научная статья по теме САМАРИТЯНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «САМАРИТЯНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ»

© ЭО, 2004 г., № 5

Ю. А. Снопов

САМАРИТЯНЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

Самаритяне - небольшая этноконфессиональная группа (в начале 2003 г. в мире насчитывалось всего 654 самаритянина) - в настоящее время полностью сосредоточенная в Израиле. Подавляющее большинство самаритян проживают в г. Холон, расположенном к югу от Тель-Авива, и в деревне Кирьят Луза, в районе святой для них горы Гаризим (346 и 308 человек, соответственно). Численность самаритян, которые еще в начале ХХ в. были близки к полному исчезновению, в последнее время постоянно увеличивается. В 1917 г. их было 146 человек, в 1935 - 212, в 1948 - 250, в 1969 - 4142. Сейчас все самаритяне являются гражданами Израиля. Жители Кирьят Лузы в дополнение к израильскому гражданству имеют еще и гражданство Палестинской автономии.

Самаритяне - древняя этническая общность. Возникнув в 1У-Ш вв. до н.э., как секта внутри иудаизма, на протяжении долгого времени самаритяне, сохраняя общий базис с материнской религией, развивались независимо от нее, что привело к формированию существенных отличий, позволяющих говорить о самаритянстве как о самостоятельном религиозном направлении. Такие факторы, как негативное отношение к переходу в самаритянство представителей других религиозных групп, эндогамия, общность самосознания способствовали этнической дифференциации самаритян, складыванию особенностей, характерных для этноконфессиональной группы.

Под влиянием христианизации в 1У-У1 вв. н.э. и, особенно, исламизации в У11-Х вв. н.э. численность самаритян, которых еще в VII в. насчитывалось несколько сот тысяч человек3, резко сокращается. Они превратились в небольшую замкнутую группу, состоящую, в основном, из городских жителей, проживающих в чужеродном и зачастую враждебном окружении. Тем не менее самаритянам удалось выжить и сохранить свою этническую и религиозную самобытность до наших дней.

В настоящее время самаритяне оказались вовлеченными в еврейско-арабский конфликт. Более того, вряд ли на Святой Земле сейчас найдется еще одна группа, чьи симпатии были бы почти поровну разделены между двумя сторонами конфликта, и которая бы так зависела от малейших изменений в расстановке сил. Уникальная самаритянская общность переживает переломный момент своего существования.

Интересна сама по себе вся многовековая история самаритянской общины. Но для нас особый интерес и научную ценность представляет исследование современной ситуации, когда небольшая, в несколько сот человек, община живет и функционирует, сохраняя при этом свое лицо, свою этнокультурную и религиозную специфику, в условиях противостояния сформировавшегося в конце 1940-х годов еврейского государства Израиль и арабского населения Палестины. Именно об этом, в первую очередь, и пойдет речь в настоящей статье.

Работы, посвященные самаритянам, можно разделить на две большие группы. К первой группе относятся исторические и этнографические сочинения, ко второй - исследования самаритянских текстов, в разное время в виде рукописей попадавших в Европу. Первая попытка научного описания ранней истории самаритянского этноса была сделана ориенталистом Иосифом Скалигером в 1583 г.4 В дальнейшем в Европе регулярно появлялись исследования по истории и культуре самаритян, причем положение этой общности в современную эпоху вызывало не меньший интерес, чем ее древняя история. Центры изучения самаритян возникли в протестантских странах -Германии, Голландии, Англии и США. В ХХ в. к числу таких центров прибавился

3* 67

Израиль. Среди общих работ, написанных на английском языке и охватывающих всю историю самаритян, можно выделить книгу американского исследователя Джеймса Монтгомери5. Наряду с описанием истории самаритян начиная от появления этой религиозной группы и до начала XX в. автор анализирует их религиозные воззрения, повседневные обычаи, довольно подробно останавливается на том, какими самаритяне предстают в апокрифах, у Иосифа Флавия, в раввинистической литературе. Отдельная глава у него посвящена талмудическому трактату "Кутим", регулирующему отношения между евреями и самаритянами. Несмотря на то, что некоторые положения, выдвигаемые Монтгомери, в наше время считаются устаревшими, актуальность его работы сохраняется до сих пор. Двумя десятилетиями позже Мозес Гастер попытался, как и Монтгомери, создать работу, которая охватывала бы все стороны жизни самаритян6. Тем не менее, с точки зрения информативности и глубины охвата, труд Гастера все-таки уступает Монтгомери. Работа израильского исследователя Натана Щура7 отличается тем, что автор почти совсем не анализирует современную ему ситуацию. Так же, как Монтгомери и Гастер, он дает полный обзор истории самаритян, заканчивая его периодом 1980-х годов. Щур собрал и проанализировал описания различных сторон жизни самаритян (свадьба, похороны, рождение детей, одежда, праздники и т.д.), сделанные западными путешественниками, посещавшими г. Наблус в XIX в.

Много произведений посвящено отдельным сторонам жизни самаритян. Так, проблему брака и развода анализирует немецкий ученый Рейнхард Пумер, он же стал автором работы, посвященной отношению христиан к самаритянам в поздней античности. Иан Бойд подробно останавливается на вопросах, связанных с развитием самаритянской религии. Самаритянской книге Иисуса Навина, написанной в средние века, посвятил свою работу второй президент Израиля и известный ученый-востоковед Ицхак Бен Цви. О самаритянской секте досифеев в своей книге "The Dositheans. A Samaritan sect in late antiquity" говорит Стенли Иссер8.

Ицхаку Бен Цви принадлежит и одна из самых известных книг о самаритянах, написанных на иврите. Его "Сефер га Шомроним" ("Книга самаритян"), впервые вышедшая в Тель-Авиве в 1935 г., содержит в себе самые разные сведения об истории, религии, литературе самаритян. Работа Бен Цви стала своего рода энциклопедией жизни самаритян, долгое время она являлась настольной книгой для занимающихся этой темой9. В наши дни в Иерусалиме под редакцией X. Эшеля и Э. Штерна вышла еще одна книга - "Сефер га Шомроним"10. Это сборник статей по истории, культуре и современному положению самаритянской общности. Как и Бен Цви, составители сборника попытались придать ему энциклопедический характер, что им в значительной мере удалось.

В России исследования по истории самаритян впервые появились еще до революции. Крупнейшим из них стала работа В.П. Рыбинского11. В более чем 600-странич-ной работе библеист и историк религии Рыбинский дает подробный анализ истории самаритян. В книге имеется и весьма важный библиографический указатель. Труд В.П. Рыбинского до сих пор остается самым крупным исследованием самаритянского этноса, написанным на русском языке. В дальнейшем интерес наших ученых оказался сосредоточен прежде всего на самаритянских рукописях, хранящихся в Российской национальной библиотеке (в прошлом Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина) в Санкт-Петербурге. Им посвящено несколько работ Лейбы Вильскера12 и Арутюна Жамкочяна. Последний перевел и издал важнейший источник по истории самаритян - "Самаритянскую хронику" Абу-л-Фатха, что, вне всяких сомнений, стало главным событием в отечественном "самаряноведении" в последние годы.

История самаритянского народа уходит своими корнями в библейские времена. Внутренняя этническая дифференциация между северными и южными коленами Израиля началась еще до распада единого царства на Израильское (Северное) и Иудейское (Южное), происшедшего после смерти царя Соломона (928 г. до н.э.). Вско-

ре после этого обозначился и религиозный раскол, выразившийся в отказе северян признать Иерусалим единственным духовным центром в ущерб центрам, находившимся на их территории, в частности в Бейт Эле (Вефиле) и в Шило (Силоме)14. Пятый царь Северного царства и основатель новой династии Омри (Амврий), царствовавший с 882 по 871 г. до н.э., перенес столицу этого государства из Тирцы (Фирцы) в построенный им город Шомрон (Самария), название которого позже было распространено на всю страну. Еще одним названием Северного царства было Эфраим (Ефрем) - по имени наиболее влиятельного из населявших его колен. И то, и другое наименование использовалось в основном в Южном царстве - в Иудее. Сами же северяне называли свое государство Израилем, а себя - израильтянами.

После завоевания ассирийцами Израильского царства в 722 г. до н.э. часть его жителей была выселена в Ассирию, а на их место были переселены жители других областей Ассирийской державы. Новые поселенцы смешались с коренными жителями, постепенно создав и общую религию, основой которой стала религия израильтян. Вавилонское вторжение (588-586 гг. до н.э.) не нанесло существенного урона Самарии. Иудея же пострадала очень сильно; большинство ее жителей были изгнаны в Вавилонию. В VI в. до н.э. Самария стала духовным центром для всего остававшегося в Палестине еврейского населения.

В 538 г. до н.э. персидский царь Кир, овладевший Вавилонией, разрешил изгнанникам из Иудеи вернуться на родину. Евреи, изгнанные в Вавилонию, до тех пор не поддерживали никаких связей с соплеменниками, остававшимися в Палестине, считая себя основной и наиболее важной частью еврейского народа. Вернувшиеся изгнанники потребовали от палестинских соплеменников признать их первенствующее положение. Это требование не было удовлетворено, что и привело к конфликту. Когда жители Самарии выразили желание восстанавливать Иерусалимский храм вместе с вернувшимися иудеями, они получили отказ. Это положило начало противостоянию, которое привело, в конце концов, к разъединению двух групп евреев и созданию самаритянами собственного культа.

В выработке деталей нового культа на раннем этапе приняли участие священники и левиты из Иерусалима, женившиеся на самаритянках и изгнанные за это из города. Они же, судя по всему, стали родоначальниками самаритянских священнических родов. Первоначально самаритянская религия не слишком отличалась от иудейской. Самаритяне признали Тору (Пятикнижие Моисеево) в качестве единственного священного текста, соблюдали субботу и праздники, там установленные, кашрут (

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком