научная статья по теме С. PAPOULIDIS. ANALECTA BALCANO-RUSSICA. THESSALONIQUE, 2005. 255 P. К. ПАПУЛИДИС. БАЛКАНО-РУССКИЕ АНАЛЕКТЫ. Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «С. PAPOULIDIS. ANALECTA BALCANO-RUSSICA. THESSALONIQUE, 2005. 255 P. К. ПАПУЛИДИС. БАЛКАНО-РУССКИЕ АНАЛЕКТЫ.»

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

Славяноведение,№ 1

С. РАРОиЬЮ13. Апа1е^а Бакапо-Кшзгса. Тке88а1отдие, 2005. 255 Р. К. ПАПУЛИДИС. Балкано-русские аналекты.

Константин Папулидис - один из немногих активно работающих славистов Греции. Он изучал русский язык, историю и культуру России в Русском православном богословском институте в Париже. Он является доктором богословия этого института и Салоникского университета. Ему принадлежит около 20 книг и большое количество статей. Значительная часть их посвящена политическим, культурным и церковным связям между Россией и Грецией. Рецензируемый сборник включает в себя 23 статьи по этой проблематике, опубликованные с 1968 по 2001 гг. в различных изданиях на новогреческом, французском, английском и русском языках. Некоторые из статей сборника на русском языке были ранее опубликованы в различных советских и российских изданиях.

Выводы и суждения автора основаны на первоклассных, зачастую уникальных источниках. Это не только греческие архивные материалы и исследования, опубликованные в Греции, что естественно, но и большой массив архивных материалов, извлеченных из советских и российских архивов, а также широкий и разнообразный круг литературы на русском языке. Хорошие возможности для поисков К. Папулидиса в архивах и библиотеках Москвы и Ленинграда сложились благодаря научным обменам и сотрудничеству, существовавшим в 1970-1980 годы между Институтом славяноведения РАН (тогда: Институт славяноведения и балканистики АН СССР) и Институтом

балканистики в Салониках, сотрудником которого многие года был К. Папулидис.

Хронологические рамки вошедших в сборник статей весьма широки: от истории пребывания в XI в. на Афоне преподобного Антония Печерского, одного из основателей Киево-Печерской лавры, до образовательной деятельности греческих общин в Советском Союзе в 30-е годы ХХ в. Но в основном здесь освещаются события Нового времени.

Статьи сборника можно объединить в несколько тематических комплексов. Наибольшее место в книге занимает тема "Греки в России". Ей посвящена большая статья "Греки России в XIX и начале XX вв.". Автор рассматривает историю наиболее важных греческих общин России, самой старой из которых была община Нежина, сложившаяся в середине XVII в. Особое внимание он уделяет греческой эмиграции в Россию в результате русско-турецких войн второй половины XVIII-XIX вв., в результате которой сложились греческие общины Северного Причерноморья, Крыма и Кавказа. Отмечается также большая роль, которую греческие переселенцы сыграли в политической, экономической и культурной жизни России. Складыванию греческих общин России и их развитию благоприятствовала политика покровительства православному населению Балкан, проводившаяся правительством, и единство веры, соединявшее греков с русскими. Как справедливо отмечает историк, "с конца 18 столетия греки в России жили под

официальной политикой покровительства. Конечно, нужно добавить к этому покровительству особую симпатию русского народа по отношению к православным Балканского полуострова, низведенным до рабского состояния" [1. Р. 191]. Помимо обобщающей статьи о греках в России в сборник вошли статьи более частного характера об отдельных частях греческого мира в России, о видных личностях, принадлежавших к этому миру. Важной сфере профессиональной деятельности греков-эмигрантов в России посвящена статья "Относительно деятельности греков, служивших в Министерстве иностранных дел императорской России в XVIII, XIX и XX вв." (опубликована также в [2]). Автор сообщает, что ему удалось выявить примерно 100 греков, состоявших на российской дипломатической службе, но полагает, что их было намного больше. Культурная жизнь важнейшей греческой общины России отражена в статье "Просветительская и культурная деятельность греков Одессы в XIX и XX вв." (впервые опубликована в [3]).

Три статьи сборника посвящены грекам, занявшим определенное место в политической и культурной жизни России. В статье "Арсений Грек" автор на базе русских источников прослеживает жизненный путь одного из сподвижников патриарха Никона, ученого монаха, внесшего определенный вклад в просвещение русского общества того времени (впервые опубликована в [4]). Во второй статье рассматривается история прорусского константинопольского патриарха Серафима II, подвергавшегося преследованиям со стороны Порты. Он нашел убежище в 1771 г. на кораблях русской эскадры, действовавшей тогда в Эгейском море. Затем прибыл в Россию, где с почестями был принят Екатериной II. Автор считает, что опальный патриарх содействовал проведению восточной политики Екатерины II, хотя признает, что конкретные данные по этому вопросу очень скудны.

Греку, занимавшему в XIX в. видное место на российской дипломатической службе, посвящена третья статья по этой тематике: "Документ, характеризующий

Гавриила Катакази, извлеченный из Архива внешней политики России". Об этом документе и его авторе следует сказать несколько подробнее. Г.А. Катакази в течение десяти лет (1833-1843) был первым российским посланником в Греции. Публикуемый в приложении к статье документ свидетельствует о том, что на своем посту Катакази был верным проводником политики русского правительства, ориентированной на поддержку абсолютистского режима Оттона и на борьбу с конституционалистскими идеями в Греции. К. Папулидис приводит биографические данные о русском дипломате и его семье, которые, впрочем, нуждаются в небольшом уточнении. Семья Катакази переселилась в Россию не в 1770 г., как утверждается в статье, а в 1807 г. вместе с бывшим валашским господарем К. Ипсиланти. И Г.А. Катакази начал свою дипломатическую карьеру в России не в 1812 г., а три года спустя. Согласно его формулярному списку, он в июле 1815 г. "пожалован из бояр княжества Валахского в коллежские советники" и затем "определен в Государственную коллегию иностранных дел" [5. Д. 1649. Л. 57-61].

Касаясь в целом состояния изучения истории греческой диаспоры в России, К. Папулидис делает заключение, что "греческие общины России ожидают историка, который на базе архивных источников представит обобщающий труд об их деятельности" [1. Р. 242]. Заключение это, несомненно, справедливо. В то же время здесь следует сказать о попытке, с моей точки зрения, весьма удачной, объединить и обобщить важные исследования по этой теме в отечественной историографии. Речь идет о книге "Греки России и Украины" (СПб, 2004). Ответственным редактором и основным автором труда является Ю.В. Иванова, в 2006 г. ушедшая из жизни. В книге представлен ход формирования греческих общин в России, процесс включения эмигрантов в экономическую и общественную жизнь России, в том числе участие некоторых греков в движении декабристов. Освещается и жизнь греков в советское время, влияние национальной политики советского государства на развитие

образования и культуры греческого населения, а также трагические последствия сталинских репрессий для многих из них. Большое место уделено в книге истории и этнографии общности мариупольских греков - теме многолетних исследований Ю.В. Ивановой. Помимо указанной книги, исследователями России и Украины опубликованы и другие труды, посвященные различным аспектам истории греческого населения России (см., например, [6]).

Вернемся, однако, к рецензируемому сборнику. Помимо темы "Греки в России", в нем присутствует, правда, в меньшем объеме, и тема "Русские в Греции". Один из биографических очерков сборника посвящен архимандриту Антонину Капустину, ученому, занимавшемуся христианской археологией, поэзией, астрономией. Сообщение в основном касается афинского периода деятельности Капустина (1850-1860), когда он был священником церкви дипломатической миссии России в Афинах (ныне известна как "русская церковь"). Во время пребывания в Греции архимандрит проявил себя как собиратель греческих рукописей. В частности, он приобрел псалтырь XII в., хранящийся сейчас в отделе рукописей Российской национальной библиотеки.

Другому видному русскому собирателю греческих рукописей посвящена статья сборника "П.И. Севастьянов (1811— 1867) и его коллекции". Петр Иванович Севастьянов, сын пензенского купца, окончил в 1829 г. юридический факультет Московского университета и затем служил чиновником в различных правительственных учреждениях. Мировую известность принесла ему деятельность по описанию и копированию рукописей и предметов искусства Афона. С 1851 по 1860 г. Севастьянов пять раз посетил Афон. Особенно плодотворной была продолжавшаяся полтора года поездка 1859-1860 гг., когда экспедиция Севастьянова, финансировавшаяся властями России, состояла из восьми человек, в том числе фотографов и рисовальщиков. При осуществлении своей цели Севастьянов натолкнулся на огромные трудности. О характере этих трудностей видно из отрывка его письма, приводимого Па-

пулидисом: "Постоянное сокрытие предметов монахами, недостаток пищи, жгучий южный ветер и пронизывающий холод церквей и складов" [1. Р. 152]. Несмотря на эти трудности были сфотографированы и срисованы многие византийские и славянские рукописи, топографические планы афонских монастырей, фрески, мозаики, кресты и другие предметы искусства и культа: всего свыше 5000 копий и фотографий. Большая часть этих материалов находится сейчас в отделах рукописей различных библиотек Москвы и Петербурга, а также в Эрмитаже и Третьяковской галерее. Па-пулидис отмечает большое научное значение собирательской деятельности русского коллекционера: "Севастьянов был коллекционером. Но коллекционером, посвятившим свою жизнь собиранию предметов всех видов, особенно афонских, и обогатившим библиотеки, архивы и музеи России" [1. Р. 152]. Можно добавить, что в значительной мере именно благодаря усилиям П.И. Севастьянова российские ученые получили возможность ознакомиться с рукописными сокровищами Афона.

Многие страницы сборника К. Папу-лидиса посвящены истории Афона и его взаимоотношениям с Русской православной церковью. Объясняется это не только образованием и научными интересами греческого ученого. В течение нескольких лет К. Папулидис был губернатором Афона, что дало ему дополнительны

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком