научная статья по теме САКСИН: ЭТНИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «САКСИН: ЭТНИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ»

108

ВОСТОК (ОМЕ^) 2013 № 4

СООБЩЕНИЯ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

САКСИН: ЭТНИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

© 2013 Я. В. ПИЛИПЧУК

Одной из слаборазработанных проблем истории Восточной Европы является исследование судеб хазар после похода Святослава. В частности, важно ответить на вопрос, что собой представляло Нижнее Поволжье (Саксин).

Ключевые слова: Нижнее Поволжье (Саксин), хазары, походы Святослава, Хазарский каганат.

По мнению О. Бубенка, огузы в середине Х в. появились в Подонье и на Северном Кавказе. Огузы дошли до северо-восточных предгорий Кавказа и потеснили алано-бул-гарское население [Бубенок, 2008, с. 63; Федоров, Федоров, 1978, с. 217-225, 240-244]. По предположению Е. Круглова, до середины Х в. огузов и хазар объединял антипеченежский альянс. Хазары не строили на границах с огузами фортификаций и позволяли им кочевать на правобережье Волги [Круглов, 2003, с. 27-29, 49-58]. Джуаншер Джуаншериани зафиксировал отступление "пачаников" на запад под давлением "турков". Этот этноним обозначал огузов-торков [Джуаншер Джуаншериани, 1986, ч. I]. Огузы принудили часть печенегов принять власть хазар. Эта группа печенегов получила название "хазарские печенеги". В Саркеле находился огузо-печенежский гарнизон [Артамонов, 2001, с. 414-419, 423-424; Гарустович, Иванов, 2001, с. 113; Hudud al-Alam, 1937, гл. 47, комм.].

Когда на Руси правил князь Святослав, огузы стали врагами хазар и переориентировались на Русь. Ибн Хаукаль сообщал, что русы опустошили Булгар, Хазаран, Итиль, Семендер, но Ибн Мисхавейх указывал, что, перед тем как принять ислам, хазары были атакованы тюрками. Ал-Мукаддаси упоминал, что русы напали на Хазарию, когда ее уже освободили хорезмийцы. Ибн ал-Асир сообщал о нападении тюрков на хазар [Артамонов, 2001, с. 589; Калинина, 1976; Агаджанов, 1969, с. 149-150; Новосельцев, 1990, с. 222]. Летописец Нестор не сообщал о продвижении русов на восток от Саркела. Победа над касогами (черкесами) и ясами (донскими аланами) могла произойти вбизи Самкерца (Тмутаракани) и Белой Вежи (Саркела) [ПВЛ; Бшецький, 2008, с. 23-30; Калинина, 1976; Hudud al-Alam, 1937, гл. 50, примеч.]. Яков Мних писал, что князь Владимир осуществил поход на хазар и обложил их данью. Таким образом, походы Святослава не привели к падению Хазарского каганата, а лишь ослабили его. На Нижней Волге усилилось мусульманское влияние. По сведениям Ибн Мисхавейха и Ибн ал-Асира, тюрков (огузов) вынудили отступить мусульмане. Эту информацию также сообщал ад-Димашки. По его сведениям, мусульманское войско из Хорасана победило тюрков. Ал-Мукаддаси сообщал о помощи хазарам правителя Джурджании (Хорезма). Хазары под давлением своих мусульманских соседей были вынуждены принять ислам [Артамонов, 2001, с. 589, 594-595; Новосельцев, 1990, с. 222].

Если бы хазары были окончательно побеждены Святославом, то какой смысл имел бы поход Владимира? Интересно, что именно при Владимире русы сделали попытку утвердить свое влияние на Волге, но столкнулись с противодействием волжских булгар. Русы взяли под свой контроль Саркел и Самкерц, но не смогли утвердиться на Волге. Первые

столкновения русов с тюрками-огузами произошли только в 50-х гг. XI в., когда экспансия кыпчаков вынудила последних отступить на север и запад. Еще одним направлением огузского отступления был юго-восток. Мюнеджимбаши сообщал, что в 1064 г. к Кахтану прибыли беженцы из страны хазар. Очевидно, они были вынуждены отступить под давлением огузов, которых, в свою очередь, теснили кыпчаки [Артамонов, 2001, с. 594-595; Новосельцев, 1990, с. 231-232]. А.П. Новосельцев предположил, что хазарское государство существовало и после вторжения русов и огузов-торков [Новосельцев, 1990, с. 227], в XI в. было вассалом хорезмийцев [Артамонов, 2001, с. 591-592].

Экспансия кыпчаков принесла изменения в этническую карту Восточной Европы. Правда, о их расселении сохранились отрывочные и фантастические данные. Муслихи-тин Лари сообщил фольклорную версию расселения кыпчаков. По его данным, они расселились в степи во время правления Кара-хана и степь стала называться Дешт-и-Кып-чак. Кыпчаки тогда же заняли Баб ал-Абваб (Дербентские ворота), и он с того времени стал называться Вратами Тюрок. Стражами ворот стали канклы (канглы) [Kirzioglu, 1992, s. 10-11]. Первые достоверные упоминания их пребывания на Северном Кавказе отмечены только в грузинских источниках XII в. По сведениям "Жития царя царей Давида", грузины и кыпчаки Атрака воевали против "дербентских кыпчаков" и лаков (лакзов, лезгин) [Анчабадзе, 1960, с. 118]. Впервые о них было упомянуто в 1123 или в 1124 г. [Анчабадзе, 1960, с. 118; Gokbel, 2002, p. 650]. Кыпчаки Отрока (сына хана донецких кыпчаков Ша-рукана) потеснили "дербентских кыпчаков" в первой четверти XII в. Однако под властью "дербентских кыпчаков" продолжали оставаться степи на западном побережье Каспийского моря. Русский князь Юрий (сын Андрея Болголюбского) скрывался от своего дяди Всеволода "Большое Гнездо" (Савалата грузинских источников) в городе хана Севенджа (Севинча) на р. Сунже. Сунжа была известна русским под названием Севенц [История и восхваление венценосцев, 1954, гл. XVII; Осшян, 2005, с. 14]. В любом случае кыпчакская экспансия должна была, по-видимому, окончательно привести к падению хазарского государства. На его месте в дельте Волги возник Саксин.

Об этой стране сохранились многочисленные упоминания. Венгерский монах-доминиканец Юлиан сообщал, что монголы покорили царство Сасция [Аннинский, 1940, с. 85]. Автор Лаврентьевской летописи сообщал, что в 1229 г. у волжских булгар искали защиты саксины и половцы [Лаврентьевская..., 1962, с. 453]. Как отмечал монгольский анонимный летописец, Субэдэй встретил сопротивление со стороны народов Восточной Европы, среди которых был упомянут народ сесут [Сокровенное сказание, 2002, с. 146, 148]. Рашид ад-Дин сообщал, что Угэдэй направил войско против саксинов и булгар [Рашид ад-Дин, 1960, с. 20-21]. Вассаф, Хамдаллах Казвини и анонимный автор сообщали, что земли Булгара и Саксина Чингисхан отдал в улус своему старшему сыну Туши (Джучи) [Тизенгаузен, 1941, с. 80, 91, 204]. Представляется, что Саксин - это не народ и не племя, а политическая и территориальная общность [Федоров-Давыдов, 1969, с. 259-261]. Интересно, что Саксин интересовал Ануштегинидов и йемеков, которые делали попытки овладеть им, но саксины сумели сохранить самостоятельность до эпохи монгольских завоеваний [Агаджанов, 1969, с. 162]. Наджиб Хамадани и Ахмад ат-Туси называли регион Нижнего Поволжья Саксином и сообщали, что на него нападали кыпчаки. Ни в одном источнике не указано, что Саксин являлся частью Дешт-и-Кыпчак [Федоров-Давыдов, 1969; Pelliot, 1949, p. 165-173].

Саксином назывался регион Нижнего Поволжья. В хазарскую эпоху там находилось несколько городов. Н. Гареева интерпретирует название города Сар'с, или Сар'ш.н, как Саксин [Ибн Русте, 2006, с. 701, прим. 213; Марвази, 2006, с. 708, прим. 237]. В. Минор-ский считал, что город имел название Сар'ш.н и соответствовал загадочному Саксину. Он предлагал две этимологии названия. Одна из них Sarkhin - Желтый остров. Вторая этимология - Sari-sin (Желтая Могила). В. Минорский предположил, что тюркское Sarigh (желтый) соответствует арабскому al-Bayda (белый). Сарашен (Сарыгшин), по его мнению, должен был быть одной из частей Итиля [Hudud al-Alam, 1937, гл. 50, Комментарии;

Golden, 1980, p. 237-239]. Б. Заходер считал, что Сарг'ш тождествен Саркелу [Заходер, 1962, с. 192]. Согласно Ф. Вестбергу и Й. Маркварту, Саксин тождествен Итилю [Кестлер, 2001, прим. редактора 117]. Одним из главных городов хазар был Сар'ш.н. Также в Нижнем Поволжье упоминался город Х.н.б.л (Хан-балык). Тахир ал-Марвази называл Сар'ш.н Сар'сом и упоминал о Х.н.б.л. Ал-Истахри и Ибн Хаукаль сообщали о Итиле и Хазаране (Хаб-Балык) [Ибн Русте, 2006, с. 701; Марвази, 2006, с. 708; ал-Истахри - Ибн Хаукаль, 2006, с. 747; Golden, 1980, p. 237].

Очень важны сведения современников - Махмуда ал-Кашгари и Абу Хамида ал-Гар-нати. Махмуд ал-Кашгари локализировал Саксин вблизи владений кыпчаков и волжских булгар. Саксин у него известен именно как Саксин, а не Сар'с или Сар'ш.н [Кумеков, 2006, с. 473]. Абу Хамид ал-Гарнати же лично посетил Саджсин. Он оставил яркое описание страны и города, где он побывал. По сведениям арабского путешественника, от Саджсина до Булгара было сорок дней пути [Гарнати, 1971]. По сведениям Ибн Исфендийара, Саксин поддерживал торговлю с Амолом на Амударье [Кестлер, 2001, прим. редактора 117]. Ахмад ат-Туси сообщал, что Саксин расположен вблизи реки Итиль. Закарийа ал-Казвини считал, что Саксин находился на расстоянии 40 дней пути от Булгара. Йакут локализировал его вблизи Табаристанского (Каспийского) моря. По сведениям Абу-л-Фиды, координаты Саксина 67о долготы и 53о широты. Абу-л-Фида, ссылаясь на "Китаб ал-Атвал", локализировал Саксин значительно восточнее. Его координаты - 162о 30' долготы и 40о 50' широты [Федоров-Давыдов, 1969, с. 254-255]. Координаты Абу-л-Фиды из сочинения Ибн Саида связывают Саксин с Суваром. По данным Насира ад-Дина Туси и Хамдаллаха Казвини, координаты Саксина - 86о 30' долготы и 43о широты. Саксин находился значительно южнее Булгара и немного южнее Итиля. Сведения Хамдаллаха Казвини путаные. Он сообщает, что Саксин и Булгар - малые города в шестом климате и что они находятся в 32о от Мекки. Г.А. Федоров-Давыдов считал более правдоподобной локализацию ал-Гарнати и Закарийа ал-Казвини [Федоров-Давыдов, 1969, с. 256]. Е. Круглов характеризирует население прикаспийских степей как торческо-печенежское [Круглов, 2003, с. 16-21, 56-58]. На Нижней Волге огузы вошли в состав нового объединения - Саксина [Гарнати, 1971].

Пребывая в Саксине, Ал-Гарнати отметил, что в городе жили хазары, огузы, булгары и сувары [Гарнати, 1971]. Саксин поддерживал тесные взаимоотношения с Волжской Булгарией в экономической и духовной сферах. Ал-Гарнати описывал население Саксина как мусульман, что частично совпадает с описанием Суммеркента у Вильгельма Рубрука, который кроме алан-христиан в этом городе упоминал мусульман [Джиованн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком