научная статья по теме С. Н. Булгаков о значении духовной и нравственной составляющей хозяйственной деятельности Философия

Текст научной статьи на тему «С. Н. Булгаков о значении духовной и нравственной составляющей хозяйственной деятельности»

С.Н. Булгаков о значении духовной и нравственной составляющей хозяйственной деятельности

О.А. ЧАПЛЫГИН

В современной России идёт интенсивный процесс экономических, социальных, политических и духовных преобразований. Эти преобразования имеют коренной, радикальный характер, изменяющий всю совокупность общественных отношений, экономического устройства страны.

Не умаляя значимости хозяйственной деятельности, уровня технико-экономического развития той или иной страны, её геополитического положения и других объективных условий, важно отметить, что системообразующим фактором её социально-экономического устройства является мировосприятие её народа, система культурных ценностей, которые во многом определяют смысл существования народов, государств. На высотах культуры, духовности общества с необходимостью происходит сближение пластов общества, сужается база социальной разобщённости людей, что обусловливает успешное шествие цивилизационного процесса.

Не случайно С.Н. Булгаков настаивает на том, что «хозяйственная деятельность может быть общественным служением и исполнением нравственного долга, и только при таком к ней отношении и при воспитании общества в таком её понимании создаётся наиболее благоприятная духовная атмосфера как для развития производства, так и для реформ в области распределения, для прогресса экономического и социального» (8, с.237).

Любая материально-производственная деятельность освещена тем или иным типом духовности, моральными устоями. Поэтому кардинальные изменения общественных отношений в этой сфере влекут за собой необходимость переосмысления вечных вопросов человеческой нравственности, которое исходило бы из новых экономических реалий.

Духовность - это очень обширное и сложное понятие, содержанием которого является совокупность идей, знаний, целей отдельного человека и

всего общества в целом, а также художественные и нравственные ценности. Качество духовности проявляется, прежде всего, в благородстве мыслей и действий, в высокой культуре чувств и поведения. Оно находит свое выражение в тяге к добру и справедливости, к правде, к общению с другими людьми, с природой и т.д. В становлении духовности огромное значение имеет преемственность, усваивая и оценивая культурное наследие, люди учатся творить и созидать новое. Одной из особенностей сегодняшней ситуации в нашей стране является усиление тяги россиян к своей истории, активизация процесса возрождения старых и формирование новых духовных ценностей на фоне отрицания многого другого из своего прошлого.

Духовность является и экономическим достоянием общества, так как произведения культуры, запечатленные в материале, языке, камне, вплетены в материальную деятельность людей. А в современных условиях, когда орудия труда становятся все более «интеллектуальными», нельзя оставить без внимания такой фактор духовности, как образованность производителей и потребителей материальных благ. Речь идет о получении ими специальных знаний, высокой профессиональной подготовке, общей культуре. Все это составляет ныне обязательное условие успешного труда работника, а также обусловливает богатство его духовного мира.

Духовность различных слоев общества может способствовать укреплению их положения, активности во всех сферах жизни, прежде всего экономической, но может и дестабилизировать устойчивость данного социального организма, когда, к примеру, властные структуры преследуют свои узкоэгоистические цели, манипулируя общественным сознанием в своих собственных интересах (7, с.З). Понятие «духовность» фиксирует одну из существенных характеристик как личности, так и общества. Недаром Н.А. Бердяев писал, что без духовности «нельзя нести жертвы и совершать подвиги», что она «и есть та сила, образующая и поддерживающая личность в человеке» (1, с. 320,324). Отсутствие духовности превращает человека в животное, стремящееся удовлетворять лишь свои физиологические потребности.

В содержание понятия «нравственность» входят внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеале добра, чести, долга и справедливости, которые проявляются в отношении к людям и природе, и совокупность норм, правил поведения человека в обществе и по отношению к природе, которые определяются этими качествами. Слово «нрав» означает характер, а во множественном числе - обычаи или уклад жизни (5, с.8).

Всеобщей основой, определяющей особенности поведения людей, является их понимание нравственности. Если законодательство в общем и целом отвечает требованиям господствующей в обществе морали, то законы будут соблюдаться. Если же законодательство расходится с требованиями морали или традиционная мораль подвергается ревизии, а новые нравственные ценности еще не сложились, то нарушения закона могут стать массовыми, и вести речь о надежных гарантиях прав собственности будет сложно.

Слова «нравственность», «мораль», «этика» содержательно и этимологически схожи и в значительной мере тождественны. Русское понятие «нравственность» — аналог латинского «шогаНв» и древнегреческого «е1:Ыка». Все они подразумевают определенную упорядоченность нравов, обычаев людей.

Нравственность, с одной стороны, служит фундаментом права, с другой — ее функции шире: нравственные нормы регулируют ту область хозяйственных отношений, которая не подпадает под действие правовых норм. Нравственное состояние общества предопределяет уровень гарантий прав собственности и одновременно обусловливает степень взаимного доверия субъектов экономических отношений. Следовательно, эффективность функционирования экономической системы во многом, если не в решающей степени, зависит от этики хозяйственного поведения. Если в данной хозяйственной среде действует четкая система правил и этических норм, следует ожидать высокой результативности экономической деятельности как в плане удовлетворения потребностей населения, так и с точки зрения доходов предпринимателей, темпов экономического роста, поступления средств в государственный бюджет,

возможностей решения многообразных социальных проблем. И, наоборот, если хозяйственная этика не сформировалась, то эффективность бизнеса будет низкой, со всеми вытекающими из этого факта экономическими и социальными последствиями (б.с.21-23).

Зачастую невозможно предсказать, что ждёт экономику в будущем, создать надёжные прогнозы. Но гораздо сложнее предписать, как следует действовать в критических социально-экономических ситуациях, когда неизбежно изменение экономического курса. Неотвратимы крутые повороты в экономической стратегии и политике и приходится радикальным образом изменять сложившуюся экономическую систему. Роль нравственной ориентации особенно возрастает в переходный период, когда традиционная идеология подвергается ревизии, хозяйственное законодательство не отрегулировано, а контролирующие и карательные органы ослаблены. В этих условиях единственной надёжной опорой для индивидуального сознания остаются общечеловеческие нравственные ценности. Такая ситуация, ситуация нравственного выбора сложилась в России на этапе рыночных преобразований. В этот период со всей очевидностью выявилась неспособность рыночного механизма автоматически согласовывать интересы хозяйствующих субъектов. Зато в полной мере проявилось значение этики как основополагающего регулятора экономических отношений. На микроуровне отсутствие прочной этической основы обернулось лавинообразным ростом трансакционных издержек, что стало немаловажным фактором свертывания производства и раскручивания инфляционной спирали. На макроуровне забвение базовых принципов морали сопровождалось потерей доверия к властным институтам, их способности направить экономику в русло созидательного развития. Отсюда - неуклонное падение инвестиционной активности, важнейшими факторами которого выступают общая неопределенность положения дел в экономике, низкая степень доверия к экономической политике правительства, несовершенство налогового законодательства, коррумпированность государственных служащих.

Отдельные кризисные явления мировой культуры в своей основе имеют потерю жизненной ориентации, которая определяет отношение человека к жизни, помогают ему разобраться в сложившейся ситуации, направляют его деятельность в определенное русло. Рынок в известной мере делает человека машиной, которая постоянно просчитывает вероятность удачных и неудачных ситуаций для него. Главной движущей силой в этих условиях для человека становится материальное благополучие. В суете, постоянной погоне за прибылью человеку довольно легко растерять свой духовный потенциал, и он часто его теряет. Косвенным свидетельством чего сегодня являются небывалый рост алкоголизма, распространение наркомании, уход в нетрадиционные религии, рост психических заболеваний и самоубийств, сообщения о которых непрерывно звучат в средствах массовой информации.

Ещё в начале XX в. С.Н. Булгаков обратил внимание на то, что человечество находится в плену экономического материализма, или «экономизма»: «В противоположность добровольному аскетизму францисканско-буддийских эпох истории, презиравших богатство и отрицавших его силу над человеком, наша эпоха любит богатство - не деньги, но именно богатство - и верит в богатство, верит даже больше, чем в человеческую личность. Это не только маммонизм, корыстолюбивый и низкий (он был во все времена, есть и теперь), нет, это - экономизм. Жизнь есть процесс, прежде всего, хозяйственный, такова аксиома этого современного экономизма, получившая самое крайнее и даже заносчивое выражение в экономическом материализме» (4, с.7). Преодоление ситуации «экономизма» С.Н. Булгаков связывал стайной духовного преображения.

Поэтому не случайно один из вопросов, поднимаемых С.Н. Булгаковым в «Философии хозяйства» - значение духовности и нравственности в хозяйственной деятельности человечества. Хозяйственная деятельность, хозяйство, по его мнению, «есть деятельность, совершаемая хозяйствующим субъектом, «economic man», который и есть центральное понятие. Каждая хозяйственная эпоха имеет своего собственного «economic man». Последний

представляет собой не экономический ав

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком