научная статья по теме САМЫЙ «МОСКОВСКИЙ» МУЗЕЙ Науковедение

Текст научной статьи на тему «САМЫЙ «МОСКОВСКИЙ» МУЗЕЙ»

САМЫЙ «МОСКОВСКИЙ» МУЗЕЙ

Ольга БОРИСОВА, журналист

На противоположном от Кремля берегу Москвы-реки расположен большой исторический район, где с начала XVIII в. селились торговые люди. Сюда, в тихую «гавань», они возвращались после трудового дня, проведенного в лавках и магазинах, находившихся в шумном центре города. И в отличие, скажем, от аристократической Тверской или Арбата, где вечером и ночью кипела светская жизнь,

в купеческом Замоскворечье спать ложились рано и вставали чуть свет.

Музей В. А. Тропинина и художников его времени.

Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. Художник В. Тропинин. 1844 г.

Здесь и поныне живо ощущение покоя, уюта, умиротворения, сравнимое с атмосферой русской глубинки. И хранители его — добротные, возведенные «на века» патриархальные дома-«крепости», одно- или двухэтажные, с мезонинами, с украшенными колоннами фасадами. Впрочем, полтора-два столетия назад подобные здания в стиле ампир* были типичны не только для Замоскворечья, но и для всего города. Теперь же этих немых свидетелей минувшего осталось немного, и тем они для нас ценнее.

В одном из замоскворецких особняков, построенном в первой трети XIX в. в Щетининском переулке, с 1885 г. жили негоцианты Петуховы, последним представителем которых, уже отошедшим от семейного дела, был Николай Григорьевич, этнограф и историк, большой поклонник изобразительного искусства. В его доме бывали многие деятели культуры, в частности Феликс Вишневский — сын председателя Московского художественного общест-

*См.: З. Золотницкая. «Благородная простота и величественное спокойствие». — Наука в России, 2009, № 3 (прим. ред.).

ва*, тонкий знаток отечественной живописи, страстный почитатель творчества великого русского портретиста Василия Тропинина и известный коллекционер, точнее, как он сам себя называл, собиратель.

Разыскивая бесценные картины, нередко прозябавшие в самых неподходящих местах — на чердаках, в подвалах и т.п., Феликс Евгеньевич выменивал или покупал их у владельцев. Причем «большинство вещей... находил в аварийном состоянии, делал атрибутику, и из ничего появлялись шедевры», — вспоминал внук Вишневского Юрий. В возрождении поврежденных полотен участвовал брат известного мастера кисти, действительного члена Академии художеств (с 1958 г.) Павла Корина** Александр, талантливый реставратор, копиист и пейзажист.

Отдавая дань подвижнической деятельности «спасателя картин», Петухов в 1965 г. завещал ему свой

*Московское художественное общество — объединение меценатов, коллекционеров, любителей искусства, 1832—1918 гг. (прим. ред.).

**См.: В. Нарциссов. «Юноша с фрески Гирландайо». — Наука в России, 2003, № 6 (прим. ред.).

Кружевница. Художник В. Тропинин. 1830-е годы.

особняк вместе с двухэтажным деревянным флигелем во дворе, построенным в 1883 г. А Феликс Евгеньевич вскоре передал само собрание живописи и оба здания городу Москве, до конца своих дней (1978 г.) оставаясь главным хранителем созданного тут в 1969 г Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени. Отметим, всего Вишневский подарил различным галереям страны около 800 произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, и многие из них воспроизведены в вышедшем в 2003 г., к 100-летию со дня рождения коллекционера, альбоме-каталоге «Дар бесценный».

Сначала эта сокровищница была филиалом Останкинского дворца-музея творчества крепостных, а в 1991 г. стала самостоятельным культурно-просветительским учреждением. Однако через 11 лет старинное здание потребовало капитального ремонта, и подавляющую часть коллекции перевезли в Государственный музей А. С. Пушкина* на Пречистенке.

*См.: Е. Богатырев. Литературный пантеон. — Наука в России, 2005, № 6 (прим. ред.).

Вновь открылся для посетителей особняк в Щетининском переулке лишь весной 2011 г., но уже с современной системой освещения и климат-контроля.

К тому времени реставраторы возродили к жизни более 200 ценнейших полотен, в том числе «Портрет принцессы Анны Леопольдовны» (1733 г.) кисти придворного художника, одного из наиболее значимых представителей россики (иностранных авторов, живших в нашей стране), француза Луи Каравака, лики апостолов — этюды к иконостасу неизвестного автора круга Владимира Боровиковского (1780-е годы). Добавим, реконструкция особняка включала и его расширение — обустройство подвального помещения, где разместили фондохранилище. Ведь первоначально здесь было 300 единиц хранения, а к настоящему времени стало почти в 10 раз больше.

Постоянная экспозиция самого «московского» музея (как его часто называют за тесную связь с историей и художественной культурой столицы XVIII — первой половины XIX в.) включает разделы портрета, акварели, пейзажа, картин бытового жанра, россики

Девушка с горшком роз. Художник В. Тропинин. 1850 г.

и, конечно, творения Тропинина. Всего мастер создал около 700 картин, ныне находящихся в различных галереях, но наибольшая коллекция его произведений (30 живописных и 20 графических) сосредоточена именно тут.

Примечательно, что все портреты великого живописца излучают благодушие, тепло, спокойствие, приветливость («зачем производить тяжелое впечатление, — считал он, — возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого человека? Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни»), что отвечало духу Первопрестольной, доброжелательной, неторопливой, хлебосольной. Как подчеркнула заместитель директора музея по науке кандидат искусствоведения Юлия Волгина, «Тропинин — художник московский по своему характеру, и не случайно он был столь любим и почитаем здесь. Для многих... личность Тропинина и его искусство стали символом московского образа жизни».

Родившийся крепостным (1780 или 1776 г.) в имении графа Моркова под Новгородом, Василий Анд-

реевич рано проявил склонность к рисованию и успешно учился в петербургской Академии художеств. Однако в 1804 г. молодому человеку пришлось ее оставить — в связи со смертью отца занять его должность управляющего барским поместьем, находившимся в деревне Кукавка на Украине (ныне Могилев-Подольский район Винницкой области). Между тем живописец был благодарен судьбе за проведенные там 20 лет, подчеркивая, что «всем обязан природе», поскольку «без отдыха писал с натуры».

В Кукавке Тропинин обучал рисованию детей графа, в 1806 г. руководил строительством по собственному проекту храма Святого Димитрия Солунского, в 1807 и 1818 гг. занимался его оформлением, в частности, писал иконы Иоанна Крестителя, Димитрия Солунского, Николая Чудотворца, Господа Саваофа, Богоматери с Младенцем. Кроме того, оттачивая технику письма, художник создал там множество этюдов и портретов в русле общего для европейского искусства начала XIX в. интереса к национальному колориту. Наиболее примечательна из них «Головка де-

I

Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной. Художник В. Тропинин. После 1838 г.

вушки-украинки» 1810-х годов, открывающая галерею прелестных образов идеального для художника типа женского лица.

В 1824 г. Тропинин, получив вольную и звание академика живописи, навсегда поселился в Москве. Одной из работ, послуживших основанием для присвоения ему высокого звания, была знаменитая «Кружевница» (1823 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва), прославившая автора как «русского Грёза»*, очень полюбившаяся публике и неоднократно им повторяемая. Вариант картины, представленный в музее, художник выполнил в 1830-е годы. Здесь же находится и одно из лучших творений мастера — пленительная «Девушка с горшком роз», написанная уже в 1850 г., но наделенная тем же округлым овалом лица, большими карими глазами, нежной улыбкой, что у миловидных крестьянок, вышивальщиц, прях, изображаемых им на протяжении всей жизни.

*Жан-Батист Грёз (1725—1805) — французский живописец-жанрист, глава сентиментально-морализирующего направления во французской живописи второй половины XVIII в. (прим. ред.).

Наука в России №3, 2012

Многие из мужских портретов Тропинина, отличающихся большой экспрессивностью, впервые в отечественном искусстве увековечили людей из народа. Пронзительный взгляд «Старика ямщика, опирающегося на кнутовище» (1820-е годы), как видно, много повидавшего на своем веку, следует за зрителями, надолго сохраняясь в их памяти. А вот перед нами, можно сказать, легендарный персонаж — Самсон Ксено-фонтович Суханов, скульптор-самоучка, староста петербургской артели гранитных дел мастеров, запечатленный живописцем в 1823 г. как вдохновенный созидатель, художник Божьей милостью. Каменотес, работой которого любовались архитекторы и ваятели с академическим образованием, создал в 1800-х годах исполинские аллегорические фигуры Невы, Волхова, Волги, Днепра у Ростральных колонн и немало других памятников, прославивших северную Пальмиру*.

Пожалуй, самый официозный в экспозиции — «Портрет Сергея Сергеевича Клушникова» (1828 г.),

*См.: С. Семенцов. Город архитектурной гармонии. — Наука в России, 2003, № 3 (прим. ред.).

Портрет княгини Екатерины-Каролины Александровны Долгоруковой. Художник Джованни Батиста Дамон-Ортолани.1804 г.

государственного деятеля, бывшего адъютанта великого полководца Александра Васильевича Суворова*. Есть здесь и изображения других отечественных сановников, в том числе Сергея Михайловича Голицына (после 1828 г.), Алексея Алексеевича Тучкова (1843 г.) — покровителей и друзей живописца. Между тем в историю искусства Тропинин вошел как родоначальник камерного, «домашнего», или «халатного», портрета. Именно в такой непринужденной манере он запечатлел, например, в 1839 г. представителя неслужилого дворянства Платона Николаевича Зубова.

Как говорили современники художника, он переписал едва ли не всю Москву. Было среди заказчиков и много негоциантов. Так, в музее представлены «Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной» (после 1838 г.) в модном в те годы русском народном костюме и парные изображения супругов Киселевых (около 1834 г.), где в женских лицах мы видим черты

*См.: А. Богданов. «Меч России». — Наука в России, 2011, № 1 (прим. ред.).

излюбленного образа автора, а в мужском — энергию, ум, уверенное

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком