научная статья по теме САКРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР И ВНЕШНИЙ МИР: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «САКРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР И ВНЕШНИЙ МИР: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Tedlock 1987 - Tedlock B. (ed.). Dreaming: Anthropological and Psychological Interpretations. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1987.

A.G. Seleznev. A New Mythology of History: The Archetype of "Ancient Civilizations" and the Sacral Centre Near the Village of Okunevo

Keywords: Okunevo, new sacral spaces, archaeological heritage, ancient civilizations,

mythologized consciousness

The results of the field research of a new sacral centre formed in the area of Okunevo village (Omsk region, Muromtsevo district) in the last two decades are discussed in the paper. The specifics of mass consciousness in the sphere of new mythology of history were revealed, and the queer mythological interpretations of local rich archaeological heritage were characterized. Conclusions about the specifics of modern historical and archaeological myths were made: the irrational and mystical experience as a source of knowledge about the past; naive etymologies, easily "proving" ideologically determined scenarios of peoples, languages, and cultures origins; the conspiracy of the Dark forces that hide true historical knowledge from the people; the freedom of inclusion to the great epochs, and the juggling of the millennia of history.

ЭО, 2014 г., № 5 © И.А. Селезнева

САКРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР И ВНЕШНИЙ МИР: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ*

Ключевые слова: новые сакральные пространства, Окунево, социальные институты, средства массовой информации, религиозные организации

В статье рассматриваются различные аспекты взаимодействия сакрального центра, сформировавшегося в окрестностях д. Окунево Муромцевского р-на Омской обл. и привлекающего многочисленных паломников, с внешней средой. Под внешней средой понимаются социальные институты (органы власти, средства массовой информации, церковь и т.д.), а также местное население и отдельные личности, которые оказывают влияние на функционирование данного сакрального комплекса. Полученные сведения позволяют выявить точки соприкосновения сакрального центра и внешнего мира и определить уровни взаимодействия - от позитивного сотрудничества до противостояния.

Ирина Александровна Селезнева - к.и.н., доцент Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, директор Сибирского филиала Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева; e-mail: ir_selez@mail.ru

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований "Новый сакральный центр России в социальном окружении: проблемы взаимодействия с государственными, религиозными, медийными институтами", проект № 14-01-00431.

Тянет сюда многое и непонятное.

Здесь закапываются живьем в могилы

и спокойно ходят по раскаленным углям (даже дети),

делают керамику и купаются обнаженными в речке,

строят храмы и вполне современные гостиницы,

молятся разным богам и просто отдыхают,

ищут места силы и лечатся от бессилия,

тут по ночам летают НЛО

и бегают снежные человечки

из других измерений (Рахно 2009).

Сакральный центр, или Почему сюда едут? В недавней статье мы постарались суммировать результаты полевых исследований и достаточно подробно охарактеризовали новый сакральный центр, сформировавшийся за последние 20 с небольшим лет в окрестностях д. Окунево Муромцевского р-на Омской обл. (Селезнев, Селезнева 2013). Когда наблюдаешь происходящие здесь события, в голове постоянно крутится вопрос: что движет людьми, которые приезжают в Окунево за сотни и тысячи километров? Россияне, иностранцы, организованными группами, в одиночку, увольняясь ради этого с работы, если не удалось взять отпуск. Едут не в отели all inclusive на берегу теплого моря, а в российскую деревню с удобствами на улице, по разбитой дороге, на рейсовых автобусах или дорогих автомобилях. По оценке главы администрации Бергамакского сельского поселения С.Э. Соловьева, за летний сезон Окунево посещают около 40 тыс. чел. А население деревни при этом составляет 750-770 чел. Сейчас в деревне официально зарегистрированы три религиозно-культурных организации: "Омкар Шива Дхам" церкви Хайдаканди Самадж, община кришнаитов и "Культурное наследие и творчество" (ведические православные). Если первые две обнаруживают много общего в вопросах вероучения, имеющего индуистские корни, то последняя отличается тем, что проповедует идею возрождения праславянских традиций.

Но разница не мешает представителям этих вероучений мирно сосуществовать в пространстве деревни, организовывать как совместные, так и отдельные мероприятия, приуроченные к традициям и правилам своего учения (рис. 1). Такой микроклимат повышает привлекательность места для многих паломников, туристов и просто интересующихся, ищущих людей.

Сакральное пространство Окунева разделяется на несколько зон. Первая зона -территория самой деревни, прежде всего Центральная улица, поделенная на локальные участки. На одном из них расположены ашрам последователей Бабаджи и кришнаитский храм, а также несколько домов с артефактами индуистской тематики: флажками, изображением Ганеши, соответствующими надписями. Другой участок занят постройками "славян" - жилые дома и усадьбы, магазин сувениров "Ладное подворье", кафе.

Главная сакральная зона - Омкар, "пуп Земли", энергетический центр - территория так называемого Татарского увала, высокого мыса на террасе Тары в 1,5 км к северо-западу от деревни. Здесь на возвышенном живописном месте возник целый комплекс сакральных артефактов разных религиозных направлений: православная часовня Михаила Архангела, православный крест, славянский знак коловорота, индуистский жертвенник дхуни. Здесь проводятся индуистские праздники. На окрестных деревьях повязаны ленточки.

Третья сакральная зона - Яр, место туристического лагеря на дороге между Омка-ром и деревней. Здесь проводят свои фестивали представители славянской культуры. Наконец, четвертая зона - Тюп, пространство, образованное излучиной Тары (местные эзотерики утверждают, что эта излучина образует знак "омега", и придают этому факту особое значение).

Рис. 1. Шествие в день проведения индуистского праздника наваратри. Дер. Окунево Муромцевского р-на Омской обл. 2012 г. Фото автора

Приезжающих в Окунево можно разделить на несколько категорий: туристы, любители отдыха "дикарями", вдали от цивилизации и ее благ, которым нравится окружающая природа; последователи разного рода эзотерических практик (контактёры с инопланетянами и мистическими существами, экстрасенсы, парапсихологи, сторонники нетрадиционной медицины, рэйки и т.д.); адепты религиозно-культурных учений, представленных в Окуневе (бабаджисты, кришнаиты, "славяне", староверы-инглинги); "свободные художники", разного рода неформалы. Границы между категориями условны либо стираются за время, проведенное здесь, и часто происходит так, что, приехав туристом, следующий приезд совершают уже в другой категории (категориях).

Мотивацией поездки могут служить разные обстоятельства: любопытство, красивая природа, желание отдохнуть вдали от города, приобщение к таинственному и, как следствие, изменить что-то в жизни (как в своей, так и во вселенском масштабе) в лучшую сторону, поиски своего предназначения в этом мире и т.д.

Примером такого поиска стала история, записанная в июле 2012 г. в д. Окунево. Моим информантом стала Лидия, женщина 70 лет из Краснодара. В Окуневе она была впервые, приехала на одну ночь, представилась как космоэнергетик третьего уровня. По ее словам, она несколько раз мельком видела передачу по РЕН-ТВ, где про Окунево рассказывали, и ее это заинтересовало. Поэтому

...я такой путь проделала. Я была в Киргизии, в Чолпон-Ате, могла из Бишкека улететь в Краснодар, домой, но в Чолпон-Ате когда я была, увидела вдруг автобус Чолпон-Ата - Омск, а Окунево ведь в Омской обл., и я решила поехать в Омск, двое суток ехали на двухэтажном автобусе, приехали ночью в Омск, я сразу купила билет на поезд до Краснодара на следующий день и на сутки решила приехать в Окунево. Хотела и дольше остаться, но нужно домой ехать, помидоры спеют, нужно закатывать, муж там один, раздает помидоры всем по ведру. Поэтому решила хотя бы заехать, узнать, посмотреть, что это за место - Окунево. Я не напрасно приехала, хоть увидела1.

Рис. 2. Духовно-физические практики на берегу р. Тары. Дер. Окунево Муромцевского р-на Омской обл. 2012 г. Фото автора

Свои духовные поиски она начала несколько лет назад с вопроса о том, что

...не может человек так просто прожить и уйти, и ничего не оставить. Все это должно быть как-то объяснено, почему мы живем на земле. Зачем вот я живу на земле? Есть, пить, какую-то работу выполнять? Я понимала, что нет, так не должно быть. Это что я, автомат, что ли? Нет, я не автомат, я живая душа, значит, мне что-то предназначено. Что бог есть, я, конечно, верила в это, но верить - это мало, надо еще знать и чувствовать, что бог есть. Рамта2 пишет, если ты захотел что-то узнать, познать, куда-то съездить, лучше сразу сделать это, иначе будешь заболевать, если ты не выполнишь свое стремление. Почему я и сюда, в Окунево, приехала. Иначе будешь думать, постоянно думать будешь и болеть.

Такого рода истории не являются рядовыми для Окунева, хотя и к абсолютно редким тоже не относятся. Очевидно, случайных людей в Окуневе почти не встретить, приезжают сюда, уже имея некий информационный багаж.

В последние несколько лет растущую популярность д. Окунево активно используют туристические фирмы. Большинство омских турфирм предлагает своим клиентам различные виды отдыха в Окуневе: туры выходного дня, туры на различные проходящие там мероприятия (праздники, семинары, мастер-классы и тренинги эзотерического характера), путешествия по "местам силы и выхода энергии", йога-туры и др. (рис. 2). Аналогичные предложения исходят от турфирм соседних городов (Новосибирск, Курган, Челябинск, Екатеринбург и др.), а также Москвы и Санкт-Петербурга. Так Окунево становится привлекательным бизнес-проектом для местной туристической отрасли, в планах которой организация туров не только в теплое время года, но и в зимний период.

Полевые наблюдения позволяют выделить общие и особенные черты туристо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком