научная статья по теме С. Т. Аксаков и А. С. Пушкин: проблема творческого диалога Биология

Текст научной статьи на тему «С. Т. Аксаков и А. С. Пушкин: проблема творческого диалога»

и на Мальте. Он отмечает, что кардинал Барбариго очень высоко отзывался о его ораторских способностях. В своем письме Мальябекки сообщает, что отец Елены Лукреции Корнаро прислал ему две книги - ее биографию, написанную Массимиллиано Деццо, а также сборник речей и стихотворений на ее смерть, выпущенный Академией Инфеконди. Оратор Академии Инфеконди аббат Мишель Брюгер в своей речи "Триумф женской добродетели" описывает Елену Лукрецию как победительницу трех монстров, врагов ее пола: роскоши, невежества и гордости. Брюгер сравнивает Корнаро с Помпеем, победившим трех царей: Митридата, Тиграна и Аристобула. Он возносит ее на небеса на колеснице Федры Платона, раздираемой страстями и разумом.

Памятуя, вероятно, о принадлежности Мабийона к бенедиктинцам, Мальябекки обращает особое внимание на особое отношение к ним Елены Лукреции Корнаро, которая была бенедиктинской «монахиней в миру». Он отмечает строгость ее послушания и святость ее жизни.

Спустя почти двадцать лет после смерти Елены Лукреции Корнаро Пископии в «Журнале ученых» снова появляется статья, в которой говорится о первой в мире женщине-докторе философии. Это обзор книги «Избранные жизнеописания ученых людей», которая была издана на латыни во Вроцлаве в 1711 году. Это повествование является сокращенной версией биографии Деццы. Автор обзора рассказывает о детстве Елены Лукреции Корнаро, о ее рано проявившихся способностях к языкам и другим предметам. Он говорит о ее учителях, в частности, о ее учители философии Карле Ринальдини, знаменитом в свое время математике и физике. Рассказывается о стремлении Корнаро стать монахи-ней-бенедиктинкой, против чего выступали ее родители. Затем перечисляются науки и искусства, в которых преуспела ученая венецианка, и рассказывается о защите ею тезисов на получение степени доктора философии, при этом даже приводится выдержка из протоколов Падуанского университета. Отмечается, что университет хотел присудить Корнаро степень доктора теологии, но кардинал Барба-риго этому воспрепятствовал. О болезни, смерти и похоронах Елены Лукреции Корнаро автор обзора говорит довольно кратко, называется место, где она была похоронена - церковь Св. Иустины, и мраморное надгробие, которое ее отец, прокуратор Сан-Марко, повелел там установить.

Присуждение Елене Лукреции Корнаро степени доктора философии кардинально не изменило положения женщин в университетском сообществе. Следующий подобный прецедент относится только к середине XVIII века. Однако сообщения о первой женщине-докторе философии, о процедуре защиты ею тезисов и о принятии ее в академию Инфеконди в «Журнале ученых» свидетельствуют об улучшении образа ученой женщины в академическом сообществе. Статья о Корнаро, относящаяся к началу XVIII века, свидетельствует о более светской, по сравнению с письмом Мальябекки, интерпретации ее жизненного пути. Во всех этих статьях присутствуют важнейшие признаки будущей эпохи Просвещения: признание ценности образованности независимо от половой принадлежности человека, осознание принадлежности ученых к единому европейскому научному пространству.

Список использованных источников

1. Grendler, Paul F. The Universities of the Italian Renaissance. Baltimore and London: JHU Press,

2002.

2. Schiebinger, Londa. The Mind Has No Sex?: Women in the Origins of Modern Science. Harvard: Harvard University Press, 1993.

3. Stevenson, Jane. Women Latin Poets: Language, Gender, and Authority, from Antiquity to the Eighteenth Century. Oxford: Oxford University Press, 2005.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 821.161.1

Л.Л. Гарифуллина

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

г. Уфа, Россия

С.Т. АКСАКОВ И А.С. ПУШКИН: ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСКОГО ДИАЛОГА

В настоящей статье в свете проблемы литературно-художественного взаимодействия рассматриваются основные аспекты творческих взаимоотношений писателей-современников А.С.Пушкина и С.Т.Аксакова. Предпринята попытка раскрыть идейно-художественную перекличку их произведений.

Среди классиков русской литературы С.Т.Аксаков занимает особое место. Можно утверждать, что его духовное и эстетическое влияние было благотворным для творчества целого ряда писателей

XIX века, имена которых являются гордостью русской литературы: Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.С.Пушкин.

Проблема творческого диалога писателей очень важна для русской литературы, так как ни один писатель не живет один, он находится в кругу не только читателей - современников, но и литераторов. Еще в начале XX века науку о литературе стали интересовать механизмы литературного влияния и воздействия. Одним из главных принципов стала идея их равноценности. Процессы взаимной рецепции начали рассматриваться в неразрывном единстве. Утвердилось понятие «литературные связи», разработанное В.М.Жирмунским, а затем и Д.Дюришиным, И.Г.Неупокоевой и другими [3; 42].

Традиционно творчество С.Т.Аксакова сравнивают с творчеством Н.В.Гоголя, проводятся параллели и с другими писателями. И всего лишь несколько работ посвящено творческим взаимосвязям С.Т. Аксакова и А.С. Пушкина. Эта проблема затронута в исследованиях Э.Л. Войтоловской, В.В. Борисовой и других авторов. Однако до полного ее раскрытия еще далеко, требуются новые изыскания.

Рассмотрим основные аспекты творческих взаимоотношений художников слова. Сергей Тимофеевич Аксаков и Александр Сергеевич Пушкин были современниками, их творческие пути пересекались на протяжение всей жизни. Они не были друзьями, но каждый уважал и ценил творчество другого. Александр Сергеевич Пушкин входил в число любимых авторов Сергея Тимофеевича («Со мною Пушкиным пленяться...»), и уже в самом начале культурной жизни его взгляд был обращен на него.

Большим уважением к Пушкину Аксаков проникся еще на заре своей литературной юности. Дань этого уважения он отдал в стихотворении «Уральский казак» (1821), которое впоследствии сам назвал «слабым и бледным подражанием «Черной шали» Пушкина». Имя великого поэта нередко встречается в Аксаковских письмах и даже стихах [1; 43].

Именно С.Т. Аксаков впервые обратил внимание на творческую индивидуальность великого поэта А.С. Пушкина в своей критической статье, посвященной роману «Евгений Онегин» с которой началось его филологическое изучение.

Очевидно, что Сергей Тимофеевич оказал влияние на творческое развитии поэта, стимулируя его на создание более совершенных произведений.

Большую роль сыграл С.Т. Аксаков и в судьбе Александра Сергеевича Пушкина. Написав письмо «О значении поэзии Пушкина» М.П. Погодину, С.Т. Аксаков как критик одним из первых поднял автора «Евгения Онегина» над всеми другими поэтами. Он утверждал, что А.С. Пушкин «имеет такого рода достоинство, какого не имеет еще ни один русский поэт- стихотворец». В своем письме Сергей Тимофеевич выступил защитником А.С.Пушкина. Он сделал это тогда, когда против поэта ополчились не только его старинные враги, но и литераторы, еще недавно восторженно приветствовавшие его творчество. Аксаков видел его достоинства как «в силе и точности воплощения внешнего и внутреннего мира», так и в возможности выражения в поэзии «видимых предметов» и «мгновенных движений души человеческой» [2,518].

Живейшее участие Сергей Тимофеевич принимал в делах «Литературной газеты», организованной А.С.Пушкиным, и в частной жизни самого поэта. Он многое знал, о многом догадывался и был вхож в домашнюю жизнь Александра Сергеевича.

Будучи цензором, С.Т.Аксаков подписывал к печати произведения А.С.Пушкина, через его руки их прошло немало: это «Сцена из Фауста», «Полтава», «Борис Годунов», «Петр I», «Талисман», «Зимняя дорога» и многие другие. Аксаков был блестящим рецензентом, в том числе и пушкинских творений.

Очерк С.Т. Аксакова «Буран» помог А.С. Пушкину создать в своем знаменитом романе «Капитанская дочка» картину метели, которая явилась своего рода прелюдией к изображению стихийного крестьянского восстания. Из многолетних наблюдений жизни края, из своих охотничьих странствий С.Т.Аксаков вынес точное, граничащее с научным, знание природы и мастерски воссоздал картину Оренбургской зимы с ее страшными буранами и вьюгами. Его очерк оказался благодатным материалом для автора «Капитанской дочки». Правдивость, точность, верность деталей отметил Пушкин в этом очерке. Заметно очевидное сходство описаний в обоих произведениях: это приметы бурана, картины зимней природы, изображение характеров.

Таким образом, в сравнении с фигурой А.С.Пушкина творческая индивидуальность С.Т Аксакова проявляется достаточно масштабно, многогранно. Кроме того, необходимо отметить, что, являясь старшим современником А.С.Пушкина, С.Т Аксаков оказал заметное эстетическое влияние на его творчество.

Список использованных источников

1. С.И.Машинский С.Т.Аксаков Жизнь и творчество.- М.,1973.

2. С.Т.Аксаков Собр. Соч. в 4-х т. Т.3. Литературные и театральные воспоминания - М., 1956.

3. Д.Дюришин Теория сравнительного изучения литературы. - М., 1979.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком