научная статья по теме С.Л. ФРАНК МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОПОЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОНФЕРЕНЦИИ) Философия

Текст научной статьи на тему «С.Л. ФРАНК МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОПОЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ КОНФЕРЕНЦИИ)»

С.Л. Франк между Россией и Европой

(по материалам научной конференции)

В ноябре 2013 г. в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в рамках осенней сессии XXIV Ежегодной Богословской Конференции ПСТГУ состоялась научная конференция "Самый выдающийся русский философ: философия религии и политики С.Л. Франка".

Богословская конференция ПСТГУ выросла из традиции проведения Чтений памяти протоиерея Всеволода Шпиллера (первые такие чтения прошли в мае 1992 г.) - "известного московского пастыря и богослова" (http://pstgu.ru/scientific/conference/history/), деятельность которого стала "духовным основанием" (http://pstgu.ru/about_university/history/) создания православного университета в современной России. Конференция давно уже стала традиционной формой встречи и активного научного сотрудничества представителей самых разных гуманитарных дисциплин: богословов, философов, религиоведов, историков, филологов и др., объединяемых осознанием значимости церковной перспективы в осмыслении христианской традиции и религиозных аспектов отечественной и мировой культуры. Только в последние годы в рамках конференции проходили заседания секций и круглых столов: "Проблема религии в философии Серебряного века" (2009), "Русская религиозная философия как философия" (2010), "Софиология и неопатристический синтез: два богословских итога философского развития" (2011).

В 2013 г. в центре внимания оказались идеи С.Л. Франка (1877-1950), одного из наиболее систематичных русских мыслителей, чье творчество удостоилось высокой оценки историка русской философии прот. В. Зеньковского, назвавшего Франка "самым выдающимся русским мыслителем вообще - не только среди близких к нему по идеям"1. Соорга-низатором конференции стал Институт исследований Центральной и Восточной Европы университета Айхштетта (Германия) во главе с проф. Л. Люксом, инициатором и главным редактором восьмитомного собрания сочинений русского философа, выпущенного на немецком языке. Презентация этого собрания сочинений стала центральным событием конференции, в которой активное участие приняли ведущие отечественные и зарубежные специалисты по философии Франка.

Первое заседание открылось докладом К.М. Антонова (ПСТГУ) «Проблематика философии религии в "большой трилогии" С.Л. Франка: "Предмет знания", "Душа человека", "Духовные основы общества"». По мнению докладчика, сосредоточение внимания именно на книгах "трилогии" позволяет точнее проследить взаимосвязь основных тем философии Франка с проблемами философии религии, как опять-таки элементом философской системы, причем не ретроспективно, глядя на Франка как на автора, в первую очередь, "Непостижимого", а, так сказать, "перспективно", анализируя процесс живого развития мысли философа. В результате рассмотрения наиболее значимых с этой точки зрения фрагментов указанных работ Франка докладчик пришел к выводу, что присутствие

1 Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001. С. 801.

религиозной проблематики в рамках "трилогии" постепенно возрастает. В "Предмете знания" оно минимально и даже проблематика онтологического доказательства бытия Бо-жия здесь рассматривается не в собственно религиозном, а в более общем, теоретическом, ключе, как проблема "связи между сознанием и бытием". В "Душе человека" эта проблематика обретает большую степень конкретности: Франк, в частности, намечает здесь учение о религиозном переживании как особой форме духовной жизни вообще. Однако "Духовные основы общества" стоят здесь как бы особняком, в том смысле, что Франку здесь отчасти изменяет обычно присущая ему в обращении с религиозным материалом философская осторожность: беспристрастный философский анализ зачастую переходит в религиозную проповедь. Это может говорить о том, что причины указанного возрастания лежат не в области собственно философского развития мыслителя, а, скорее, в сложных изгибах его личной духовной эволюции.

Философия для Франка имеет смысл только в контексте поиска предельных оснований знания, человеческого индивидуального и социального бытия, а этот поиск неизменно приводит его к постановке проблемы религии. Однако тот факт, что все эти вопросы окажутся включенными в философию религии, что именно в ней они найдут свое окончательное разрешение - безусловная новация "Непостижимого", не имеющая обязательных оснований в предшествующем систематическом философском творчестве мыслителя, хотя и понятная, если рассматривать духовный путь Франка в целом.

Вместе с тем следует сказать, что намеченные Франком в этих работах подходы к проблеме религии самой своей фрагментарностью и одновременно настоятельностью как бы требуют некоторого обобщения, и в этом смысле само появление "Непостижимого" и даже отчасти его метод и общий подход закономерны и совершенно понятны.

На первом заседании был представлен также доклад О.В. Марченко (РГГУ, МГК им. Чайковского) "Спор Вл. Эрна и С.Л. Франка о специфике русской философии". Здесь основное внимание было уделено знаменитой полемике В.Ф. Эрна (1882-1917) и С.Л. Франка на страницах "Русской мысли" 1910 г., в центре которой оказалась проблема специфики русской философии. Полемика явилась продолжением дискуссий В.Ф. Эрна с русскими философами круга международного журнала "Логос" (С.И. Гес-сен, Ф.А. Степун, Б.В. Яковенко и др.) в "Московском еженедельнике" 1910 г. Докладчик показал, что концепция оригинальной русской философии Эрна очень органично связана с его общефилософским учением. Что же касается Франка, то его взгляды на специфику русской философии в 1910-е гг. носили, похоже, случайный характер. Примечательно, что в эмигрантских немецкоязычных статьях 1920-х гг. взгляд Франка на специфику русской философии решительно меняется. Новые представления Франка о русской философии оказываются чрезвычайно близки взглядам его покойного оппонента, как в главном, так и в ряде примечательных деталей. В то же время общефилософские взгляды Франка не претерпевают резкого изменения и развиваются во вполне эволюционном режиме. Автор доклада постарался выявить причины подобных изменений, характерных не только для Франка, но и для оказавшихся в эмиграции Ф.А. Степуна, Б.П. Вышеславцева и некоторых других мыслителей. Одной из этих причин, безусловно, являлось переживание духовной и национальной катастрофы, проявившейся в событиях революции и вполне осознанной мыслителями в эмиграции. В эмиграции перед мыслителями возникла также задача осмыслить проблему самостоятельности русской философской традиции на фоне различения духовных устроений русских и западных философских интуиций.

Второе заседание конференции было посвящено презентации немецкого восьмитомного собрания сочинений С.Л. Франка. Проект представили инициатор издания этого собрания Л. Люкс и один из составителей комментариев к немецкому тексту издания известная исследовательница немецкой и русской философии Н.В. Мотрошилова (ИФ РАН).

Л. Люкс в своем выступлении осветил основные вехи работы над изданием, на подготовку которого ушло около 18 лет. Исследователь рассказал о своем знакомстве с сыновьями С.Л. Франка, а также вдовой мыслителя, давшими согласие на издание его творений на немецком языке. В издание вошли такие работы Франка, как "Предмет знания" (1 том), "Душа человека" (2 том), "Духовные основы общества" (3 том), "С нами Бог" (4 том),

"Реальность и человек" (5 том), "Свет во тьме" (6 том). В 7 и 8 тома вошли статьи Франка, посвященные соответственно историософской и историко-философской проблематике. Таким образом, совокупно с предыдущими изданиями Франка в Германии, на немецком языке в настоящее время изданы все главные произведения мыслителя.

Главным мотивом, послужившим основой для такой активной работы над данным проектом, являлось то впечатление "глубины и одухотворенности" русского философа, которое, по словам Люкса, поразило его при знакомстве с творчеством Франка. При глубокой вкорененности русского мыслителя в проблематику, заданную немецкой философией, при прекрасном знании Франком немецкого языка и публикациях на нем, он, однако, оказался выключенным из философского дискурса Германии. Такая ситуация "в стране поэтов и мыслителей", по словам Люкса, "озадачивала и возмущала" Франка.

Данный проект явился первым большим проектом Института исследований Центральной и Восточной Европы. В рабочую группу проекта вошли такие русские исследователи, как Н.В. Мотрошилова и В.К. Кантор, а также их немецкие коллеги, прежде всего проф. П. Элен. В заключение Л. Люкс отметил, что данное издание собрания сочинений Франка уже послужило возникновению интереса к мыслителю и обсуждению его творчества на философских семинарах Германии.

Н.В. Мотрошилова выступила на конференции как автор комментариев к 1 тому издания ("Предмет знания"). Она отметила некоторые печальные, с ее точки зрения, моменты в исследовательской ситуации вокруг Франка в России: это и отсутствие русского систематического издания сочинений Франка, и крайняя малочисленность его читателей и исследователей. По ее мнению, в России любят говорить о том, как любят Россию, но при этом не проявляют готовности "работать над прославлением России". Вместо этого непрерывные реформы в области образования и науки наносят значительный удар по российской культуре. Впрочем, тот факт, что количество читателей Франка как в России, так и в Германии стремится к нулю - феномен, не зависящий от эпохи и условий существования, определяющийся глубиной и сложностью мысли философа. Поэтому распроданный тираж немецкого тома "Души человека" является уже значительным прогрессом.

Соглашаясь с характеристикой Франка, как "самого выдающегося русского философа", исследовательница отметила, что Франк - подлинный мыслитель, "коренной", исключительно точный в своих формулировках: сказав что-то о своем времени, он говорит и о будущем, он поразительно актуален для современности. В работе "Предмет знания" Франк проявил прекрасное знание современной ему немецкой философии и особенно активный интерес к проблемам гносеологии. По мнению Н.В. Мотрошиловой, он, однако, неудачно назвал книгу. Следовало бы назвать ее

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком