". А. Кривицкий. Не забуду вовек. Записки военного корреспондента.

Атрибутивная часть словарной статьи, следующая сразу за стилистической, содержит все возможные сведения об авторе крылатого выражения, произведения, откуда оно взято, и времени его создания.

Словарь приобретает особую культурологическую ценность потому, что для синтетических жанров указывается не только автор текста (поэт, писатель, сценарист, драматург, либреттист), но и композитор, режиссер, а также исполнитель (певец или актер), благодаря которым крылатое выражение обрело свою популярность.

Ссылочная часть включает добавочное перечисление крылатых слов (если, например, это популярная песня), имеющих тот же источник происхождения.

Семантическая часть, содержащая толкование значения крылатого выражения, описывающая условия, при которых возможно его употребление, является наиболее интересной, так как многие крылатые выражения "претерпели различные сдвиги семантического и эмоционально-экспрессивного плана" (С. 7). Так, выражение "Бандитская пуля" используется в значении «Ничего серьезного, ерунда, не стоит обращать внимания (на то, что встревожило собеседника). Обычно в таких случаях речь идет о внешнем облике говорящего, и он шутливой репликой стремится избежать серьезных объяснений, "уйти в тень", перестать быть предметом внимания окружающих».

К особой разновидности крылатых выражений автор справедливо относит наименования людей, предметов, процессов, явлений действительности. Например, "Богатенький Буратино", "Править бал", "Брызги шампанского", "Искра божья".

Появление в словаре, например, "Сладкой парочки" (название плиток шоколада "Твикс", упакованных попарно) объясняется частым упоминанием на страницах газет в значении "неразлучная пара супругов, влюбленных, деловых партнеров, друзей, чей образ жизни или деятельности оценивается иронически".

Наиболее современный пласт крылатых выражений составляют слова, порожденные кинематографом и телевидением ("Богатые тоже плачут", "Следствие ведут знатоки"), именами и репликами экранных персонажей ("Элементарно, Ватсон"; "Вор должен сидеть в тюрьме"; "Ну, заяц, погоди!").

В Словаре С.Г. Шулежковой отразился объективный процесс: всё большую популярность приобретают зрелищные формы искусства, поддержанные средствами массовой коммуникации. Поэтому романсы, песни (из опер и оперетт, кинофильмов), эстрадные шлягеры являются основным источником крылатых выражений.

В труде С.Г. Шулежковой собраны и научно осмыслены те многократно воспроизводимые выражения из области искусства, которые стали для нас действительно крылатыми, приобрели особое значение.

Эта книга - интереснейший источник для изучения русской культурной жизни XIX и в особенности XX века.

© Т.Г. Дмитриева,

кандидат филологических наук

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком